I'll be back: для чего Татарстан намерен вернуться в число акционеров КАМАЗа

Кремль вернул сделку по передаче «Ак Барс Холдингу» Зеленодольского ПКБ на доработку из-за Камского автогиганта?

Неожиданным и довольно крутым поворотом завершаются затяжные переговоры правительства Татарстана по передаче федерального Зеленодольского проектно-конструкторского бюро госхолдингу «Ак Барс». Как стало известно «Реальному времени», на волне консолидации судостроительных активов вокруг АБХ правительство Татарстана чудесным образом может получить 6% акций КАМАЗа стоимостью 2,4 млрд рублей и после долгого перерыва вновь станет акционером автогиганта. Для кого приберегается «козырная карта» или Татарстан сам хочет нарастить долю до блокирующих 10% — большой вопрос.

Крупнейшая в татарстанском ОПК сделка по объединению судостроительных предприятий вокруг «Ак Барс Холдинга» снова допустила фальстарт. Корабельная регата под управлением Ивана Егорова, растянувшаяся на два года, вновь ««спустила якоря», находясь всего в одном шаге от заветной цели.

Двойной фальстарт

«Указ президента РФ о передаче 75% акций Зеленодольского ПКБ, казалось бы, уже вышел на финишную прямую, но застрял. За этот год это уже вторая попытка. В первый раз проект указа вообще был возвращен на доработку», — утверждают источники «Реального времени», особо подчеркивая, что принципиальная позиция федеральных властей отдать региону ключевое судостроительное проектное бюро не изменилась.

На этот раз в уже выстроенную и согласованную в марте структуру сделки с «Ростехом» неожиданно для всех въехал КАМАЗ, раздавивший напрочь достигнутые договоренности. «Мы знаем о внезапном заезде КАМАЗа, но ломаем голову — зачем?», — недоумевают в руководстве таких оборонных предприятий, как «Радиоприбор» и «Казанский электротехнический завод». «У нас есть версии, но оставим их для себя», — не захотел поделиться соображениями один из руководителей казанского завода «Радиоприбор». Таким образом, закулисная интрига еще больше закрутилась.

Дмитрий Рогозин снова вселил надежду

Напомним, в начале 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов обратился в правительство России с инициативой передать в собственность республики основного проектировщика боевых кораблей ОАО «Зеленодольское ПКБ», находящегося в собственности РФ. Идея переподчинить ЗПКБ, как рассказывало «Реальное время», возникла у руководства «Ак Барс Холдинга» давно: входящий в него «Зеленодольский завод им. Горького» строит военные корабли по заказам ВМФ отдельно от «Объединенной судостроительной корпорации», но его «ахиллесой пятой» оставалось отсутствие собственного КБ. «Для усовершенствования проектов кораблей под рукой всегда нужно иметь свое КБ, которое оперативно готово вносить изменения в проектную документацию по требованиям военных и гражданских заказчиков, — объяснял ранее «Реальному времени» гендиректор зеленодольского завода Ренат Мистахов. — Сейчас ЗПКБ работает на два фронта: на «Объединенную судостроительную корпорацию» и на наш завод, что неудобно».

О скорой передаче ЗПКБ как бы мимоходом упомянул и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во время апрельского визита в Татарстан, давая понять, что это дело давно решенное. «Зеленодольское проектное бюро должно работать в Татарстане», — повторил он.

Действительно, еще 22 марта этого года Минпромторгом России был внесен на согласование правительства РФ проект указа президента РФ. В нем предусмотрена безвозмездная передача в собственность Татарстана 75% минус одна акция АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», сообщила пресс-служба министерства. Кроме того, безвозмездно передается и 11,9021% акций АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Таким образом, АБХ, владеющий 63% акций завода, может получить и 25% республиканского госпакета и 12% федерального пакета. После выхода указа правительство Татарстана планировало перейти ко второму этапу и передать госкорпорации «Ростех» госпакеты акций трех радиоэлектронных предприятий — казанского «Радиоприбора», Альметьевского завода «Радиоприбор» и Казанского электротехнического завода.

Татарстан рассчитывает получить 6% акций КАМАЗа

Однако после вмешательства КАМАЗа архитектура сделки с «Ростехом» стала заново готовиться.

«Перед правительством Татарстана и «Ростехом» стоит задача повышения эффективности управления предприятий, а не просто провести обмен, — рассказал заместитель министра земельных и имущественных отношений Фарит Мусин, давая понять, что радиоэлектронные предприятия будут работать лучше под крылом «Ростеха». — А правительство Татарстана получит 6%, а может 7% акций КАМАЗа, чтобы лучше влиять на управление автогигантом. Вы же знаете, сколько татарстанцев там работает», — пояснил он, отказавшись уточнить, откуда же берутся 6% акций КАМАЗа.

По его словам, сейчас проводится оценка активов для передачи «Ростеху», поэтому подробности не раскрываются. Но известно, что состав передаваемых «Ростеху» татарстанских предприятий сильно изменится. «Что будет отдаваться, не решено», — подтвердил источник в АБХ.

Минниханов придет на КАМАЗ с правом блокирующего голоса?

Важно подчеркнуть, что пакет в 6—7% акций КАМАЗа не так и мал для реального влияния, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что правом блокирующего голоса на КАМАЗе обладает акционер, владеющий не 25%-м пакетом акций, как обычно, а лишь 10%-м пакетом. Эти необычные для российского корпоративного права поправки были внесены в устав предприятия по настоянию немецкого автомобилестроительного концерна Daimler AG. «При покупке им 15% акций основные акционеры автозавода — ГК «Ростех» (49,9%) и Avtoinvest Limited (23,54%) договорились не наращивать свои пакеты до контрольного», — напомнил аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. Так что если правительство Татарстана действительно хочет взяться за руль КАМАЗа, то ему придется докупать недостающие 4-3%. По оценкам экспертов, рыночная цена пакета в 6% акций КАМАЗа составляет 2,4 млрд рублей, исходя из закрытия котировок акций на прошлый четверг.

О предстоящем вхождении Татарстана в капитал КАМАЗа на автозаводе знают. «Но мы не комментируем действия акционеров», — сообщил руководитель пресс-службы автозавода Олег Афанасьев. Впрочем, выдвинуть своих представителей в совет директоров правительство уже не успеет. Хотя отсутствие госпакета у Татарстана до сих пор не мешало премьер-министру, а тогда им был Ильдар Халиков, избираться и участвовать в СД автогиганта. Комментарий от «Ростеха» не поступил.

Для чего правительство Татарстана именно сейчас взялось за получение 6% акций КАМАЗа? «Теоретически возможна перепродажа, но на самом деле все это на уровне спекуляций, — рассуждает аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. — Пока действует акционерное соглашение о не наращивании контрольного пакета никому из них нет смысла приобретать дополнительный пакет. Если бы была перспектива контроля, то может быть стоило бы «Даймлеру» докупать».

«Я не думаю, что этот пакет будет продаваться, соглашается аналитик «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Насколько я знаю, руководство Татарстана предпочитает, чтобы республика участвовала в капитале расположенных на ее территории крупнейших предприятий».

Кто заведет дизель для российских кораблей

Между тем, нельзя на заметить, что обменная сделка с «Ростехом» напрямую зависит от готовности КАМАЗа отвечать на запросы российского ОПК. Именно их недавно озвучил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.

«Мы хотели бы, чтобы Татарстан задумался на тему (развития силовых агрегатов для судов — прим. ред.). И если такое желание появится, то мы будем поддерживать. Сегодня дизельное оборудование производится на КАМАЗе, и надо подумать над тем, чтобы корабельное судостроение стало визитной карточкой РТ. Вот об этом мы и говорим с правительством Татарстана», — рассказал он журналистам во время пребывания на Зеленодольском заводе им Горького.

«Надо подумать над тем, чтобы корабельное судостроение стало визитной карточкой РТ», — высказал пожелание Рогозин. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Конечно, им имелась в виду не производственная площадка в Набережных Челнах, как подумали многие, а мощности Тутаевского моторного завода в Ярославской области. КАМАЗ владеет 49,9% акций предприятия и намерен развивать здесь производство дизельных двигателей не только для автомобилей, но и для судов, сообщили на на предприятии. Правда, инвестиционной программы пока нет. Между тем, зеленодольские корабелы не ждут ярославских двигателей, и начали оснащать военные суда от российско-китайского СП в Санкт-Петербурге. Добавим, что Министерство промышленности и торговли РТ готовит судостроительный кластер, но о нем нет никакой информации.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров