Сергей Когогин загадал рост продаж для «КАМАЗа»

Спасибо Казахстану, новая планка безубыточности автогиганта и будущее «КАМАЗ-мастера»

Сергей Когогин загадал рост продаж для «КАМАЗа»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Сегодняшнее собрание акционеров ПАО «КАМАЗ», которое также прошло в челнинском IT-парке, было гораздо более оптимистичным, нежели прошлогоднее (когда гендиректор компании заявил «Реальному времени», что если «у кризиса 2008-2009 годов был виден конец, сейчас — не видно»). Несмотря на то, что дивидендов по итогам 2015 года, ставшим для автогиганта убыточным, акционеры вновь не увидят, а совет директоров даже рекомендовал не выплачивать себе вознаграждение, планы на 2016 год у компании сдержанно оптимистичные. Тем не менее, как заявил корреспонденту «Реального времени» гендиректор автогиганта Сергей Когогин, нынешний план в 32 тыс. проданных машин еще не гарантирует компании безубыточности: необходимо продать минимум 36 тыс. машин.

«Есть основания, что в 2016 году продажи вырастут»

Сергей Когогин был на этот раз полон сдержанного оптимизма. В своем докладе на собрании акционеров (92,2% голосующих акций на 652,5 млн рублей, кворум был) он заявил, что, к сожалению, в 2015 году рынок грузовых автомобилей, как и экономика РФ, упал, зато выросла доля экспорта компании и доля российского рынка. Если в 2014 году «КАМАЗ» в своем сегменте занимал 41% рынка, то по итогам 2015 года доля выросла до 51% (во многом за счет девальвации рубля и удорожания зарубежных грузовиков). Выросли в итоге и инвестиции, которые в прошлом году Когогин обещал не урезать. Действительно, если сравнить с прошлогодними 2 млрд рублей вложений, нынешние 6 млрд рублей выглядят внушительно.

— Есть основания, — радостно заявил Когогин, — что в 2016 году продажи вырастут. Всего же в 2015 году было продано 29,7 тыс. машин, из них 23 тыс. — на внутреннем рынке, и 6,5 тыс. машин ушло на экспорт.

Экономическая ситуация «провалила» первоначальный план «КАМАЗа» по продажам на 11 тыс. грузовиков

Глава компании не стал портить настроение акционерам сравнениями с итогами 2014 года и предварительными планами на 2015 год. Но мы вынуждены это сделать. Напомним, что в 2014 году компания смогла продать 38,6 тыс. автомобилей. Что, впрочем, не помогло закончить год «КАМАЗу» в плюс: тогда выручка от продажи снизилась относительно 2013 года на 527 млн рублей, и 2014 год компания закрыла с убытком в 424 млн рублей по РСБУ (в 2013 г. — прибыль в размере 2 млрд рублей). При этом на экспорт ушло 6 тыс. автомобилей; 32,6 тыс. продали на внутреннем рынке. Как видим, в 2015 году продали почти на 3 тыс. машин меньше, хотя экспорт действительно вырос, но ненамного — лишь на 500 машин. Еще печальнее динамика относительно плановых показателей: незадолго до кризиса конца 2014 года в компании надеялись продать в 2015 году 41 тыс. машин. Получается, что план был провален на 11 тыс. машин из-за тяжелой экономической ситуации на рынке. В этом году «КАМАЗ» уже не надеется превысить планку в 40 тыс. машин и держит кулачки лишь за цифру в 32 тыс. машин (меньше, чем в 2014 году), из которых уже 7 тыс. намерен продать на зарубежных рынках.

Когогин отметил, что «КАМАЗ» укрепил позиции за рубежом и работает сегодня в Африке, Латинской Америке, Азии, на Ближнем Востоке. Основными рынками для автогиганта стали Казахстан, Туркменистан, Вьетнам. ОАЭ (в 2016 году перспективными для себя «КАМАЗ» считает также Египет, Перу, Иран и Индонезию).

Пережить тяжелый год, признался глава компании, помогла поддержка федералов, республиканских властей и корпорации «Ростех» (владельца 49% камазовских акций). В том числе — госсубсидирование газомоторной техники и программы обновления автопарка. «Иначе падение для нас было бы болезненней…», — заметил Когогин. В этом году «КАМАЗ» также намерен принимать участие во многих госпрограммах (читай: надеется на федеральную поддержку).

Без дивидендов, без вознаграждений и с отрицательной рентабельностью

Главный бухгалтер компании Татьяна Киндер сухо отметила, что валюта в 2015 году выросла на 12,8 млрд рублей и составила 113,8 млрд рублей. Всего было реализовано продукции на 86,6 млрд рублей, что на 17% меньше, чем в 2014 году. Результатам стал убыток в 2,3 млрд рублей (по МСФО; по тем же МСФО в 2014 году была прибыль в размере 211 млн рублей). О рентабельности Киндер ничего не сказала, но согласно финансовой отчетности, розданной перед собранием акционеров, если в 2014 году рентабельность по EBITDA составляла 5,1%, то по итогам 2015 года — увы — минус 0,3. Рентабельность по чистой прибыли — минус 2,4%.

