Михаил Осеевский: «Информационный суверенитет — важное требование для любой страны, особенно для России»

Президент «Ростелекома» о планах по трансформации бизнеса и влиянии курса рубля на объем выручки

Михаил Осеевский: «Информационный суверенитет — важное требование для любой страны, особенно для России»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

В ходе своего визита в Казань президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский принял участие в обсуждении программы развития цифровой экономики России на конференции ЦИПР в Иннополисе, а также встретился с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и руководителями ключевых предприятий республики. Одним из таких предприятий стало ОАО «ТАИФ». В интервью «Реальному времени» президент «Ростелекома» рассказал о том, как дальнейшее развитие Национальной биометрической платформы будет связано с Татарстаном, какую долю в выручке компании занимают цифровые услуги и почему предоставление универсальных услуг связи является социальным проектом.

Национальную биометрическую платформу будут развивать в Татарстане

— Михаил Эдуардович, расскажите, какова цель вашего визита в Казань? Какие встречи состоялись? Какие результаты вы могли бы озвучить?

— У нас была насыщенная программа. Мы приняли участие в работе конференции ЦИПР в Иннополисе. Она была посвящена обсуждению формируемой программы «Цифровая экономика РФ». В рамках конференции состоялось заседание специально созданной рабочей группы, которую возглавляют помощники президента Андрей Белоусов и Игорь Щеголев. В ближайшее время программа должна быть утверждена правительством и станет официальным документом. Суть программы такова: эффективная экономика — это та экономика, которая будет использовать огромные объемы данных для повышения эффективности и изменения качества жизни во всех отраслях экономики и жизнедеятельности человека. Россия в этом вопросе должна стать одной из лидирующих стран. Программа включает много подразделов: инфраструктура, государственные услуги, кадры, образование, безопасность. Эксперты «Ростелекома» принимали участие в разработке практически всех блоков. В частности, блока «Умные города». Человечество концентрируется в городах. В России более 70% населения живет в городах. Те технологии, которые будут здесь создаваться, будут передовыми и прорывными.

Кроме того, мы в Иннополисе открыли наше предприятие — «РТК Софт Лабс». Оно будет заниматься разработкой прикладных программ для наших проектов. Первый проект — Единый портал госуслуг, которым мы занимаемся в течение последних лет. Сегодня более 40 млн россиян зарегистрированы на портале и пользуются его сервисами. Количество услуг растет. Около 500 программистов каждый день занимаются развитием этой глобальной платформы. Второе направление — дальнейшее развитие Национальной биометрической платформы. Этот проект характеризует масштабный тренд перехода от привычных паспортов к другим инструментам, которые всегда с нами. Это наши лицо, голос, цвет глаз и другие индивидуальные признаки.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Мы думаем, что в Иннополисе будут появляться и другие представители группы компаний «Ростелеком»

— В «РТК Софт Лабс» будут работать казанские IT-специалисты?

— Да, будут ребята из Казани. И мы будем набирать новых. Мы рассчитываем на взаимодействие с университетом Иннополис. Думаю, Иннополис — это правильная модель организации кластера, где решены все вопросы: где работать, где учиться, где жить. Это город будущего, город цифровой экономики. Наше появление здесь как компании, которая постоянно меняется, несомненно, играет важнейшую роль в реализации программы по развитию цифровой экономики страны. Мы думаем, что здесь будут появляться и другие представители группы компаний «Ростелеком».

— Татарстан претендует на звание IT-столицы страны, и даже такие крупные проекты, как Электронное правительство, тестировали здесь. «Ростелеком» использует республику для запуска пилотных проектов? И если да, то каких.

— Самый яркий пример пилотного проекта — подписанный 25 мая в Казани протокол о намерениях совместно проработать вопрос строительства в Татарстане опытной зоны сети мобильной связи пятого поколения 5G. Согласно протоколу, стороны планируют совместно разработать проект строительства в Татарстане опытной зоны сети мобильной связи пятого поколения 5G, а также решить вопросы предоставления ресурсов сетей связи и радиочастотного ресурса, получения всех необходимых разрешений на использование частот и оборудования в опытной зоне.

В России построено 4 690 точек доступа

— Какие вопросы обсуждались во время вашей встречи с президентом Татарстана?

— Мы обсудили направления сотрудничества, в том числе по развитию нашей инфраструктуры в Татарстане и реализации двух очень важных проектов. Это федеральная программа «Устранение цифрового неравенства», которая предполагает обеспечение доступа в интернет в небольших населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек. В 2016 году проект был существенно недофинансирован из федерального бюджета, из-за чего возникла ситуация, когда часть выполненных нами работ не могла быть оплачена. Но мы достигли договоренности с Федеральным агентством связи, что компенсацией этой разницы станет пересмотр объемов ввода точек доступа в будущем. Таким образом, сроки выполнения программы будут скорректированы, но пока точных параметров нет — обсуждаем их с заинтересованными ведомствами. На 31 марта 2017 года в России построено 4 690 точек доступа (из общего объема почти 14 тысяч), то есть проект реализован уже на 33,6 процента. Второй проект связан с подключением медицинских учреждений к высокоскоростному интернету для развития телемедицины. Это поручение было дано президентом РФ и «Ростелеком» в июне приступает к его реализации. Я назвал два важных направления нашей работы в Татарстане. Эти проекты будут реализовываться совместно с «Таттелекомом», нашим партнером в республике. Надеюсь, что через некоторое время жители небольших населенных пунктов Татарстана получат новые возможности и инструменты, которые улучшат качество их жизни.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Жители небольших населенных пунктов Татарстана получат новые возможности и инструменты, которые улучшат качество их жизни

— Помимо встреч с руководством республики, были ли встречи с руководителями предприятий?

— У нас была большая программа встреч с руководителями ключевых компаний — ТАИФ, «Татнефть», КВЗ, с энергетиками, руководителями крупнейших агрохолдингов. Для нас сотрудничество с лидерами республиканской экономики — важная часть работы.

— Что стало темой этих переговоров?

— Обсуждение новых предложений со стороны «Ростелекома» по новым продуктам и новым подходам. «Ростелеком» предлагает полный набор сервисов, освобождая от этого компании. То есть им не нужно покупать новые серверы, тратить деньги на собственные сети. Мы все это можем построить, и компания будет просто платить нам за услуги. Сервисная модель позволяет снизить капитальные расходы предприятия, сделать их более эффективными с точки зрения структуры баланса и более четко распределяет зоны ответственности. Каждый сосредотачивается на своих компетенциях: мы — на информационно-коммуникационных технологиях, а сами предприятия — на производственных вопросах.

— К слову, о вашем партнере «Таттелекоме». Интересуется ли «Ростелеком» покупкой «Таттелекома»?

— Мы не обсуждали таких предложений и не делали. Но мы всегда готовы к сотрудничеству.

«Ростелеком» не обсуждал покупку «Таттелекома» Максим Платонов/realnoevremya.ru

«Универсальные услуги связи — это, в первую очередь, социальный проект»

— Привлекает ли компания собственные или заемные средства для реализации программы «Устранение цифрового неравенства» или источником является только бюджет?

— Источником финансирования проекта является резерв универсального обслуживания — часть федерального бюджета. До получения средств из резерва компания использует как собственные, так и заемные средства. Один из источников привлечения средств — так называемый механизм проектного финансирования, который организует Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) с использованием средств Фонда национального благосостояния.

— Считаете ли вы, что стопроцентное покрытие интернетом всей страны — это экономически выгодное вложение? Во всех ли регионах есть спрос и готовность использовать эти услуги в таком объеме, чтобы окупились инвестиции?

— Универсальные услуги связи — это, в первую очередь, социальный проект. Он призван выравнять возможности жителей мегаполисов и малых поселений по доступу к современным услугам связи. Дело в том, что на рыночных условиях строительство сетей в малонаселенных территориях никогда не окупится, особенно учитывая размеры нашей страны, и коммерческие операторы этим заниматься не будут. Там нет нужного количество потребителей и платежеспособного спроса. Поэтому во всем мире используется механизм субсидирования строительства сетей и оказания услуг связи в малолюдных и удаленных местах. Но на любой территории люди должны иметь равные возможности для жизни и работы, развития и самореализации. Отсюда и социальный уровень тарифов на доступ в интернет в точках доступа — 45 рублей в месяц при скорости передачи данных не менее 10 Мбит/с.

«Ростелеком» ищет новые точки приложения госпоисковика «Спутник» Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Разработанную «Ростелекомом» поисковую систему «Спутник» тоже можно назвать социальным проектом. Какова дальнейшая судьба проекта — закроется ли он или будет предпринята вторая попытка запуска?

— «Спутник» создавался в определенное время в определенной ситуации, когда стало очевидно, что информационный суверенитет — очень важное требование для любой большой страны, а особенно для России. Поэтому мы, по поручению правительства, такую работу провели. Создали целый набор продуктов, который включает и поисковую систему, и браузер. Они работают. Другое дело — для того, чтобы сделать их рыночными, конкурировать с «Яндексом» или «Гуглом», нужны совершенно другие инвестиции. Но эта задача и не ставилась. Нужно было, чтобы у России была альтернативная поисковая система. Мы озабочены вопросами экономики этого проекта, поэтому оптимизируем расходы и ищем новые точки приложения. Все они находятся в зоне обработки больших данных.

— То есть для вас это не только политический, но и бизнес-проект?

— Сейчас мы будем делать больший акцент на то, чтобы найти эффективные инструменты его переориентирования на другие задачи.

