Мошенничество «ради Аллаха»: бездельники-попрошайки и «мусульманские» аферисты
Мусульманский блогер Айша Галина Бабич бичует порок иждивенчества
Блогер и колумнист «Реального времени» Айша-Галина Бабич в сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает о таком явлении, как попрошайки и мошенники, которые прикрывают свои деяния (или наоборот безделье) исламом. Особенно активно такие экземпляры проявляют себя во время священного месяца, завершившегося на днях, и мусульманских праздников.
Попрошайки возле мечетей — картина обыденная. И хотя большинство из нас знает, что стоят там порой вовсе не нуждающиеся люди, а «профессионалы», которые приезжают по утрам на свою «работу» на собственных автомобилях, ситуация много лет не меняется, а значит, место возле мечети по-прежнему «хлебное» и посетители тут щедрые.
Это вовсе не российская специфика, и вовсе не мусульманская: возле православных храмов попрошаек не меньше. Такова тенденция: человек верующий — человек дающий. А в дни религиозных праздников — дающий втройне! И хотя все мировые религии призывают нас помогать бедным, ни одна из них не призывает бедного человека промышлять милостыней.
Проверку не прошел
Некоторые из нас считают не совсем достойным занятием проверять «бедность» на достоверность. Во-первых, потому что «мы должны доверять нашим братьям и сестрам», искать им оправдания и протягивать руку помощи. Во-вторых, потому что сделанное нами доброе дело все равно нам вернется наградой от Бога, мы в это верим, ведь главное — намерение, а грех обманщика — на его совести. Ну, а в-третьих, как их проверишь?
Но мошенничество в среде «просящих» мусульман стало настолько частым явлением, что появились целые команды волонтеров, которые взяли на себя обязанность проверять все поступающие обращения: выезжать в семьи, беседовать с домочадцами, оценивать реальный уровень нужды. И этим добровольцам иногда открываются истины, недоступные нашему взору, а порой и пониманию.
Так, мы видим обращение от женщины-мусульманки, которая жалуется на невозможность прокормить своих четверых детей, поскольку плохой муж их бросил. Но тут выясняется, что от родственников помощи не жди, ибо мать семейства разругалась с ними «из-за ислама», в детский сад и школу она детей отдать не может, ведь все сады и школы «кяфирские» и научат плохому, а работать мусульманке «нельзя» — не женское это дело. Вот сидеть с детьми в четырех стенах в ожидании милостыни — это и есть истинное упование на Всевышнего.
«Это вовсе не российская специфика, и вовсе не мусульманская: возле православных храмов попрошаек не меньше. Такова тенденция: человек верующий — человек дающий». Фото ria.ru
Так что обеспечивать эту убежденную верующую должны мужчины-единоверцы: брать ее, красивую, в жены, чтобы содержать вместе с детьми, или просто регулярно помогать материально, потому что это, знаете ли, их прямая обязанность. И при всем уважении ко взглядам этой женщины на религию, немного найдется на деле желающих взвалить на себя подобную ношу, не развито пока в нашем обществе сочувствие к ленивым людям.
Другая «искренне верующая» мусульманка, публикуя обращение к сестрам по вере, состоящее сплошь из «мусульманских оборотов» и изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), на поверку оказывается весьма далекой от ислама особой, которая подписана на разного рода неприличные паблики в сети. Третья, сетующая на то, что правоверной мусульманке сложно найти себе применение в обществе, полном невежества, разврата и предрассудков к хиджабу, встречает пришедших к ней добровольцев в спешно накинутом на голову платке, забывая прикрыть колени.
Мужчины просят на строительство сгоревшего дома (с фотографией дома, скачанной из интернета), выплату долгов за аренду несуществующего жилья (с припиской «срочно, выселяют!»), на содержание мусульман, находящихся в местах лишения свободы за свои убеждения. При этом деньги предлагается «кидать» прямо на телефон или на номер карты неизвестного человека, а профиль «просящего» в социальных сетях создан за два дня до объявления и демонстрирует, в лучшем случае, все те же хадисы о награде за милостыню.
Многим таким неимущим якобы не хватает на хлеб и воду, но вполне хватает на безлимитный интернет, где они сутками сторожат своих доверчивых жертвователей. Ах, если бы им платили зарплату за бессмысленное блуждание по всемирной паутине, эти люди стали бы самыми богатыми!
Халяльная «халява»
Другие мошенники делают ставку на любовь человека к «бесплатному сыру». В социальных сетях еще обсуждают историю, когда добрая мусульманка обещала бесплатно выслать Кораны всем желающим, прося их только об «оплате почтовых расходов». Акция, конечно же, преследовала самые благие цели: распространение слова Аллаха, призыв людей в ислам и укрепление уз братства и любви между верующими. Люди охотно оплачивали почтовые расходы — сумма-то невелика, но своего «бесплатного Корана» так и не дождались.
Примерно то же частенько происходит и с «сестрами», которые в группах популярных российских хиджаб-брендов предлагают купить у них «точно такое платье, просто мне не подошло» значительно дешевле, хотя сами же сотрудники этих компаний многократно предупреждают клиентов о возможном мошенничестве. Собственно, схема работает и для других товаров: «Отдам бесплатно детскую обувь / мусульманские книги / коврики для молитвы и т. п., оплатите только пересылку». И оплачивают же, даже если не очень-то и нужно.
