«Голодный ифтар»: наставление от Джемаля, восторги Кеворковой и дагестанцы в Африке

Как в Москве прошел «голодный ифтар»

Недавно в Москве состоялся «Голодный ифтар»: верующие разговлялись лишь водой и финиками. Никакого плова, салатов и пирогов на столах не было. Такая необычная акция проходит уже не первый год. В ней приняли участие и известные российские журналисты — Орхан Джемаль, Надежда Кеворкова, Мухаммед Саляхетдинов. Инициировал эту встречу мусульманский блогер и наш колумнист Расул Тавдиряков. В сегодняшней авторской колонке «Реального времени» он рассказал о сути «голодного ифтара» и особенностях недавней трапезы со знаменитыми работниками медиасферы.

Этот полярный исламский мир

«Сытый голодного не разумеет» — эта русская народная пословица отражает один важный аспект в отношениях между людьми, имеющими разный социальный статус. Особенно это характерно для постмодернистского общества, где разрыв между богатыми и бедными продолжает неизменно увеличиваться, несмотря на «проявление озабоченности» капиталистического мира ситуацией в развивающихся странах.

К большому сожалению, эта тенденция не обошла стороной исламский мир. Пока шейхи в богатых нефтяных монархиях покупают золотые автомобили по несколько миллионов долларов и за такую же цену прикручивают к ним красивые номера, в соседних странах мусульмане удовлетворяют свою нужду самым минимумом, а в иных случаях и вовсе голодают и даже погибают от голодной смерти.

В прошлом году, по данным объединенного исследовательского центра Еврокомиссии, количество голодающих в мире достигло 108 млн человек. Массовый голод в большинстве случаев связан с засухой в Восточной Африке и военным конфликтом на Ближнем Востоке.

В относительно сытой России и уж тем более москвичам трудно представить, что на планете существуют места, где люди погибают из-за того, что они продолжительное время не имеют даже куска хлеба. Это просто не укладывается в голове. Но реальность такова, и мы не должны это забывать, и более того, мы как представители центральной общины (уммат уль васыта) обязаны каким-либо образом облегчить положение страждущих. Именно этому учит нас пост в месяц Рамадан, одним из смыслов, помимо прочего, является проявление сочувствия и солидарности с теми, кто недоедает.

Как родилась идея

Однако сегодня мы наблюдаем, как пост постепенно теряет свое изначальное предназначение: и вместо укрощения своих страстей и воспитания души, он превращается в праздник живота и обжорства. Так, в арабских странах за Рамадан съедается продуктов в несколько раз больше, чем в другие месяцы, а продуктовые магазины делают чуть ли не годовую выручку. Огромная масса еды оказывается в мусорных баках.

Размышления о таких печальных фактах родили у автора этих строк идею проведения ифтара с минимумом еды, а точнее с водой и финиками, который получил название «голодный ифтар».

По моей задумке мусульмане, изъявившие желание поприсутствовать на таком ифтаре, денежную сумму, которая в ином случае была бы потрачена на богатое застолье, жертвуют в пользу бедных. Таким образом, этот ифтар стал не только актом выражения солидарности с голодающими в разных странах, но и возможностью реально им помочь финансово.

Первый раз мы провели «голодный ифтар» два года назад в Москве. Собранные деньги мы передавали палестинцам, а в этом году у нас собралась сумма, достаточная для рытья одного колодца в африканской деревне в пустыне Сахара.

Пока я писал эти строки, случайно наткнулся в интернете на заметку, в которой указывалось, что в России с 2011 года 2 июня отмечается «День здорового питания и отказа от излишеств в еде», что совпало с проведением нашего ифтара. Я увидел в этом совпадении добрый знак.

К вопросу о джихаде

Каждый год мы приглашаем различных спикеров, дабы они напомнили разговляющимся о тяжелом положении мусульман в разных частях света и побудили к социальной активности. В этом году московские мусульмане послушали московского аксакала Абдульхая абы, который разъяснил значение некоторых аятов Корана. Присутствующая молодежь была поражена глубоким пониманием смыслов и трепетному уважению к Священному Писанию со стороны бабая Абдульхая, которому уже за 80.

«Джихад — это исправление несправедливости рукой, но если ты не можешь исправить рукой, то в твоем сердце должна оставаться неприязнь к этой несправедливости, и это будет твоим джихадом», — полагает Орхан Джемаль. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

После вступительного слова Абдульхая абы речь продолжил его сын — глава ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухаммед Саляхетдинов, указавший на то, что финики и вода были привычным рационом пророка и его сподвижников, мир им.

