Эпоха губернатора в цифрах: регионы при правлении Рустэма Хамитова, Леонида Маркелова и Александра Соловьева

Башкортостан, Марий Эл и Удмуртия: как изменились показатели регионов за 10 лет

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает изучать статистические данные за последние 10 лет в регионах Поволжья. После Татарстана мы решили проанализировать показателями ближайших соседей — Башкортостана и двух окрестных регионов, где недавно сменились руководители — Марий Эл и Удмуртии. Последние ожидаемо отстают от крупных национальных республик по большинству параметров, но есть и отрасли, где заметен более значительный рост. Впрочем, чаще всего это можно объяснить изначально низкими результатами.

Башкортостан: за 10 лет регион опередил Татарстан по строительству жилья и по количеству преступлений

Республика Башкортостан, расположенная к востоку от Татарстана, является крупнейшим по численности населения регионом Приволжского федерального округа. Здесь проживают 4,066 млн человек — это на 180 тысяч больше, чем в Татарстане. По многим параметрам, однако, Башкирия отстает от западного соседа. Впрочем, есть и характеристики, по которым она впереди. Регионы достаточно давно считаются в определенных кругах «конкурентами», что объясняется схожестью размеров, экономик, национального состава, а также длительностью пребывания на посту руководителя региона первых президентов — Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова. К слову, обоих в народе называют Бабаями.

С 2010 года пост президента, а затем главы республики Башкортостан, занимает Рустэм Хамитов, который сменил на этом посту бессменного башкирского лидера Муртазу Рахимова. Последний руководил регионом с 1993 по 2010 годы — в те же годы Татарстаном руководил Минтимер Шаймиев, которого сменил Рустам Минниханов. Рустэм Хамитов периодически подвергается критике — его называют «ставленником Кремля». Считается, что он лоббирует интересы федерального центра, и основная задача его нахождения у власти — лояльность Москве. Но мы постараемся уйти от субъективности и говорить языком цифр.

Так, данные статистики, показывают, что нахождение Хамитова у власти сопровождается достаточно неплохими результатами. За 10 лет в Башкортостане доходы и расходы бюджета выросли в 2,3 и 2,5 раза, соответственно. Результат может показаться впечатляющим, однако, если сравнивать, например, с Татарстаном, то становится заметно, что бюджет вырос не так значительно, как мог бы: в Татарстане аналогичные показатели продемонстрировали трехкратный рост. Консолидированный исполненный бюджет Башкортостана в 2006 году составлял 83,6 млрд рублей по графе доходов бюджета и 74,9 млрд рублей по графе расходов бюджета. В 2016 году те же показатели составили 195,2 и 185 млрд рублей, соответственно. Отметим, что и в Башкирии, и в Татарстане, как и 10 лет назад, доходы исполненного консолидированного бюджета больше расходов.

Другой важный экономический показатель — инвестиции в основной капитал — вырос за 10 лет в 3,5 раза — со 104 до 361 млрд рублей. Неплохой показатель, но интересно, что в 2006 году разрыв по нему с Татарстаном был полуторакратным, сейчас же он стал почти двукратным (показатель Татарстана — 642 млрд рублей). Это объясняется более быстрым ростом показателя в Татарстане.

Точно такой же рост наблюдается и по инвестициям в основной капитал на душу населения — с 25,6 до 88,7 тысячи рублей. Однако и он почти в два раза меньше аналогичного татарстанского показателя. Валовый региональный продукт за это время вырос в 2,75 раза с 505 млрд до 1,389 трлн рублей. Отрыв Татарстана от Башкирии вырос за это время с 20% до 40% (сейчас в Татарстане ВРП составляет, по оценочным данным, 1,944 трлн рублей).

Если же говорить не про экономические, а про социальные показатели, то и здесь Башкирия в основном отстает от Татарстана, за некоторыми исключениями. К примеру, Башкирия опережает Татарстан по числу прибывших новых жителей. Сюда за 2016 год приехали 147 тысяч человек, в то время как в Татарстан — лишь около 97 тысяч человек. Кроме того, в Башкортостане этот показатель вырос за 10 лет значительно сильнее — почти в два раза, в то время как в Татарстане — лишь на 63%.

Однако еще сильнее в Башкирии выросло число уехавших — с 76 до 154 тысяч человек. В результате увеличилась и миграционная убыль населения, причем в 3,2 раза — с 2,3 до 7,4 тысячи человек. В том же Татарстане как был, так и остался миграционный прирост населения, впрочем, он снизился с 9,2 до 5,9 тысячи человек. Однако на общую численность населения региона это практически не повлияло — рост ее составил 0,4% (в то же время в Татарстане рост численности населения составил 3%). Объяснить это можно тем, что в регионах России миграционные процессы играют значительно меньшую роль, чем показатели естественного прироста.

Не так сильно, как в Татарстане, здесь выросли и среднедушевые доходы: в 2,3 раза против татарстанских 2,6 раза. В итоге сейчас среднедушевые доходы в Башкирии составляют 28,3 тысячи рублей, а в Татарстане — 33,1 тысячи рублей.

К негативным итогам 10 лет можно отнести показатели по числу зарегистрированных преступлений — их число здесь снизилось, как и в большинстве регионов, но лишь на 30%. В результате за десять лет Башкирия опередила по количеству преступлений Татарстан, в котором этот показатель снизился более, чем в два раза. Если в 2006 году в Башкирии было зарегистрировано около 94 тысяч преступлений, а в Татарстане — 105 тысяч, то сейчас показатели изменились до 65 и 48 тысяч, соответственно. Похожая ситуация в Башкирии и с безработицей — в 2007 году она была на одном уровне с Татарстаном (1,4 от экономически активного населения), за 10 лет же она снизилась лишь до 1,17%. В Татарстане же за это время она снизилась в два раза — до 0,71%.

В то же время, нужно обратить внимание и на положительные моменты социально-экономического развития Башкирии. В частности, за десять лет здесь более, чем в полтора раза увеличилось количество введенного жилья — с 1,7 до 2,7 млн кв. м. В результате этого Башкирия опередила Татарстан, в котором результат повысился лишь на треть — с 1,8 до 2,4 млн кв. м. Правда, следует отметить, что планка в 2,4 млн кв. м властям РТ установлена самостоятельно и является неким самоограничителем (под соусом лишь бы не было переизбытка «квадратов»).

Марий Эл: рост строительства и отток населения при Маркелове

В одном из прилегающих к Татарстану регионов, где недавно, пробыв 16 лет у власти, сменился руководитель, ситуация более печальная, чем в крупном и развитом Башкортостане. Речь идет о республике Марий Эл — небольшом регионе к северо-западу от Татарстана с населением в 684 тысячи человек. Таким образом, население всего региона сопоставимо с населением Набережных Челнов.

Грустные результаты правления Леонида Маркелова, впрочем, не так заметны, если смотреть на показатели роста консолидированного бюджета. За 10 лет он вырос в 2,6 раза как по графе доходов (с 10,5 до 29 млрд рублей), так и по графе расходов (с 10,6 до 29,6 млрд рублей), что больше, чем в Башкортостане. При этом Марий Эл отличает от крупных поволжских национальных республик, помимо прочего, дефицитность бюджета: расходы в консолидированном бюджете Марий Эл были и остаются больше, чем доходы, правда, не очень значительно.

Инвестиции в основной капитал здесь выросли гораздо менее значительно, чем в Татарстане и уже упомянутом Башкортостане — лишь в 2,8 раза. При этом, учитывая, что и в 2006 году их объем был в 16 раз меньше, чем в Татарстане, сейчас разрыв по величине инвестиций вырос до 24 раз. В 2016 году в Марий Эл инвестиции составили лишь 27 млрд рублей (показатель Татарстана — 642 млрд, Башкортостана — 361 млрд). Не отличается и ситуация по объему инвестиций на душу населения: за 10 лет в Марий Эл он вырос в 2,8 раза (в Татарстане — в 3,9 раза) и составил 39,7 тысячи рублей на человека. Отрыв от Татарстана в 2006 году был трехкратным, сейчас — более чем четырехкратный.

Еще больше Марий Эл отличается от Татарстана и Башкирии по валовому региональному продукту. В 2016 году он составил здесь 178 млрд рублей, что почти в 11 раз меньше, чем в Татарстане. Впрочем, рост этого показателя за 10 лет даже более значительный, чем в Татарстане и Башкортостане. Здесь объем ВРП за 10 лет вырос в 4,1 раза, в Татарстане — в 3,2 раза, а Башкирии — в 2,8 раза.

В социальном же плане последние 10 лет не дали Марий Эл ничего особенно хорошего. И без того небольшое население в 711,5 тысячи человек сократилось на 3% — до 684 тысяч человек. При этом доля людей трудоспособного возраста снизилась больше, чем в Татарстане и Башкирии (на 12,1% против примерно 8,3% в этих регионах), а доля пенсионеров выросла почти на треть. В регионе, кроме того, все десять лет сохранялась естественная убыль населения — в 2006 году она составляла около 1 100 человек, в 2016 году — 1 673 человек (что не так плохо на фоне 2012 года, когда она составила 2 300 человек). Число прибывших в регион увеличилось на три четверти — до 19 661 человека, а число выбывших — на 72%, до 21 334 человек. Среднедушевые доходы при этом выросли больше, чем в Башкирии и Татарстане — в 3,8 раза (с 4,8 до 18,1 тысячи рублей), но по-прежнему остаются очень небольшими — почти в два раза меньше, чем в Татарстане.

Впрочем, за 10 лет есть и положительные социальные итоги. К примеру, безработица здесь снизилась сильнее, чем в Башкортостане — с того же уровня в 1,4% — до 1,04%. При этом в 2014 году этот показатель был даже ниже, чем в Татарстане. Помимо этого, сильно снизилось количество преступлений — в три раза, с 22 381 в 2006 году до 7 214 спустя 10 лет. Кроме того, в Марий Эл в два с лишним раза увеличился ввод жилых домов: в 2016 году этот показатель составил 465,7 тысяч кв. м, в 2006 году же он был равен 228 тысячам кв. м. Рост, таким образом, больше, чем в Башкортостане и Татарстане.

Удмуртия: значительный рост доходов населения и дефицит бюджета

Республика Удмуртия, как и Марий Эл, лишившаяся недавно главы, за 10 лет показала довольно средние результаты. Ее бывший руководитель, Александр Соловьев, впрочем, в отличие от бывшего коллеги из Марий Эл, не был политическим «долгожителем» — руководил регионом он лишь с сентября 2014 года. А вот до него у власти действительно долго находился Александр Волков — с 2000 по 2014 годы.

Сама Удмуртия значительно больше Марий Эл — население тут составляет 1,5 млн человек. Однако это по-прежнему не позволяет ставить республики в один ряд с крупнейшими регионами Поволжья — население здесь едва больше, чем в типичном российском «миллионнике».

За прошедшие десять лет бюджет в Удмуртии рос более медленными темпами, чем в Татарстане, да и объем его по-прежнему невелик. Впрочем, он значительно больше, чем в Марий Эл. В 2016 году доходы консолидированного бюджета составили 73,6 млрд рублей — в 2,9 раза больше, чем в 2006 году, когда он составил 25,3 млрд рублей. Расходы при этом выросли еще больше — в 3,1 раза, с 26,4 до 81,5 млрд рублей. Расходы при этом по-прежнему больше доходов, что делает регион похожим на Марий Эл.

Инвестиции в основной капитал за 10 лет тут выросли несколько больше, чем в Марий Эл — в 2,75 раза, с 31 до 85 млрд рублей. Получившаяся сумма в три с лишним раза больше, чем в Марий Эл, но почти в шесть раз меньше, чем в Татарстане. Похожая тенденция и по показателю объема инвестиций на душу населения. Рост, как и в Марий Эл, оказался примерно в 2,8 раза. Абсолютный показатель увеличился с 20 до 56 тысяч рублей на человека — это примерно в полтора раза больше, чем в Марий Эл, и в три с лишним раза меньше, чем в Татарстане. Валовый региональный продукт увеличился меньше, чем в Марий Эл — в три раза, со 165 до 498 млрд рублей. При этом ВРП оказался почти в три раза больше, чем в Марий Эл и почти в четыре раза меньше, чем в Татарстане.

В социальном плане в Удмуртии все не очень хорошо. Численность постоянного населения за 10 лет снизилась на 1% — это не так много, как в Марий Эл, но результат все же отрицательный. Население сократилось с 1,541 млн до 1,516 млн человек. При этом в Удмуртии, как и в Марий Эл, на 12% снизилась численность населения трудоспособного возраста (с 64 до 56%), а миграционная убыль увеличилась на 6%. Регион при этом может похвастать увеличением в 2,6 раза числа прибывших (с 18 до 47 тысяч человек) и в 2,5 раза — числа выбывших (с 20 до 49 тысяч человек).

При этом здесь значительно выросли среднедушевые доходы — в три раза, с 5,9 до 23,3 тысячи рублей на человека. Показатель роста — больше, чем в Марий Эл, Татарстане и Башкирии. В абсолютном показателе, впрочем, среднедушевой доход все же ниже, чем в Башкирии и Татарстане.

Уровень безработицы, который в 2006 году был самым большим среди описанных трех регионов (2,2%), значительно сократился и составил 1,14%. Однако это по-прежнему выше, чем в Татарстане (0,71%) и Марий Эл (1,04%). Впрочем, показатель все же ниже, чем в Башкортостане (1,17%). Количество преступлений здесь снизилось почти так же сильно, как в Марий Эл — почти в три раза, с 65 до 26 тысяч. Ввод жилых домов здесь вырос больше, чем в Татарстане — в полтора раза. Однако это в два раза меньше, чем в Марий Эл и немного меньше, чем в Башкирии. В 2016 году было введено 652 тысяч кв. м жилья.

«Низкая база» для Марий Эл и Удмуртии и медленный рост Башкортостана

Таким образом, регионы, в которых недавно сменились главы, по большинству показателей ожидаемо плохие. Однако таковы они лишь в сравнении с развитыми и крупными регионами Поволжья, а не впечатляющие цифры можно связать скорее с размерами и структурой экономик регионов, чем с конкретным представителем власти.


Марий Эл не может похвастать профицитностью и большими объемами бюджета, но их рост больше, чем, к примеру, в Башкортостане. Валовый региональный продукт за 10 лет вырос больше, чем и в Башкирии, и в Татарстане. Кроме того, здесь довольно сильно снизилась безработица и выросло количество введенного жилья. Рост показателей в Марий Эл — довольно хороший, но его можно объяснить эффектом «низкой базы» — показатели изначально слабые и в процентах растут быстрее, чем в регионах с высокими показателями.

Подобным эффектом можно объяснить и рост отдельных показателей в Удмуртии. Здесь, напомним, самый высокий из четыре регионов рост показателя среднедушевых доходов, неплохие цифры по вводу жилья. Впрочем, даже «низкая база» не помогла Удмуртии в увеличении таких экономических показателей, как объем бюджета и инвестиций.

Башкортостан значительно отличается от описанных выше регионов. Он крупнее, более развитый и богатый. В то же время, почти по всем параметрам Башкирия не дотягивает до Татарстана, кроме, например, показателя по вводу жилья. Остальные показатели региона в основном растут неплохими темпами, но в сравнении с Татарстаном они более низкие.

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
АналитикаЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров