Международная панорама: по следам форума G20

Сотрудник МИД СССР и России в отставке Юлдуз Халиуллин об отсутствии стабильности в мире. Серия 4

На днях в Гамбурге прошел саммит «большой двадцатки». Советско-российский дипломат и востоковед Юлдуз Халиуллин в авторской колонке «Реального времени» размышляет о встречах мировых лидеров, прошедших на полях форума G20. Колумнист нашей интернет-газеты в своем обзоре дает оценку состоявшихся переговоров саммита и событий за его рамками.

Немного цифр

Без всякого преувеличения можно сказать, что первая декада июля прошла под информационным натиском освещения этого крупнейшего международного события нынешнего года, который один из российских обозревателей назвал «чемпионатом мира по геополитике». Правда, я не могу согласиться с такой оценкой, поскольку возникает ряд вопросов. А кто победитель? А кто проигравшие этого чемпионата? А судьи кто?

Хотел бы начать с оценки двадцати стран, лидеры которых собрались в Гамбурге — во втором по величине городе Германии. Приведу некоторые цифры.

  1. В этих двадцати странах проживают 65% населения 7-миллиардного мира.
  2. Совокупная доля G20 составляет 80% мировой торговли.
  3. В этих странах сосредоточено 90% мирового ВВП (остальным 180 странам остается лишь 10% ВВП).

Мировой объем ВВП в 2016 году, по моим оценкам, составил 120 трлн долларов. На первом месте по этому показателю стоит Китай. На втором — США, на третьем — Индия, на четвертом — Япония, на пятом — Германия. Мы находимся где-то в конце первой десятки. Наш ВВП в истекшем году равняется 3,7 трлн долларов, что составляет 3% общего мирового объема.

Что касается ВВП на душу населения, на первом месте располагается Катар (более 130 тыс. долларов). Кстати, США по этому показателю — на 18—19-м месте (57 тыс. долларов). Германия — на 27-м месте (48 тыс. долларов). А Россия занимает 73-е место. Говоря о Китае и Индии, нужно иметь в виду, что население Индии приближается к отметке в 1,3 млрд человек, а в Китае — 1,375 млрд человек.

Можно себе представить, какие лидеры были представлены на саммите. И нетрудно догадаться, почему мировая общественность очень внимательно следила за проходящими в Гамбурге событиями.

В преддверии форума

Интересно было наблюдать за процессами, случившимися до форума, особенно за встречами лидеров государств, проходившими в преддверии G20. Мировые средства массовой информации обратили внимание, с какой стороны заехал в Гамбург Дональд Трамп. Американский президент решил посетить прежде всего Варшаву. Он проводил две идеи. Первая: Польша занимает важное место в Европейском Союзе и может оказывать определенное влияние на политику ЕС. Второе: он проталкивает американский сжиженный газ, а Польша является мировым хабом и центром продажи углеводорода для восточноевропейских и других стран. На сегодняшний день в Восточной Европе, в т. ч. и в Польше, 70—75% употребляемого газа российского происхождения. Что касается антироссийских высказываний Трампа в Варшаве, наши руководители и СМИ правильно сделали, что проигнорировали эти заявления, не став спорить и что-то доказывать.

Председатель КНР Си Цзиньпин подъехал на саммит через Москву, что очень показательно.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди приехал в Гамбург из Иерусалима, где он провел официальную встречу с руководителями Израиля. Существенно важно то, что Нью-Дели собирается закупать значительные партии новейшего оружия для военно-морских сил Индии системы противовоздушной и противоракетной обороны. Сумма сделки составляет порядка 2 млрд долларов, что делает ее одной из крупнейших в области ВПК.

Для Москвы в этом есть определенный сигнал, поскольку Россия также является крупным поставщиком для военно-промышленного комплекса Индии. Моди — один из немногих крупных мировых лидеров, кто перед саммитом G20 присутствовал на встречах в Санкт-Петербурге и участвовал в переговорах в Астане. Он подходил к Гамбургу с разных сторон.

Геополитика многополярного мира на полях саммита G20 в Гамбурге

Основную повестку двухдневного форума подготовила «хозяйка» саммита — канцлер Германии Ангела Меркель. Она обозначила три главные проблемы: изменение климата и мировой экологии; преодоление протекционизма в мировой торговле; перспективы устойчивого экономического развития мира. Каждый имел право высказаться по этим вопросам и поставить другие.

