«Чиновники любят тихий отдых, Maybach или Rolls-Royce с водителем, обязательно не говорящим по-русски»

Интервью с жителем Нижнекамска, попавшим в ДТП с участием шести машин в Дубае и оказавшимся бизнесменом из ОАЭ

На уходящей неделе по всей республике разошлась новость о том, что житель Нижнекамска устроил ДТП с участием шести машин в Дубае. «Реальное время» связалось с героем многочисленных публикаций и по совместительству владельцем салона проката люксовых машин в ОАЭ Ильнуром Шакирзяновым, который раскрыл подробности массового столкновения на дороге и рассказал о том, действительно ли в произошедшей аварии есть его вина. Также наш собеседник поведал о том, как простой парень из Нижнекамска начал сдавать в аренду Lamborghini и Rolls Royce чиновникам из Верховной Рады Украины и мировым знаменитостям, сложно ли открыть бизнес в Дубае и насколько дорога жизнь в крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов.

«Был риск, связанный с тем, что машина дорогая, и не дай бог, была бы какая-то ошибка в документах…»

— Ильнур, на этой неделе на всю республику прогремела новость о ДТП с вашим участием. Не могли бы вы рассказать, как это произошло? Вы не пострадали, все в порядке?

— Да, была авария, но все обошлось. Я был за рулем автомобиля, но моей вины в произошедшем нет — сзади просто «прилетел» автобус, водитель которого уснул за рулем. В тот момент, когда автобус уже приближался ко мне, его водитель начал жать на тормоз, но не успел остановиться, и сзади в него еще несколько машин въехало.

Был риск, связанный с тем, что машина дорогая, и не дай бог, была бы какая-то ошибка в документах… Даже несмотря на то, что мы воспользовались услугами страховой компании, нам бы пришлось заплатить 20 тысяч дирхам (5500 долларов), чтобы они просто начали что-то делать с этой машиной. Именно с салоном Lamborghini и со страховой очень серьезные отношения, и надо все делать крайне внимательно.

— Космические суммы, конечно…

— Да, а с нынешним курсом для России это огромные деньги. Вообще, первые три года в Дубае я переводил все в рубли, когда тратил деньги, а сейчас я уже просто не порчу себе настроение и не делаю этого.

«Мы купили машины, запустили рекламу, пригласили моделей из России»

— Прежде чем задавать вам вопросы о жизни в ОАЭ, хочу попросить вас рассказать о том, чем вы занимались до отъезда и что вас связывает с Татарстаном?

— Я родился и вырос в Нижнекамске, там же закончил девять классов в среднеобразовательной школе. Некоторое время работал в логистической компании, которая занималась грузоперевозками по всей России, а потом нашел инвестора для открытия представительства дубайской туристической компании в Нижнекамске. Это дало мне возможность поехать в Эмираты, где у меня было достаточно много знакомых, и я «закрепился» там, устроившись на работу в местную туристическую компанию.

После трех месяцев работы в офисе я уволился и открыл компанию по аренде авто. Сначала у нас были простые машины: Toyota Camry, Toyota Corolla, Mazda. Год я так проработал, понял, что мне это не совсем интересно, и открыл вместе с партнерами компанию по аренде люксовых машин. Мы купили машины, запустили рекламу, пригласили моделей из России для рекламных фотосессий на сайт и в Instagram.

Сначала у нас были простые машины: Toyota Camry, Toyota Corolla, Mazda. Год я так проработал, понял, что мне это не совсем интересно, и открыл вместе с партнерами компанию по аренде люксовых машин

— Почему вы решили заняться именно машинами?

— Туризм мне, во-первых, надоел, а, во-вторых, он «упал» как отрасль по всему миру, на мой взгляд. Люди начали самостоятельно приезжать в те или иные страны, делать визы, бронировать жилье, отели. Плюс во многих странах въезд сделали безвизовым. Я не вижу смысла в туризме сейчас, но, кстати, по-прежнему помогаю делать визы: и американские, и канадские, и эмиратские, и российские, и украинские…

А в автомобилях я, конечно, был изначально заинтересован, вообще, наверное, с детства. Я, если честно, специально не напрягался, чтобы открыть какую-то компанию — все постепенно пришло само. У меня были знания, и ко мне пришли люди с деньгами и предложением сделать бизнес. Вообще, сначала я работал в компании, где было около 20 люксовых машин, со своим другом, но по стечению обстоятельств он уехал из Эмиратов, а я решил, что нет смысла забрасывать это дело, потому что у меня накопился хороший опыт, появилась клиентская база и постоянные клиенты.

Сейчас это не просто аренда машин. Люди, которых мы обслуживаем, очень влиятельные и богатые — это депутаты, чиновники, звезды, спортсмены.

— Ильнур, а какой самый дорогой автомобиль вы сдавали в аренду?

— У нас есть два примерно похожих автомобиля — это Lamborghini SV и Rolls-Royce Dawn. Они самые дорогие.

— А каким машинам вы сами отдаете предпочтение?

— Я люблю Mercedes 63 coupe, люблю Rolls Royce Dawn. К спортивным машинам абсолютно никакого интереса нет — я устал от них.

«Естественно, чиновники не хотят, чтобы кто-то знал о том, что они приезжали, брали машины в аренду, тратили деньги»

— Не могли бы вы рассказать о ваших клиентах чуть подробнее, если это не секрет, конечно?

— Мы работаем на тот класс людей, которым необходима конфиденциальность во время пребывания здесь и осторожная работа без лишней информации. Мы обслуживаем наших и иностранных спортсменов, артистов, звезд, актеров. У каждого, естественно, свои капризы, свои потребности. Конфиденциальность, хороший сервис, дорогие машины в отличном состоянии, заправленные и помытые — все это мы им обеспечиваем.

У нас обслуживается весь «Дом-2», люди из BlackStar — это Тимати, Егор Крид, Мот, Кристина Си, Монатик и другие. Все они наши хорошие друзья, а во многих клипах, кстати, используются наши автомобили. Нашумевшая группа «Грибы» тоже приезжала: они машины не брали — мы просто подружились и решили, что, если они приедут в следующий раз, то возьмут машины именно у нас. Рэперы из Штатов тоже были. Вообще, у наших друзей есть клубы, с которыми мы сотрудничаем — они привозят сюда артистов, которые арендуют наши автомобили. Часть машин мы, кстати, даем бесплатно в целях рекламы.

Если говорить о чиновниках, то это по большей части Украины касается. Естественно, они не хотят, чтобы кто-то знал о том, что они приезжали, брали машины в аренду, тратили деньги. Они любят тихий отдых, Maybach или Rolls-Royce с водителем, причем обязательно не говорящим по-русски, чтобы они спокойно могли обсуждать свои дела по телефону. Российские чиновники у нас тоже были, просто очень серьезные люди из Москвы и золотая молодежь, конечно.

Мы обслуживаем наших и иностранных спортсменов, артистов, звезд, актеров. У каждого, естественно, свои капризы, свои потребности

— А из Татарстана видные клиенты бывали?

— Вообще, из татар могу назвать только Тимура Батрутдинова, наверное (это еще в предыдущей компании было — мы тогда плотно работали c Comedy Club). С татарстанской элитой я, в принципе, готов сотрудничать, мне это было бы интересно.

Если не говорить про работу, то из Татарстана я здесь чаще всего пересекаюсь с нашими имамами (подчеркну, что они не наши клиенты). Я их встречаю здесь, мы общаемся на какие-то личные темы, потому что у нас дружеские отношения.

— А вообще, много ли татар вы встречаете в Дубае? В вашем окружении их много?

— Честно сказать, у меня в окружении нет татар. Я знаю только, что в соседнем городе есть один татарин — Исмагил Шангареев, очень известный человек. А раньше у меня здесь был один друг татарин, но он уехал, к сожалению.

«С российским паспортом зарплаты здесь будут чуть выше, чем у пакистанцев и индусов»

— Сложно ли вообще открыть бизнес в Дубае?

— Здесь массы не облагаемых налогами зон — это в основном порты или «медиарайоны», в которых открывают издания и телеканалы. Там нет налогов и там вам не нужен спонсор — можно прийти, открыть компанию, затем открыть визу на ту же компанию и жить спокойно. С этим абсолютно никаких проблем нет.

— Насколько прибыльно сдавать люксовые авто в аренду в Дубае и высока ли конкуренция?

— Конкуренции мы практически не чувствуем. Предыдущая компания, с которой все начиналось и в которой я работал, как раз была первой и самой известной для русского маркета — у нас, грубо говоря, обслуживался весь русскоговорящий сегмент.

У нас есть очень хорошие друзья, которые ориентированы именно на арабоговорящую публику, однако на арабском рынке цены не такие интересные, как на российском, потому что арабы очень любят торговаться, набивать цену, а арабские клиенты часто портят машины, поэтому мы не очень любим с ними работать.

По поводу дохода: если не лезть в кредиты, лизинги и все машины брать за наличку, то можно вполне успешно работать и диктовать цены на маркете.

— Ильнур, сейчас вы владеете успешным бизнесом, но поначалу сложно ли вам было закрепиться в Эмиратах? И, кстати, есть ли там такое понятие, как ПМЖ или только рабочая виза и все?

— Закрепиться и остаться в Эмиратах, на самом деле, не так легко. Были времена, когда я в машине ночевал, но лучше не буду об этом… Действительно, здесь у вас есть только рабочая виза, которая дается на два года, а гражданство получить возможно, но сделать это крайне сложно. Среди моих знакомых точно нет таких людей. Вообще, я слышал о том, что один из первых россиян, получивших эмиратский паспорт, — это окулист, который восстановил зрение шейху. После этого ему подарили паспорт, правда, этот документ никаких плюсов не дает. Здесь есть паспорта двух видов: full-power со всеми привилегиями, субсидиями и льготами, которые даются местным арабам, и паспорт, который тебе, допустим, подарили — с ним ты просто существуешь без визы.

