Олеся Балтусова: «Каждый может прийти в конце рабочего дня и помедитировать с кисточкой на фасаде»

На «Том Соейр Фесте» во второй раз будут красить «чужие заборы»

Олеся Балтусова: «Каждый может прийти в конце рабочего дня и помедитировать с кисточкой на фасаде»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

О том, как и с чьей помощью в этом году будут ремонтировать фасады четырех домов в историческом центре города, сегодня рассказали на пресс-конференции в «Татар-информ», посвященной фестивалю «Том Сойер Фест». Как узнал корреспондент «Реального времени», защитники памятников архитектуры открыли сбор 400 тысяч рублей на дом профессора Богородского в центре города, который также стал участником фестиваля. О том, куда пойдут эти деньги и зачем, по мнению Олеси Балтусовой, они «красят чужой забор» — в материале нашего издания.

«Том Сойеровцы» взялись за 4 исторических дома

В этом году казанцам предлагают вооружиться кистями и снова принять участие в нелегком деле по восстановлению исторической среды города. Фестиваль «Том Сойер Фест», идея которого родилась в Самаре, не без участия помощника президента РТ Олеси Балтусовой в прошлом году пришел и в Казань. Тогда волонтеры занимались ремонтом фасадов трех средовых домов в историческом центре города, в этом году было решено расширить масштаб работ до четырех объектов, одним из которых, кстати, стал памятник республиканского значения — дом профессора Богородского.

К слову, один из прошлогодних объектов фестиваля — дом на улице Ульянова, 16 — сейчас является кандидатом на то, чтобы стать объектом культурного наследия.

— Сейчас у него статус исторически ценного градоформирующего объекта, но, возможно, он станет памятником, мы сейчас рассматриваем эту возможность, — рассказала Балтусова.

Прибавилось не только работы, но и спонсоров фестиваля. Все строительные материалы его участникам предоставляют на безвозмездной основе различные компании.

Балтусова отметила, что посчитать стоимость ремонта фасада одного дома сложно, но в прошлом году на три объекта ушло по примерным подсчетам около 2 млн рублей. В этом году, естественно, сумма будет выше. Обойтись без помощи горожан позволяет как раз партнерство со строительными компаниями.

Один из прошлогодних объектов фестиваля — дом на улице Ульянова, 16 — сейчас является кандидатом на то, чтобы стать объектом культурного наследия. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Координирует работу на фестивале общество охраны памятников истории и культуры, а в качестве экспертов выступают кафедра реставрации и реконструкции КГАСУ и Союз реставраторов РТ. Поддерживает инициативу и администрация города, например, в части согласования цветовых решений фасадов.

Совместными силами планируется привести в порядок фасады трех домов на ул. Волкова (29, 42-1, 66) и одного дома на ул. Лесгафта,19. Выбор на ту же улицу, что и в прошлом году, пал из-за того, что именно здесь подряд сохранились те самые деревянные средовые дома.

Заявки на участие в «Том Сойер Фесте» подавали сами жители домов, а выбирали объекты уже на заседании Татарстанского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК), где было решено из восьми заявленных домов заняться четырьмя. Их жителям предлагалось три цветовых варианта оформления фасада, но в итоге их выбор пал на более естественный, коричневый цвет.

С миру по нитке

Говоря о фестивале, Олеся Балтусова вспомнила еще прошлогодний вопрос журналистов: зачем вы красите чужие заборы?

— Мы, общество охраны памятников, не считаем, что это чужой забор. Это наш забор, наши исторические дома, наши улицы, наш город и наш центр. И мы, конечно, в ответе за то, как он выглядит, — еще раз ответила на него спикер.

Помощник президента рассказала, что в предмет охраны исторического поселения в Казани входят 433 дома исторической среды. Из них деревянных — всего несколько десятков.

Среди них немалое значение для исторического облика города имеет дом профессора, химика Алексея Богородского на ул. Волкова, 42. Историки пишут, что сохранить его удалось во многом благодаря тому, что с 1941 по 1942 год там жил друг Ленина Бонч-Бруевич. Сейчас, по словам Олеси Балтусовой, дом принадлежит родственникам советского химика, которые даже сохранили в нем рабочий кабинет ученого со всей мебелью и документами. В остальном постройка ожидаемо претерпела изменения. Например, там появились пластиковые окна, были заменены водосточные трубы.