«Нарастить долю цифровых сервисов в выручке до 60 процентов»

— Как распределяется структура выручки «Ростелекома» сегодня?

Сегодня почти половину выручки компании составляют доходы от цифровых услуг и сервисов (47 процентов по итогам l квартала 2017 года). Это доля устойчиво растет, отражая успех «Ростелекома» в направлении трансформации бизнеса и перехода к модели интегрированного провайдера цифровых платформ и сервисов. Наш план — нарастить долю цифровых сервисов в выручке до 60 процентов к 2020 году.

— Но в первом квартале 2017 года выручка компании упала на 2,8 процента, до 70,4 млрд рублей. С чем вы связываете такую динамику?

— Наша выручка продолжает находиться под давлением характерного для традиционных операторов по всему миру тренда сокращения рынка голосовой телефонии. Также в первом квартале влияние на выручку оказало существенное укрепление рубля за последний год, отразившееся на доходах от присоединения и пропуска трафика, которые обеспечены контрактами в иностранной валюте. Эти два фактора не позволили нам получить рост выручки в первом квартале.

Но в целом мы удовлетворены итогами первых трех месяцев работы компании. Сегмент цифровых и контентных услуг устойчиво развивается и уже достиг значительных размеров, которые позволяют делать существенный вклад в выручку компании и уже сопоставим с сегментом традиционных услуг: за год доля цифрового сегмента в выручке выросла на 5 процентных пунктов и достигла 47 процентов, что, несомненно, является свидетельством успеха цифровой трансформации нашего бизнеса.

В первом квартале 2017 года этот показатель превысил 9 процентов, при этом драйверами роста стали как перспективные и быстрорастущие новые направления бизнеса, так и неизменные флагманы нашего цифрового сегмента.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Мы рады фиксировать устойчиво высокий темп роста доходов от цифровых и контентных услуг

— Какие сегменты услуг показали наибольший рост?

— За счет наращивания абонентской базы в сегменте интерактивного ТВ, увеличения потребления сервисов VoD (видео по запросу) и роста ARPU (среднего дохода на одного абонента), выручка от оказания услуг платного телевидения увеличилась на 18,3 процента. На 17,5 процента выросли доходы от дополнительных и облачных услуг, связанных с продвижением облачных сервисов, услуг дата-центров и развитием проектов «Электронного правительства», «Безопасный город» и т. п. На 6,6 процента увеличилась выручка от услуг ШПД за счет наращивания абонентской базы и роста ARPU.

Каков прогноз по итогам 2017 года?

— По году в целом мы рассчитываем на то, что нам удастся превзойти результат 2016 года по этому показателю.

— У вас имеются основания, подтверждающие такой прогноз?

— Во-первых, продолжится поступательный рост цифрового сегмента, в том числе за счет дальнейшего набора абонентов платного ТВ и ШПД, а также увеличения blended ARPU. Мы также считаем, что нам удастся поддержать положительный тренд в B2B сегменте, который останется основным драйвером изменения в компании. Мы рассчитываем на дополнительные продажи облачных и других цифровых сервисов в сфере образования, медицины, городского хозяйства и т. д.

Мы видим востребованность наших сервисов на рынке и постепенно переходим от commodity (рядовых) услуг в более сложные продукты. Например, если раньше говоря о ЦОДах, мы подразумевали только услуги collocation (когда провайдер размещает оборудование клиента на своей территории, подключает его к электричеству, обеспечивает обслуживание и подключение к каналам связи с высокой пропускной способностью), то сегодня это еще и виртуализация ЦОДов и предоставление SaaS и других облачных сервисов. Это серьезный шаг в развитии компании в направлении рынка, обладающего огромным потенциалом. Мы также рассчитываем на восстановление спроса и нормализацию курсового эффекта в сегменте B2O (операторское направление) во второй половине года.

Анна Саушина, Евгения Газизова, фото Максима Платонова
Справка

Михаил Эдуардович Осеевский родился 30 ноября 1960 года в Ленинграде.

В 1983 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Доктор экономических наук (2014).

В 1986—1993 годах работал в Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова.

В 1993—1999 годах — заместитель управляющего, управляющий ЗАО «Санкт-Петербургская валютная биржа».

С 1999 года — заместитель председателя правления, с 2001 года — первый заместитель председателя правления ОАО «Промышленно-строительный банк».

В 2003—2011 годах работал в правительстве Санкт-Петербурга, где занимал должность вице-губернатора, возглавлял администрацию губернатора Санкт-Петербурга.

С декабря 2011 года по июнь 2012 года занимал пост заместителя министра экономического развития РФ.

С августа 2012 года — заместитель президента — председателя правления ПАО Банк ВТБ.

С марта 2017 года — президент ПАО «Ростелеком».

Новости партнеров