Конечно, мировые медиа следили за контактами Меркель с Трампом, Путиным, Макроном, Си Цзиньпином и другими лидерами. Но центральное место, на мой взгляд, занимала двухчасовая беседа президента России Владимира Путина с Дональдом Трампом. Об этом коротко проинформировал сам Путин, а также министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Я не слышал и не видел, чтобы кто-то с американской стороны выступал перед журналистами по этому вопросу.

В центре внимания был и председатель КНР Си Цзиньпин, в том числе его встречи с Путиным, Меркель и Трампом.

Пылающий Ближний Восток

Чрезвычайно важным было то, что была достигнута договоренность между Вашингтоном и Москвой по деэскалации военных действий на юго-западе Сирии. Накануне встречи президентов России и США в Аммане было подписано трехстороннее соглашение о временном прекращении огня на юго-западе Сирии. Это позитивный момент как в целом форума, так и российско-американских отношений. Надо также иметь в виду, как будут реагировать Иран, Израиль и страны Персидского залива, которые тоже имеют свои интересы в этой части Сирии. Хотелось бы, чтобы до конца года Сирия успокоилась.

Как раз к моменту окончания форума иракское руководство, наконец-то, заявило: после 10-месячных сражений за Мосул коалиционные войска его практически полностью захватили, правда, уже в разрушенном состоянии. Это второй город (население — 2 млн человек) после Багдада. К тому времени практически 1 млн жителей находились за пределами Мосула.

За последние 25 лет на Ближнем Востоке и в других точках Земного шара не было ни одного месяца без элементов локального военного конфликта. Многие, наверное, не помнят о восьмилетней ирано-иракской войне. Трагедии в Ливии, Сирии, Ираке, до сих пор не завершенные, связаны с вмешательством западных стран в их дела.

За рамками официального

Нужно подождать полтора — два месяца, а потом можно вернуться к оценкам итогом саммита. К тому же в сентябре в Китае намечена встреча лидеров стран БРИКС. В середине сентября (третий вторник сентября) начнется сессия Генеральной ассамблеи ООН. Будем следить.

Канал встречи руководителей России и США открыт, следует ждать дальнейшей возможности сотрудничества между Вашингтоном и Москвой по наиболее важным вопросам: контроль ядерного оружия, недопущение выхода из ранее заключенных соглашений по РМСД (о ликвидации ракет средней и меньшей дальности). Если каналы будут расширяться, это будет важным шагом.

В треугольнике Запад — Китай — Россия мы заглядываем с запада на восток. Как отметил Путин, прошла уже 23-я встреча между председателем КНР и президентом РФ, что показывает, что у нас активно развиваются дружественные связи с Пекином.

Должен отметить, что переговоры G20 шли на фоне активных выступлений антиглобалистов. И вопреки различным заявлениям, следует признать, что не все антиглобалисты являются какими-то экстремистами. Они, например, поднимают вопросы социальной несправедливости в мире: почему так много голодающих, нищих? Полиция без особо жестких мер смогла попридержать их пыл.

Что касается изменения климата, много говорят о недопущении повышения температуры на два градуса. Мы уже почти два месяца живем под дождями. В городах центральной части Европы наблюдаются обильные осадки, наводнения. Природа же показывает свои капризы вопреки выводам политиков и ученых о потеплении. Народ начинает думать по-другому.

Юлдуз Халиуллин
Справка

Юлдуз Нуриевич Халиуллин — российский дипломат, востоковед, писатель. Руководитель Московского филиала Международной экономической академии Евразии.

  • Родился в деревне Иске Кызыл Яр Агрызского района Татарстана в крестьянской семье.
  • 1964 год — окончил МГИМО МИД СССР.
  • 1978 год — окончил Дипломатическую академию МИД СССР и аспирантуру.
  • Защитил диссертацию на тему «Экономическая дипломатия Пакистана» (опубликована в 1980 году).
  • С 1964 по 1991 год работал в системе МИД СССР, с 1992 по 2000 год — в МИД РФ. Занимал дипломатические должности в посольствах в Индонезии, Пакистане, Бангладеше, Румынии, Непале и Шри-Ланке, в Киргизии и Казахстане.
  • В 1999 году избран членом-корреспондентом Международной экономической академии Евразии (МЭАЕ, Алма-Ата).
  • Автор ряда книг по вопросам внешней политики и дипломатии, в том числе двухтомника «Восток глазами дипломата».
  • Автор более 100 статей по различным вопросам — от современной татарской поэзии до актуальных проблем ядерной физики. Колумнист «Реального времени».

Новости партнеров