Однако сейчас одного ремонта фасада там не достаточно. Зданию необходима экспертиза, после которой можно будет начинать уже капитальный ремонт. Только на рабочий проект реставрации этого объекта нужно 400 тысяч рублей. По словам архитектора-реставратора, доцента КГАСУ, зампредседателя ТРООВОПиК Фариды Забировой, это минимальная сумма затрат, обычно проекты реставрации обходятся в несколько миллионов рублей. С просьбой собрать необходимую сумму организаторы «Том Сойер Феста» обратились к жителям Казани. Средства предлагают перечислять на счет ТРООВОПиК и обещают, что каждая копейка будет потрачено с умом. Внести свой вклад в сохранение объекта можно, придя на сам фестиваль или же обратившись через социальные сети к организаторам мероприятия.

Помедитировать с кисточкой в руках

Фестиваль «Том Сойер Фест» следом за Самарой и Казанью начал шагать по всей России. В этом году ремонтом исторических построек займутся также в Димитровограде, Томске, Бузулуке, Калуге, Саратове, Хвалынске. Отвечая на вопрос «Реального времени», Олеся Балтусова рассказала, что к нему был интерес и со стороны других городов Татарстана — Чистополя и Елабуги, однако они столкнулись с организационными сложностями.

— Если у нас будет также хорошо с партнерами, как в этом и предыдущем году, может быть и осилим. Но там нужно будет искать местных партнеров, — отметила помощник президента.

А пока в Казани идет набор волонтеров на фестиваль, который откроется завтра, 17 июня. По словам координатора «Том Сойер Феста» в Казани Анны Джанбековой, в прошлом году фестиваль стал местом встречи в первую очередь для интеллигенции города, которой не безразлична судьба исторического центра. А вот большого интереса со стороны молодежи мероприятие не вызвало. В этом году организаторы надеются все-таки привлечь подрастающее поколение.

В Казани идет набор волонтеров на фестиваль, который откроется завтра, 17 июня. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

К слову, на этот раз участников фестиваля также ждет культурная программа: будут выступления казанских поэтов, фольклорной студии «Оберег», различные лекции и много всего интересного.

— Культурная программа фестиваля у нас сейчас планируется на два месяца. Обязательно будет цикл дискуссий о развитии исторического центра города между архитекторами и охранниками наследия. Мы их будем проводить во дворах домов, — ответила на вопрос «Реального времени» Балтусова. Также планируются лектории российских урбанистов, в частности, Святослава Мурунова из Центра прикладной урбанистики. Весь календарь событий помощник президента обещала обязательно вывесить в группах «Том Сойер Феста», а позже призвала казанцев всем вместе заботиться о наследии города, в том числе и на организованном фестивале.

— Каждый из вас тоже может прийти в конце рабочего дня — обычно это после шести вечера — и часа два помедитировать с кисточкой и щеточкой на фасаде, милости просим, — как добродушная хозяйка пригласила на фестиваль всех желающих Олеся Балтусова.

«Без морковки никто ничего у нас не сохраняет»

Вопрос сохранения исторических построек в Казани сейчас как нельзя актуален. Особенно на фоне периодически вспыхивающих пожаров в домах в центре города.

Отвечая на вопрос «Реального времени», Фарида Забирова рассказала, почему, по ее мнению, в городе сложилась ситуация, в которой эти дома оказались не защищены. Специалист уверена, что существующий федеральный закон не стимулирует инвесторов, в результате чего они не готовы вкладываться в архитектурное наследие города. «У нас нет механизмов, чтобы инвестору это было интересно. Поэтому у нас все сохраняется вопреки», — говорит архитектор-реставратор.

Фарида Забирова уверена, что существующий федеральный закон не стимулирует инвесторов, в результате чего они не готовы вкладываться в архитектурное наследие города. realnoevremya.ru/Максима Платонова

По ее словам, нужно прежде всего искать законодательные механизмы, чтобы заинтересовать инвестора. Кроме того, определенную роль в Казани сыграла и программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов, пионером которой была столица республики.

— Вот с ликвидацией у нас все хорошо получилось, а с реконструкцией кварталов не вышло. Все деревянные дома, даже памятники, были включены в расселение как аварийные. Либо все жители должны были подписать отказ. Если один хотя бы не подписал, то дом не оставляли. Почему мы называем эти дома чудом сохранившимися? Потому что там люди подписали отказ от расселения по ветхости. Поэтому здесь нам нужно максимально создавать условия преференций. Без морковки никто ничего у нас не сохраняет, — сетует Фарида Забирова.

Мария Горожанинова
МероприятияОбществоИнфраструктура

Новости партнеров