— Основными негативными факторами стали снижение выручки на 13,8 млрд рублей, рост цен на металл и комплектующие, — заявила Киндер.

В результате совет директоров рекомендовал собранию акционеров прибыль по итогам 2015 года за ее отсутствием… — не распределять, дивиденды — не выплачивать, вознаграждение членам совета директоров «КАМАЗа» — не выплачивать.

Президент РТ сказал Казахстану «спасибо» за рост камазовского экспорта

Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем докладе за то, что «КАМАЗ» хоть и просел, но не на столько, как опасались, поблагодарил федеральные власти, в том числе «Ростех» Сергея Чемезова. В итоге «несмотря на сложности, «КАМАЗ» продолжает работать, сохранив коллектив». Республиканские власти, пообещал глава РТ, как поддерживали, так и будут поддерживать автогигант в будущем.

— К сожалению, падение рынка отразилось на показателях: выручка компании упала на 27%. Вследствие ограничения возможности финансирования и удорожания кредитов, наблюдается падение производства в основных секторах и снижение инвестиционной активности в строительной отрасли, — рассказал Минниханов. — В результате девальвации рубля выросла ценовая конкурентоспособность «КАМАЗа»! Все большее значение приобретает экспорт. В 2015 году каждый четвертый грузовик уходил за рубеж. В итоге экспорт «КАМАЗа» вырос на 8%. Я бы хотел поблагодарить руководство Казахстана (основной потребитель «КАМАЗа» на внешнем рынке в 2015 году, — прим. ред.) за доверие, оказанное нашей продукции.

Минниханов предложил в свете усиления внимания татарстанской экономики к экспорту в целом после встречи с Игорем Шуваловым 10 июня и подписания договора между РТ и Российским экспортным центром активнее включать «КАМАЗ» во все федеральные программы, способствующие росту экспорта в страны дальнего зарубежья. Президент РТ рекомендовал самой компании активнее развивать дилерскую сеть за рубежом. Комментируя недавнее совещание с главой «Газпрома» по газомоторной технике, Минниханов заметил, что, благодаря открытию новых газовых заправок, в РТ сегодня 13 газовых станций, что, в свою очередь, должно подтолкнуть активнее покупать технику именно на газомоторном топливе. Так же, как это делает сам Татарстан, который, по словам Минниханова, за три года закупил уже 683 единицы подобной техники, а в 2016 году обязуется закупить еще 288. Цель — весь общественный транспорт РТ перевести на газомоторное топливо.

Более 90% федеральных средств программы временной занятости пойдет в этом году «КАМАЗу»

Отмечая последние камазовские новинки, президент РТ выразил надежду, что продажи нового магистрального тягача 5490 позволят увеличить долю компании в этом сегменте с 4 до 19%. Минниханов посоветовал Когогину и его команде активнее вести разработку нового тяжелого самосвала и дизельного двигателя; активнее работать с партнерами по получению последними статуса ТОР. Со своей стороны президент РТ объявил, что уже в ближайшее время КИП «Мастер» может получить необходимое федеральное финансирование через Фонд поддержки моногородов, благодаря чему в 2 раза увеличит свои площади (с 643 тыс. кв. м до 1,34 млн кв. м). Кроме того, в этом году продолжится поддержка по линии федеральной программы временной занятости коллектива автогиганта.

— В прошлом году 89% всех средств, направленных по этой линии в РТ, пошли «КАМАЗу», в 2016 году «КАМАЗу» также выделят значительные средства, — пообещал Рустам Минниханов. — Хотя программа федеральная в этом году значительно меньше, но тем не менее нам нужно еще время, чтобы рынок стабилизировался. 90 с лишним процентов в этом году планируем.

«Для безубыточности нам необходимо производить и продавать минимум 36 тыс. машин»

На пресс-конференции корреспондент «Реального времени» поинтересовался у Сергея Когогина, как себя в целом чувствует «КАМАЗ» по данным на июнь 2016 года:

— Лучше, чем в прошлом году? Хуже? Или ничего ровным счетом не изменилось? Пациент скорее жив, чем мертв?

— Если брать положение на рынке, то работать в этом году стало несколько проще. По итогам 5 месяцев на рынке России 37% роста! Это очень хороший показатель, по-моему. Борьба с затратами не может быть бесконечной. Несколько лет мы совершали почти подвиги, сокращая затраты. Сейчас, как правило, серьезные шаги по сокращению затрат требуют финансирования. У нас большой инвестиционный бюджет, и не так просто это делать. А выход в этом году на 32 тыс. проданных машин еще не гарантирует безубыточности, — с сожалением признался нам глава «КАМАЗа». — Наши экономисты подсчитали: для безубыточности нам необходимо производить и продавать минимум 36 тыс. машин. Это та цель, которую мы перед собой ставим.