«Теперь повсеместно женщины выпрашивают у своих сестер по вере платки, платья, абаи, ссылаясь на то, что вещь нужна «очень срочно» и нет никакой возможности приобрести ее «за такие бешеные деньги». Фото islam.ru
Любовь к «халяве» — уловка шайтана, которая проникает глубоко в сознание. Появляется жалость к себе, такому небогатому, и обида на других, таких незаслуженно обеспеченных, — и вот уже вполне разумное желание сэкономить каким-то образом трансформируется в навязчивую идею получить вещь и вовсе даром. Ведь мусульмане должны помогать друг другу, богатые — бедным, не очень богатые –— не очень бедным.
И теперь повсеместно женщины выпрашивают у своих сестер по вере платки, платья, абаи, ссылаясь на то, что вещь нужна «очень срочно» и нет никакой возможности приобрести ее «за такие бешеные деньги». Надо полагать, что эти мусульманки насильно заперты дома, находятся в совершенно незнакомом обществе, вдали от родных и подруг, не имея никакой одежды, и им ничего не остается, как обратиться к незнакомым людям в интернете.
Если кто-то заподозрит их в обмане, то услышит в ответ тысячи обиженных голосов: «Они ведь просят не какие-нибудь мини-юбки, а одежду по шариату!». А это все меняет! Добавьте к просьбе «бисмилля» («во имя Аллаха») — и сотни верующих сердец откликнутся, не задумываясь. А еще сопроводите просьбу напоминанием о том, что священный месяц — самое подходящее время для подобных благодеяний. Кому же не хочется, чтобы их благие дела были помножены на благодать Рамадана?
Приспособленцы от религии
К сожалению, «философия попрошайки» вполне уживается и с верой в Бога, и с религиозным образованием, и с образом благочестивого мусульманина. Если одним людям стыдливость и скромность не позволяют обращаться за помощью к посторонним даже в тяжелой жизненной ситуации, то другие, напротив, с легкостью пользуются чужой добротой. Они просят всегда и всех, приобретя некрасивую привычку жить за чужой счет и даже не замечая, что этой своей привычкой сильно вредят имиджу всей мусульманской общины.
Надо ли говорить, что ислам, безусловно, порицает таких просящих, призывая верующего человека со всеми своими нуждами, в первую очередь, обращаться к Богу, а затем самому прилагать максимум усилий к тому, чтобы не остаться без средств к существованию. И мы видим много примеров такого самоотверженного труда, когда многодетные матери, оставшиеся без кормильца, «пашут» на нескольких работах, мужчины-инвалиды открывают собственное дело, и даже дети, желая помочь родителям, устраиваются помощниками в семьи.
Люди, которые привыкли жить на милостыню от родственников и единоверцев, сегодня имеют все возможности для спекуляций на религии. Мужья бездельничают, потому что якобы «с бородой никуда не берут», начальство «не разрешает читать намаз на работе» или «получение знаний важнее». Женщины, в свою очередь, оправдываются хиджабом — «покрытую мусульманку не хотят нигде видеть», запретом «смешиваться» в коллективе с мужчинами и, конечно, священной женской миссией «сидеть дома», то есть не работать даже тогда, когда детей уже нечем кормить.
«Люди, которые привыкли жить на милостыню от родственников и единоверцев, сегодня имеют все возможности для спекуляций на религии». Фото spb.kp.ru
Любые попытки предложить таким людям «удочку вместо рыбы», то есть возможность подзаработать в интернете или на не слишком престижной должности, оборачиваются для доброжелателей скандалом: «Не можешь конкретно помочь деньгами — не мешай мне дальше лежать на диване!». Нас массово обвиняют в скупости, жестокосердии и слабой вере в Бога, просто подменяя понятия. Добро не должно быть безрассудным.
Только осознанное отношение жертвователя к своей милостыне, ответственный подход к выбору тех, кто действительно нуждается в помощи, способны установить в обществе здоровый климат взаимной поддержки и искреннего сочувствия. Это не значит, что помогать следует только тем, кого мы знаем лично, или только через известные фонды. Но осмотрительность, доверие рекомендациям наших знакомых братьев и сестер, общее участие в делах местной общины, неравнодушие к судьбе ближнего — таков залог нашего успеха в благотворительности.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Айша-Галина Бабич — журналист, писатель, блогер.
- Родилась и выросла в Москве.
- Окончила факультет информатики РГГУ и Высшую школу журналистики Международного университета в Москве.
- Работала редактором сайта Ислам.Ру, публиковалась в различных мусульманских изданиях (в газете «Ислам-info», журналах «Ислам», «Мусульманка», «Четки»), а также в газетах «Московский комсомолец», «Независимая газета», сотрудничала с «Российской газетой». Колумнист «Реального времени».
- Экс-продюсер телеканала Russia Today.
- Возглавляла редакцию журнала Muslim Magazine.
- Автор книг «Многоженство: советы и комментарии» и «40 рассказов про ислам».
- Приняла ислам в 2002 году.
- Замужем, воспитывает сына.