Единение госаппарата с велосипедом: альметьевских чиновников на день сняли со служебных авто

Как в нефтяной столице нашли повод заполнить велодорожную инфраструктуру

Альметьевск сегодня дружно пересел на велосипеды. Глава района Айрат Хайруллин устроил горожанам акцию «На работу на велосипеде». Насколько искренним было желание поехать на двухколесном транспорте у людей, которые поучаствовали в ней, можно только догадываться — традиционно, чтобы обеспечить явку, был задействован административный ресурс. Руководители организаций и учреждений получили письмо, где безапелляционно заявлялось: «Все добираются на работу на велосипеде или общественном транспорте», а служебные машины выезжают только по согласованию с руководителем аппарата Совета». Между тем велодорожки в Альметьевске стали настоящим яблоком раздора. Подробности — в материале «Реального времени».

Нефтяники поддержали Минтранс

«Велопарковка забита! «Татнефть»-охрана пересела на вело», фотографий с хештегом #велоальмет в соцсетях сегодня, как никогда, много — если точнее, то целых 10. На одной из них парковка «Татнефти» ломится от велосипедов — на такое количество она явно не рассчитана. На другой: главный эколог города едет по велодорожке. На остальных: сотрудники исполкома приколесили на работу прямо в костюмах. «Костюм велопробегу не помеха», — комментирует пользователь: финансово-бюджетная палата Альметьевского муниципального района.

Такое единение, конечно, неспроста. Альметьевцам сегодня устроили акцию «На работу на велосипеде». Ее цель, говорилось в анонсе, «показать, что вопреки существующим стереотипам велосипед может быть эффективной и разумной транспортной альтернативой». Надо отметить, что акция всероссийская и проводится Минтрансом. Впрочем, не обошлось без казусов. Так, накануне пресс-служба вице-губернатора Петербурга Игоря Албина пригласила СМИ, чтобы показать, как чиновник приезжает на работу на велосипеде, но в итоге журналисты прождали зря. Что же касается Татарстана, то большой размах акция приобрела только в Альметьевске.

Служебные авто на прикол

Насколько искренним было желание поехать на двухколесном транспорте у людей, которые поучаствовали в акции, можно только догадываться — традиционно, чтобы обеспечить явку, был задействован административный ресурс. По крайней мере, это касалось ведомств, подконтрольных администрации.

В распоряжении редакции «Реального времени» есть письмо Совета Альметьевского района, адресованное руководителям организаций и учреждений, в котором безапелляционно заявляется: «Все добираются на работу на велосипеде или общественном транспорте».

Работа может быть связана с поездками по городу, и на этот случай есть ЦУ: «Служебные машины 19 мая 2017 года выезжают на линию или за пределы города только с согласования руководителя аппарата Совета Альметьевского муниципального района».

Действительно ли у всех шоферов учреждений и организаций образовался неожиданный выходной — в пресс-службе администрации района корреспонденту «Реального времени» ответить затруднились, объяснив, что о таком письме впервые слышат. Сам автор, руководитель аппарата Совета Булат Исмагилов, оказался недоступен для звонка — весь день, объяснила его секретарь, он находится на учебе за городом. Надеемся, что он туда добирался также на велосипеде.

«Это редкое явление — велосипедисты»

Надо отметить, что Альметьевску к велоакции грех было не присоединиться. В городе, с подачи молодого главы района Айрата Хайруллина, создается велоинфраструктура, которой столицы могут позавидовать. Год назад там построили первые 50 километров дорожек, всего собираются проложить 200 километров.

Акция «На работу на велосипеде» прекрасно подходила для того, чтобы горожане наконец оценили созданную инфраструктуру. Нельзя сказать, что альметьевцы категорически отвергают велоудобства, но массовым двухколесный транспорт не стал. Из бесед альметьевцев в соцсетях:

«Это редкое явление [велосипедисты], да еще чтоб несколько… Это только на показушных велопробегах вижу».

«Повторюсь — они пустые! Ну, может, я не попадаю в те районы, где бывают велосипедисты».

«Пока на улице и вам пишу, хоть бы назло один проехал. Но нет, в обе стороны до горизонта пусто».

— Надо понимать, что много людей, которые работают здесь, живут за пределами Альметьевска. Много молодежи живет в ипотечных домах, которые строятся на окраине, — так называемая «Долина должников», и если все эти многоквартирные многоэтажки с утра выедут на велосипедах — я не знаю, как они будут передвигаться. И потом, велодорожки построили, а парковок нет. Для меня секрет, куда горожане, когда приезжают на работу, ставят велосипеды — парковки я видел только у «Татнефти» и администрации. И где хранят велосипеды? В квартире? — говорит Всеволод Дворкин, маркетолог сети АЗС «Татнефть».

Собеседник «Реального времени» просит отметить, что у него велосипеда нет и о разнарядке приезжать на велосипеде он не слышал. «Это добровольная акция», — говорит Всеволод.

Дорожки раздора: «Очень вас просим — сделайте тротуары»

Велодорожки для жителей Альметьевска стали настоящим яблоком раздора. Благодарных за их создание столько же, сколько противников. Чтобы разместить их, на полметра сузили проезжую часть. Не всем это понравилось. Надо сказать, что в нефтеграде они устроены не так, как в Казани, когда вдоль обочины рисуют специальную разметку. Дорожку и дорогу разделяет зеленая зона, параллельно идет тротуар.

В погоне за велосипедизацией, сетуют местные жители, о пешеходах забыли: дорожки новые и ровные, а тротуары разбитые.

«И большинство жителей не ездят на велосипедах, а вот по тротуарам ходим ежедневно. Эта тема поднималась уже неоднократно, я думаю, многие жители, наверное, поддержат меня в этой просьбе… Пока делали велодорожки, большинство и без того разбитых тротуаров окончательно пришли в негодность! По ним не то что коляски катить, по ним ходить невозможно. ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ ВАС ПРОСИМ, сделайте тротуары», — пишет Алина Малышева главе Айрату Хайруллину в «Инстаграме».

«Проезда по улице Галеева нет, тротуаров нет. Спасибо, что хоть велодорожку не воткнули там… А так, мы просто брошенные жители бетонных коробок», — иронизирует другой подписчик Айрата Хайруллина.

В итоге, «боясь переломать ноги» или «не желая вытрясти обед из ребенка по этим колдобинам», альметьевцы-пешеходы переместились на велодорожки, а велосипедисты опять остались не у дел.

«А если на автодорогу положат новый, идеально ровный асфальт? Они ж по дороге с колясками не ходят, там ведь опасно, это они понимают! А на велодорожке, что, не опасно?»

«Хоть все тротуарами выложи, все равно по велодорожке попрут», — возмущаются альметьевские велосипедисты. Казанские молча завидуют — хотя бы такие удобства только в мечтах. Сколько людей, столько мнений.

Политическая сила для велосипедизации

Велосипедизация Альметьевска началась весной 2016 года, местные власти привлекли датскую компанию Copenhagenize Design Company, специализирующуюся на создании велосипедной инфраструктуры в городах.

В пост-релизе на своем сайте датчане отметили, что «знали, что в России пытаются вернуть велосипеду статус транспортного средства, но на деле городам часто не хватает политической воли, чтобы признать велосипед полноценным транспортом. Однако в Альметьевске именно наличие политической воли придало проекту силу».

Финансирование проекта (около 3 млн евро) совместное — бюджет и «Татнефть».

В рамках первой очереди в Альметьевске построили 50 км велодорожек, поставлена задача ежегодно увеличивать их на 10 процентов, доведя до 200 километров в течение пяти лет. По задумке местных властей, через пять лет 20 процентов школьников будут приезжать на учебу на велосипеде, велосипед станет одинаково популярным у мужчин и у женщин, ездить на велосипеде в Альметьевске станет безопаснее, чем раньше, кроме того, планируется, что и зимой альметьевцы будут пользоваться двухколесным транспортом.

Дарья Турцева, фото instagram.com

Новости партнеров