Закрепиться и остаться в Эмиратах, на самом деле, не так легко. Были времена, когда я в машине ночевал, но лучше не буду об этом…

— Правда ли, что зарплата здесь очень сильно зависит от гражданства, и на одной и той же должности россиянин и американец могут получать совершенно разные деньги?

— Да, абсолютно верно. С российским паспортом здесь нет абсолютно никаких привилегий при устройстве на работу. Зарплаты будут чуть выше, чем у пакистанцев и индусов, — здесь есть такой небольшой национализм. Если у вас американский или европейский паспорт, то зарплата у вас будет очень хорошей, как и условия: вы будете знать, что такое отпуск и у вас гарантированно будут отпускные. Я сам официально проработал в Эмиратах на компанию три месяца и понял, что с российским паспортом работать здесь не очень весело.

«Как расшифровывается Дубай: «Ду» — это сделай, «Бай» — это покупай. Сделай деньги и покупай»

— А как обстоят дела с ценами на бензин, технику, продукты?

— Если говорить про бензин, то было время, когда он стоил 1 дирхам или чуть меньше, а сейчас цена за литр 95-го бензина составляет 1,8 дирхама. Дело в том, что был принят закон, согласно которому каждый месяц в зависимости от стоимости барреля нефти цена на бензин будет меняться. А, в принципе, при заправке автомобиля я не чувствую, чтобы это было дорого.

Что касается еды и вообще мелких расходов, то здесь на это уходит много денег. Хоть вы 10000 долларов зарабатываете, хоть 30000, в этой стране вы будете тратить все. Я не знаю почему, но я сам вывожу отсюда деньги очень редко — в основном они все уходят. Страна заинтересована в том, чтобы люди оставляли свои деньги здесь. Как расшифровываются Дубай: «Ду» — это сделай, «Бай» — это покупай. Сделай деньги и покупай.

— Ильнур, скажите, есть ли там малоимущие семьи и граждане, но не среди эмигрантов, а из местных?

— Да, такие, я думаю, есть, но скажу сразу, что здесь нет бомжей — такого понятия просто не существует. Есть бедуины, которые отказываются от гражданства и все еще живут в пустыне, хотя они местные и по паспорту могут получать деньги и привилегии. Вообще, все зависит от того, кто и как распорядился своими деньгами изначально: когда человек рождается, ему автоматически перечисляют хорошую сумму, которую он может забрать по достижении 21 года. Если его родители получили деньги и правильно их использовали (поставили бизнес, вложились во что-то), то вопрос о бедности сразу снимается. Кстати, местным открыть здесь бизнес и получить от него какой-то заработок проще простого — даже электричество для них бесплатное было всю жизнь (а электричество и вода здесь очень дорогие — вода стоит дороже, чем бензин) и так далее. Благодаря привилегиям у них просто минимальные затраты.

Но стоит сказать, что на сегодняшний день они начали немного «поджимать» своих. Эмираты выиграли «Экспо-2020», и к этому времени должны полностью подготовить ОАЭ, достроить все небоскребы и сдать их. Поэтому они включили туристический налог, платные дороги, платные парковки плюс у них очень дорогие штрафы — и все эти деньги сейчас получает государство. Также, насколько я знаю, в 2018 году они хотят включить НДС, а «растаможка», которая всю жизнь была бесплатной, сегодня составляет 5% от стоимости автомобиля.

Что касается еды и вообще мелких расходов, то здесь на это уходит много денег. Хоть вы 10000 долларов зарабатываете, хоть 30000, в этой стране вы будете тратить все

— Насколько строгие там законы и ограничения?

— По сравнению с Россией здесь, конечно, есть ряд заметных и нетипичных для нас ограничений, но по сравнению с другими Дубай считается самым светским и раскрепощенным. В остальных странах возможно такое, что, если девушка будет идти по улице в коротком платье или в короткой юбке, ее могут отправить домой переодеваться. А в Дубае все пляжи и клубы всегда полные. С четверга по субботу, вне зависимости от сезона, заполнены все отели и клубы, а рент-кары стоят пустые, потому что арабы из близлежащих арабских стран, где все жестко ограничено, приезжают сюда отдохнуть.

— Ильнур, напоследок хочу вас спросить: скучаете ли вы хоть немного по Татарстану и по холодной России?

— В Татарстане, Казани, Нижнекамске я бываю один или два раза в год, но, конечно, я скучаю. Нижнекамск — это мой самый любимый город. Там мои родители, моя семья. И я, кстати, ни за что не позволю продать ту квартиру, в которой я родился и вырос, потому что это — мои воспоминания.

Лина Саримова, фото instagram.com/dubai_club

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров