Минниханов: «КАМАЗ станет крупным плательщиком по налогу на прибыль, если нарастит продажи на 10 тысяч машин»

Челнинский автогигант впервые за три года вышел в прибыль и в третий раз за четверть века готов выплатить дивиденды

Минниханов: «КАМАЗ станет крупным плательщиком по налогу на прибыль, если нарастит продажи на 10 тысяч машин»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

На собрании акционеров КАМАЗа стало известно, что корпорация впервые за три года вышла в прибыль и в третий раз за четверть века готова выплатить дивиденды. Кроме того, автогигант готов вложиться в создание нового и первого с советских времен двигателя, собственной разработки. Здесь же вновь всплыли уже старые слухи о том, что Ильдар Халиков покинет совет директоров, а его кресло займет Анатолий Сердюков. А Сергей Когогин объяснил «Реальному времени», почему КАМАЗ не может себе позволить существенно увеличить объемы производства и продаж в новом сегменте.

КАМАЗ, выбравшись из кризисной ямы, готов вернуться к показателям продаж 2012 года

Сегодня впервые за три года прошло оптимистично-радостное собрание акционеров, на котором было объявлено, что в 2016 году автогигант реализовал в России свыше 28 тыс. КАМАЗов грузоподъемностью свыше 14 тонн, что выше показателя 2015 года на 22% (объем всего отечественного рынка — 40 тыс. единиц — и он тоже вырос по сравнению с 2015 годом на 11%). Всего на внутреннем и внешнем рынке компания продала 34,4 тыс. машин (в 2015 — 29,7 тыс.), рост продаж составил 16%. На экспорт ушло 6,2 тыс. машин. Доля рынка в России, которую занимает компания КАМАЗ в 2016 году составила 56%. Напомним, в 2015 году доля челнинского автогиганта на отечественном рынке грузовиков была 51%. В 2014 году Сергей Чемезов, глава «Ростеха» (главного акционера КАМАЗа — владеет 49,9% акций) заявлял о доле компании в 46%, а Сергей Когогин был еще осторожнее, называя цифру в 41%.

Любопытно, что цифра в 34,4 тыс. проданных в итоге машин свидетельствует о перевыполнении плана командой Когогина, который ставил планку на 2016 год в 32 тыс. проданных грузовиков. Причем, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Реальное время», он уточнял с грустью, что «выход на 32 тыс. проданных машин еще не гарантирует безубыточности — для безубыточности нам необходимо производить и продавать минимум 36 тыс. машин». Учитывая, что компания, продав 34,4 тыс., а не 36 тыс. машин, вышла из убыточной ямы (в 2015 году убыток составил 2,3 млрд рублей при выручке в 97,5 млрд рублей), закрыв 2016 год чистой прибылью по МСФО в размере 656 млн рублей (при выручке в 133,5 млрд.). Получается, что экономисты Сергея Когогина лишний раз перестраховались, осторожничая в своих прогнозах.

В 2014 году компания продала 32,6 тыс. машин. В 2015 году — 29,7 тыс., из них 6,5 тыс. — на экспорт, то есть с экспортом год спустя дела идут еще хуже, основной прирост дали внутрироссийские продажи. Несмотря на постепенный рост продаж, для сравнения напомним, что в 2013 году автогигант продал 38 тыс. машин (при плане в 45 тыс. — причины в «удручающем состоянии рынка грузовиков», оправдывался тогда Когогин), а в 2012 году — 39 тыс. машин. По словам гендиректора компании, планировалось, что в этом году КАМАЗ продаст 36 тыс. машин («привет» точке безубыточности), но теперь, как выяснили спецы автогиганта, отечественный рынок вырос до планки в 50 тыс. машин на 2017 год: в результате команда Когогина оптимистично верит в то, что, возможно, удастся продать и 39 тыс. машин, то есть продажи выйдут на уровень 2012 года.

Выручка больше, чем в 2013 году, но прибыль меньше: итоги двухлетних убытков…

Да и с объемом выручки и чистой прибыли пока компания лишь откатилась к 2014 году. Так, действительно, в 2015 году убыток компании составил 2,3 млрд рублей при выручке в 97,5 млрд рублей (по МСФО) — в 2016 году рост, таким образом, составил 37%. В 2014 году убыток составлял 424 млн рублей при выручке в 110,5 млрд рублей. Однако в 2013 году при выручке в 114,3 млрд рублей компания смогла получить чистую прибыль в 4,3 млрд рублей. В 2016 году автогигант показал выручку большую, чем в 2013 году, а прибыль, при этом уменьшилась в семь раз.Очевидно, немалая часть денежных вырученных средств пошла на закрытие двухлетних убытков.

2017 год, судя по всему, КАМАЗ начал тоже неплохо: за пять месяцев реализация грузовиков выросла на российском рынке на 31% — правда, реализация на экспорт выросла всего на 5%. (К слову, сегодня Сергей Когогин объявил о последних этапах переговоров с правительством Сенегала по строительству камазовского завода по сборке машин. Вложения должны составить на первом этапе 50 млн евро). Общий же рост продаж пока составил 18%. Но, увы, доля КАМАЗа на отечественном рынке при этом упала, составив 52%. Позднее, на пресс-конференции Сергей Когогин объяснил нам этот неожиданный казус.

КАМАЗ в третий раз за четверть века выплатит дивиденды: на них пойдет четверть прибыли или почти 300 млн рублей

Сам Когогин, открывая собрание акционеров, заметил, что автомобильный рынок России впервые за последние годы показал «умеренный рост». Прогнозы «оправдались»:

— Даже на падающем рынке мы лидировали в российском автопроме, чему помогла и поддержка «Ростеха», — поблагодарил глава КАМАЗа сидящего в президуме Сергея Чемезова, — и наши собственные верные решения.

Главная новость — впервые с 2013 года будут выплачены дивиденды, это в третий раз за последние 25 лет. По итогам 2013 года было выплачено 206 млн рублей дивидендов (по 29 копеек за акцию). На этот Сергей Когогин озвучил цифру в 297 млн рублей (42 копейки за акцию). Учитывая размер прибыли по РСБУ (автогигант выплачивает дивиденды, основываясь не на отчетности по МСФО, а на отчетности по РСБУ) — 1,2 млрд рублей, получается, что на выплату дивидендов пойдет почти четверть всей чистой прибыли. Что касается инвестиций в разработки, то в 2016 году в них было вложено 8,2 млрд рублей. Когогин пообещал, что цифра эта в 2017 году вырастет и вовсе до 20 млрд рублей инвестиций минимум.

Команда Когогина, презентовав первый с советских времен новый движок, готова к штурму рынка в 2019 году

К слову, об инвестициях. Немалый объем — 14 млрд. рублей — составят инвестиции по проекту нового и первого с советских времен «абсолютно камазовского, собственных сил и разработки» двигателя Р6 с рабочим объемом 12 литров и мощностью от 380 до 750 л. с., который будут выпускать с «электронным паспортом», одновременно снабдив его выпуск налаженным сервисным обслуживанием (так, на КАМАЗе признают, что основные проблемы с продажами машин нового модельного ряда в прошлом году были связаны с недостатками сервиса). Новый двигатель перед собранием акционеров показали как журналистам, так и совету директоров и в первую очередь Сергею Чемезову.

В этом году выпустят партию опытных образцов в 200 штук, основное производство начнется с 2019 года, когда должны будут произвести 12 тыс. двигателей. Новые двигатели будут ставить на новые же грузовики (их производство также стартует в 2019 году), с новыми кабинами и т. д. Уровень локализации — 87% (иными словами, 13% составляющих — иностранного производства). Какова будет стоимость двигателя в компании не сообщают, но дают намеки: старые грузовики стоят от 2 млн рублей, машины нового модельного ряда с новой кабиной — от 3 млн рублей. Разница будет в первые годы похожей — то есть полтора раза. Чемезов уверяет, что линия по сборке новых двигателей, которая ему очень понравилась, — одна из лучших в стране.

На погашение убытков направят 137 млн рублей, в резервный фонд компании — 768 млн рублей. Любопытно, но и на этот раз, как и в предыдущие два года, совет директоров отказался от выплаты себе вознаграждения. Этот факт особенно любопытен тем, что были времена, когда совет директоров, напротив, себя вознаграждал, а дивиденды не выплачивал. С чем связан неожиданный аскетизм директоров неизвестно. Возможно, впрочем, что часть из них получит немалые суммы и в результате выплаты дивидендов?

Плюс Сердюков и минус Халиков? — как изменится совет директоров автогиганта и почему

Еще одна новость. Вероятно вхождение в совет директоров бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова с относительно негативным репутационным шлейфом из-за дела о хищении в «Оборонсервисе». Впрочем, информация об этом уже всплывала в марте.

Бывший глава Федеральной налоговой службы ныне остался как бы безработным, и его тут же подхватил к себе в команду Сергей Чемезов, включив экс-министра в состав совета директоров холдинга «Веротолеты России» (входит, как и КАМАЗ, в «Ростех»), одновременно назначив индустриальным директором по авиационному кластеру госкорпорации «Ростех». Зачем и почему необходимо было вхождение Сердюкова — неизвестно. Очевидно, что какой-то из директоров свое место потеряет: в кулуарах говорят, что из совета директоров выйдет Ильдар Халиков, входивший в него как представитель татарстанских властей. Такой исход также обсуждался еще весной. После ухода с должности премьер-министра в «Татэнерго», нахождение Халикова в составе совета директоров КАМАЗа действительно выглядит и странным и поэтому находится под вопросом.

На собрании акционеров прошло голосование по новому списку совета директоров, но, как и раньше, список этот журналистам не был показан. Глава пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев заявил, что результаты голосования станут известны через два-три рабочих дня. А Сергей Чемезов, комментируя вероятное вхождение Сердюкова в КАМАЗ и общее недоумение присутствующих, заметил, что не видит в этом ничего удивительного: и опыт, мол, у Сердюкова неплохой, и в ФНС работал, и знает нужды оборонки, а стало быть, может в этом смысле помочь автогиганту (который в рамках госзаказа тесно сотрудничает с министерством Сергея Шойгу).

Сергей Когогин — «Реальному времени»: «Мы не можем себе сегодня позволить существенно увеличить объемы производства и продаж в новом сегменте»

На пресс-конференции гендиректор КАМАЗа прокомментировал корреспонденту «Реального времени» неожиданное снижение доли рынка:

— В прошлом непростом году у вас доля на рынке была 56%, а по результатам первых пяти месяцев хорошего года вдруг 52%? С чем это может быть связано?

— Российский рынок растет только в премиум-сегменте, — признался нам Сергей Когогин. — Как и ожидалось, роста продаж обычных старых грузовиков просто нет. Наш план в этом году выпустит 6,2 тыс. автомобилей нового семейства. С учетом нашей серьезной кооперации с «Даймлером», круг размещения заказов на комплектующие из Штутгарта — 6 месяцев. Поэтому мы не можем себе сегодня позволить существенно увеличить объемы производства и продаж в новом сегменте. И не считаем это необходимым. Поэтому мы начали терять в какой-то степени долю на рынке. Но тем не менее идем с хорошим плюсом относительно уровня прошлого года.

— Сергей Анатольевич, какова, по вашему мнению, может быть доля на рынке у нового грузовика с новым двигателем, производство которого стартует в 2019 году? Какие прогнозы?

— Наши планы даже излишне пессимистичны! Потому что замещение старых моделей новым модельным рядом идет даже быстрее, чем мы ожидали! — радостно и гордо заметил нам глава челнинского автогигинта. — Все клиенты, которые сегодня покупают у нас автомобиль, берут машину, чтобы зарабатывать на ней деньги. Соответственно это для них средство производства. И все серьезно заботятся сегодня о таких параметрах, как межремонтный пробег, срок сервисного обслуживания и расход топлива. На старых автомобилях многого добиться невозможно. Вот двигатель, который мы спроектировали, он, при приемлемой цене для клиента, имеет, согласно нашим испытаниям, очень хорошие характеристики, соответствующие топу мировых двигателей.

Рустам Минниханов объяснил «Реальному времени», зачем власти РТ все эти годы помогали КАМАЗу и почему приоритет вовсе не в налоговых отчислениях в бюджет

Впечатлившись бодростью и уверенностью в завтрашнем дне Сергея Когогина (заявлявлявшего нам скорбно два года назад, что обычно у кризиса видно дно, а у «этого кризиса дна не видно»), мы поинтересовались у президента РТ Рустама Минниханова, также прибывшего на собрание акционеров, — какой отдачи татарстанские власти теперь ждут от автогиганта:

— Рустам Нургалиевич, вы и правительство Татарстана последние годы миллионами и миллиардами рублей помогали КАМАЗу. Понятно же, что Казанский Кремль не занимается благотворительностью! Какой отдачи ждете, например, по части бюджета? Грубо говоря, какова, по-вашему, должна быть рентабельность ваших в КАМАЗ вложений?

— Знаете, я хочу сказать, что КАМАЗ это градообразующее предприятие. Если плохо на КАМАЗе, у нас второй город по республике лихорадит! Поэтому в любые кризисы мы рука об руку решаем проблемы, — обернулся он к смущенно улыбающемуся Когогину, — и Сергей Викторович нам помогает! Конечно, автомобильный бизнес очень непростой. И мы сегодня очень рады, что появились позитивные результаты, прибыль появилась. И это же все случилось (имеются в виду тяжелые последние годы кризиса для КАМАЗа, — прим. ред.) из-за состояния экономики. Финансовые рынки, экономика замедлилась. КАМАЗ-то готов производить на 20—30 тыс. машин больше.

— И, второе, мы вместе с Когогиным ищем новые рынки, ездим, ищем, в какой стране что мы можем продать. Идет разработка нового модельного ряда. Мы понимаем, что если у нас не будет новых моделей, кабины, двигателя… Новые машины КАМАЗа, если посмотрите, они же ничем не уступают мировым производителям. Благополучие КАМАЗа — это благополучие республики и города. И не забывайте об огромном числе поставщиков на КАМАЗ, людях, которые там работают.

— То есть налоги на втором месте? — уточнили мы.

— Налоги — не на первом месте. Налоги, они на месте налогов! Но КАМАЗ дает столько работы, средств для жизни — на самом КАМАЗе 36 тыс. человек работают, плюс «смежники», там тоже тысяч 20. Вот КАМАЗ сегодня дает заработать 50—60 тыс. человек. А это очень важно для республики. Если мы не будем гибко подходить… Он (Сергей Когогин, — прим. ред.) налоги отдаст! Если КАМАЗ нарастит продажи еще на 10 тыс. машин — он станет крупным плательщиком по налогу на прибыль.

Сергей Афанасьев, фото prav.tatarstan.ru
ПромышленностьМашиностроение

Новости партнеров