«Сегодня мы не испытываем недостатка в еде, а поэтому нам трудно понять состояние тех, кто засыпает всей семьей голодными, не зная найдут ли они кусок хлеба для своих домочадцев завтра», — заявил Саляхетдинов и далее резюмировал: «Такие акции позволяют нам глубже понять состояние наших братьев, находящихся в тяжких условиях, и еще больше включиться в организацию помощи всем нуждающимся».

Затем перед собравшимися выступил военный корреспондент Орхан Джемаль, побывавший во многих горячих точках. Он упомянул хадис: «Не из нас тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед остается голодным».

«Джихад — это исправление несправедливости рукой, но если ты не можешь исправить рукой, то в твоем сердце должна оставаться неприязнь к этой несправедливости, и это будет твоим джихадом», — полагает Орхан. — «И тот, кто не может организовать помощь и сбор средств, то пусть хотя бы разделит эту скромность и минимализм. Это то, что идет в зачет движению сердца», — заявил журналист.

Африка и Палестина на проводе

После выступления Орхана Джемаля нам удалось установить связь по интернету с государством Нигер, где активисты из Дагестана занимаются благотворительной помощью, роя колодцы для жителей сел этой суровой африканской страны. Наш собеседник поведал о невыносимых условиях жизни этого региона.

В Нигере 80 процентов территории занимает пустыня. При температуре 45 градусов жителям многих деревень приходится проходить по несколько километров пути по раскаленному песку дабы набрать воду. В завершение рассказа, дагестанский активист пригласил всех посетить Нигер и самим увидеть, в каких тяжелых условиях живут наши единоверцы, пошутив: «Если вы сможете просто находиться на улице 30 минут, даже не работая, вы уже чемпионы мира».

Палестинец из Сектора Газы Хумам Абу Аркуб рассказал о ситуации на многострадальной земле Палестины. Несмотря на то, что здесь нет засухи как в Африке, а земля плодородная, многие жители анклава живут в нищете и месяцами не видят тех благ, которые мы воспринимаем как должное. Причина этому — блокада, которую установил Израиль вокруг сектора Газа.

Делаем как можем

Мероприятие завершилось выступлением журналиста Надежды Кеворковой, участвовавшей в морском прорыве блокады на «Флотилии свободы». Надежда является ежегодным участником нашей акции, и, по ее словам, этот ифтар — «восхитительная идея, которая заслуживает того, чтобы она получила еще большую популярность».

Нашлись и те, кто не совсем понял идею «голодного ифтара». Комментаторы и критики задавались вопросом: «Какая от этого польза?», «Соответствует ли это деяние сунне?», ну и традиционная претензия «Вы занимаетесь показухой».

Ответы на данные вопросы я уже изложил выше, поэтому не вижу смысла повторяться. Единственное, могу сказать, что критиковать всегда легче, чем, самому организовать что-то дельное и полезное. Как говорил один кавказский политический деятель: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Организуйте то, в чем будет великая польза, то, что будет соответствовать сунне, и это дело будет только ради довольства Аллаха, и в нем не будет ни грамма показухи. И я со всей радостью присоединюсь к вашему проекту и помогу, чем смогу. А пока что живем как умеем, делаем как можем.

Расул Тавдиряков
Справка

Расул Тавдиряков — видеблогер, предприниматель, мусульманский общественный деятель.

  • Родился в 1980 году.
  • В 2001 году окончил Московский институт инженеров транспорта (строитель железных дорог).
  • Обучаясь в университете, посещал курсы в Мемориальной мечети на Поклонной горе, изучал арабский при Посольстве Саудовской Аравии,
  • Заочно окончил медресе «Расуль Акрам» в Москве.
  • С 2002 по 2008 год занимался общественной и религиозной деятельностью в Челябинске. Возглавлял департаменты по работе с молодежью и по связям с общественностью при ДУМ Челябинска.
  • С 2009 по 2013 годы проходил обучение в университете «Аль-Азхар» (Египет). Организовал в Каире детский сад для детей студентов, объединив арабскую и российскую программы обучения.
  • С 2013 года работал в Москве. Преподавал арабский, читал лекции по исламу в мечетях.
  • Занимался общественной деятельностью, возглавил молодежное движение «7-е поколение», а затем общественное объединение «8-е поколение». публиковался на сайте Islamnews.ru.
  • Ведет собственный канал на YouTube и страничку в Facebook.

Новости партнеров