На складах «КАМАЗа» осталось всего 54 тягача 5490

Увидев в финансовой отчетности компании данные о росте производства нового магистрального тягача 5490 с 1,3% до 4,4% в общем объеме, мы не могли не узнать о том, как продаются эти тягачи (может быть, все произведенные еще на складах…):

— Как в таком случае обстоят дела с продажами нового модельного ряда? Насколько успешно продается 5490, и какова, если не секрет, доля его в продажах компании?

— Результаты по его продажам я считаю очень хорошими. Дважды в этом году мы пересмотрели бизнес-план в сторону увеличения [производства] этих моделей. На прошлой неделе перед поездкой на Петербургский форум Торгово-финансовая компания «КАМАЗ» мне доложила, что у них осталось «законтрактованных» уже 54 автомобиля производства декабря 2015 года! — довольно сказал Когогин. — Мы учимся правильно его производить, потому что это все-таки и другой ценовой сегмент, и другой подход по качеству. Еженедельно проводим на заводе оперативные совещания по качеству этого автомобиля. За последние полгода мы очень многое сделали в этой части, избавились от детских болезней. Клиенты отвечают тем, что они готовы платить. Перевозчики Челнов за первые 4 месяца уже имели 600 новых автомобилей! Все новые наши модели хорошо воспринимаются рынком. Следующий этап, конечно, самосвалы. Задача — к июлю получить сертификат на самосвал, и выводить на рынок.

Рустам Минниханов: «Это самый привлекательный эффективный проект, который хорошо накладывается на ТОР. Сегодня уже ряд крупных проектов мы рассматриваем в части реализации их в Челнах. Готовим производственные помещения. И это серьезная поддержка «КАМАЗа». Фото пресс-службы КАМАЗа

На будущие площади КИП «Мастер» уже есть резиденты

Президента РТ корреспондент «Реального времени» попросил прокомментировать возможное федеральное финансирование удвоения площадей КИП «Мастер»: будет ли участвовать в инвестировании сама республика?

— Обязательно! Мы всегда участвуем: такие программы требуют софинансирования. Но основная нагрузка ложится на федеральный бюджет. У нас и сегодня самый крупный индустриальный парк в Европе, а будет 1,3 млн кв. м. Это достаточно большие инвестиции, я просто сейчас не буду говорить. Нам необходимо как-то сначала довести нашу идею до логического завершения, — объяснил корреспонденту «Реального времени» президент. — Поддержка есть. Это самый привлекательный эффективный проект, который хорошо накладывается на ТОР. Сегодня уже ряд крупных проектов мы рассматриваем в части реализации их в Челнах. Готовим производственные помещения. И это серьезная поддержка «КАМАЗа». И он должен оптимизировать свои площади! Если он не будет оптимизироваться, конкурентоспособность из-за непрофильного бизнеса будет ниже…

— В прошлом году, Рустам Нургалиевич, — тут же оправдался Сергей Когогин, — мы подвели итоги: за время моей работы мы сократили площадь «КАМАЗа» на 1 млн кв. м! Часть была продана, и 640 тыс. кв. м передана КИП «Мастер». То есть мы ни одного квадратного метра не потеряли! КИП «Мастер» при этом не является убыточным…

— Налоги федеральный бюджет получает, 25—30 млрд рублей выручки компаниями КИПа генерируется ежегодно, — согласился с Когогиным Минниханов. — Это реальные производства то есть. Пять с лишним тысяч человек получили официальную работу.

— Тот объект [на площадях КИП «Мастер»], который мы проводим по программе, — 150 тыс. кв. м, там уже более 50% заявок от потенциальных резидентов подано, — резюмировал президент.

По словам главы автогиганта, «чего-то сверхъестественного с командой не происходит». realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

«Для соревнований нам необходимо еще 4 спортивных авто, каждый стоит около 3 млн. евро»

На той же пресс-конференции Когогин с Миннихановым прокомментировали поиск нового инвестора и финансирование участия команды «КАМАЗ-мастер» в международных ралли. По словам главы автогиганта, «чего-то сверхъестественного с командой не происходит», основная проблема же возникла с тем, что второй учредитель команды — «Внешэкономбанк» — «по объективным причинам не мог выполнять свои финансовые обязательства»; остальные же спонсоры, напротив, увеличили свое участие.

— Каждая гонка стоит серьезных финансовых ресурсов, — признался Когогин. — Сейчас мы вынуждены пересмотреть бюджет. Мы предприняли ряд шагов по замещению спонсора…

— Основным спонсором остается «КАМАЗ», — отметил Минниханов, комментируя слухи о возможном спонсорстве со стороны Сбербанка. — Но один он не справится. Есть положительные поручения со стороны Путина и Медведева… Они же постоянно технические требования меняют. «КАМАЗ» победил — и вводят сейчас новые требования к двигателю 13-литровому. Это требует других инвестиций, времени.

— Стоимость каждого автомобиля — круглая сумма. Один грузовик есть. А для соревнований нам необходимо еще четыре спортивных авто, каждый стоит около 3 млн евро, — заявил Когогин.

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров