Дважды из одного «Квартала»: Артем Тюрин и Евгений Иванов погрозили «Форбсу» своим BBJ

После очередной клинической смерти бизнес-журнала «Деловой квартал» его экс-директор готовится запустить новое СМИ, на этот раз федерального уровня

«Деловой квартал», не успев воспрянуть после клинической смерти, опять впал в кому. Проект покинули и Артем Тюрин, и Руслан Серазетдинов. По данным «Реального времени», журнал может попытаться восстановить уже в третий раз новая команда. А пока Тюрин занялся проектом BBJ. Его партнером и идеологом выступил казанский предприниматель Евгений Иванов, известный своей деятельностью на рынке франчайзинга. Иванов строит планы выхода на федеральный рынок, Артем Тюрин предпочитает о планах не распространяться, а эксперты смотрят на проект скептически.

Вторая смерть «ДК»

«Деловой квартал» впервые запустился в Казани в апреле 2008 года, тираж издания составлял 5 000 экземпляров, однако в конце мая 2015 года стало известно об уходе журнала с местного рынка. По данным СМИ, причиной закрытия проекта послужили издержки на полиграфию и сокращение рекламных бюджетов. Второй раз франшиза екатеринбургского холдинга «Абак-пресс» была запущена в Казани в марте 2016 года. Сначала заработал сайт, а через некоторое время вышла печатная версия. На этот раз главным редактором «ДК» стал Руслан Серазетдинов, а соучредителем — прежний директор Артем Тюрин.

После возрождения журнал не просуществовал и года. 28 марта стало известно, что Руслан Серазетдинов покинул проект. Впрочем, выяснилось, что и Артем Тюрин не готов продолжать ни выпуск журнала, ни работу над сайтом. 31 марта портал inkazan.ru сообщил, что «Деловой квартал» закрывается. Однако, по данным «Реального времени», сейчас СМИ пытаются реанимировать во второй раз и дать ему уже третью жизнь.

«Модель свое исчерпала»

По информации бывшего главного редактора «ДК» Руслана Серазетдинова, компания действительно закрыта, и он не может сказать точно, готовится ли перезапуск СМИ. В свою очередь, Серазетдинов заявил, что положительно отнесется к перезапуску издания: «Если найдется инвестор, человек, готовый потратить определенную сумму средств на это издание, то это здорово».

— Это уже не первое закрытие «Делового квартала». Думаю, издание просто не выдержало, модель свое исчерпала, — высказался о закрытии «ДК» Юрий Алаев, советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ, бывший главный редактор газеты «Время и Деньги». — С моей точки зрения, здесь Артем [Тюрин] просто немного переоценил свои силы и степень свободы на медийном рынке Татарстана. Проблема здесь не в том, что Тюрин плохой менеджер или Серазетдинов был плохим редактором, — проблема в том, что изменилась среда, а формат остался из предыдущей информационной среды.

Ситуацию с закрытием «Делового квартала» также прокомментировал руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский.

— Тут можно сказать только в общем — настоящее, будущее, рассвет и угасание деловой прессы связано с рассветом или угасанием самого бизнеса. Если сообщество находится в непростой ситуации, то те, кто отражают его деятельность, тоже не могут рассчитывать на уверенное существование. Если только не придет инвестор извне и не начнет это поддерживать, исходя из своих точечных интересов и целей. Мы же видим, что у нас в республике сегмент деловых медиа очень недоразвит, и это прямое отражение тех проблем, которые в целом существуют», — резюмировал спикер.

Артем Тюрин научит быть боссом

Что интересно, сам Артем Тюрин практически сразу же оказался в другом интернет-проекте.

18 апреля в закрытом журналистском сообществе в Facebook Артем Тюрин опубликовал пост-объявление со следующим содержанием: «Коллеги, в новое бизнес-СМИ требуются опытные журналисты. ЗП стабильная и достойная. Пишите, пож-та, в личку». Спустя три дня, 21 апреля, Тюрин снова обратился к коллегам: «Журналисты, контент-менеджеры, ау! Для вас есть много интересной работы, которая отлично оплачивается! Пишите, пож-та, в личку!»

Как выяснилось, новым местом работы медиаменеджера стал портал BeBoss.ru. Портал позиционирует себя как «навигатор по бизнес-возможностям России и СНГ» и фактически представляет собой несколько каталогов — франшиз, готового бизнеса, недвижимости. Однако есть и раздел новостей бизнеса. По информации представителей портала, посещаемость сайта составляет около 25 тыс. человек в день, а также в России есть порядка миллиона мобильных устройств, на которых установлено приложение бизнес-навигатора. Однако, согласно данным, опубликованным на сервисе статистики Liveinternet, количество посещений в день в среднем достигает отметки в 15,6 тыс. человек.

Основателем портала является казанский предприниматель Евгений Иванов, ранее занимавшийся проектом «FRANSH Стратегия роста» и разработкой франшиз. В целом Иванов запускал много проектов, однако самый известный из ныне действующих — это «БиБосс». В 2006 году сайт появился в виде каталога франшиз. На этот раз предприниматель намеревается сделать деловое СМИ и пригласил для этого Артема Тюрина.

Как потратить 2,5 млн рублей за четыре месяца

По словам Иванова, рабочее название нового СМИ — «BeBoss Journal» («БиБосс журнал», или BBJ). Запуск журнала BBJ — это первая попытка создания самостоятельного делового СМИ на базе «БиБосса». Ранее Евгений Иванов пытался делать узкоотраслевые информационные разделы на сайте. При этом основатель журнала уточняет, что BBJ не будет иметь прямого отношения к материнскому порталу: у него есть отдельный домен и отдельные технологии продвижения, непохожие на те, что используются для навигатора по бизнес-возможностям.

— Журнал — это очередное подспорье для предпринимателей, а его задача в том, чтобы продвигать «БиБосс», — пояснил Евгений Иванов.

По его словам, проект уже потребовал немалых вложений: аренда офиса для команды журнала обходится в 100 тыс. рублей в месяц, зарплата действующих сотрудников — около 300 тыс. рублей, также уже есть затраты на программирование и дизайн. Плюс специально для BBJ создается видеостудия. Иванов уверяет, что в общей сложности за четыре месяца пришлось вложить около 2,5 млн рублей.

Впрочем, по мнению Юрия Алаева, если начинать СМИ с нуля, то затраты на запуск должны составить сумму в пределах 15—20 миллионов рублей.

— Это бюджет, который надо бы набирать, если серьезно к этому подходить, а не делать редакцию из трех—пяти человек. Но, думаю, никто сейчас не готов такие деньги вложить в новое деловое издание. Можно, конечно, сделать и «на коленке», с минимальными затратами — примерно такой же будет и результат, — высказался Алаев.

За счет чего будет окупаться проект, ни Евгений Иванов, ни Артем Тюрин не говорят.

Чем BBJ грозит «Форбсу»?

Толкаться на рынке СМИ Татарстана основатели нового журнала не хотят. Иванов нацеливается на федеральный проект: его контент в меньшей степени будет посвящен Татарстану и местным предпринимателям. В числе главных конкурентов BBJ Евгений Иванов обозначил проекты «Генеральный директор», «Секрет фирмы», Forbes и, возможно, «Деловой квартал». Наш собеседник уверен, что удержаться на плаву новому изданию поможет то, что, в отличие от классических СМИ, у BBJ есть прямой выход на «всех предпринимателей» и на «первых лиц любых предприятий по всей России».

— В отличие от большинства СМИ, которые собирают информацию, основываясь на какой-то упоминаемости предпринимателей или бизнеса, мы будем выискивать лидеров по немного другому алгоритму, который я не хотел бы раскрывать, но скажу, что мы будем писать про всю нашу страну и про все сегменты бизнеса, которые интересны именно мелким предпринимателям, — прокомментировал Иванов.

Также, по словам нашего собеседника, сейчас в распоряжении команды BBJ есть серьезная экспертная база и большой объем так называемого «юзер-генерейтед» контента, способного помочь изданию выделиться на фоне других деловых СМИ в РФ.

Однако не все эксперты, опрошенные «Реальным временем», разделяют оптимизм Иванова. К примеру, известный казанский журналист и бывший главред казанской редакции «Делового квартала» Руслан Серазетдинов признал, что у команды BBJ есть серьезный срез действующих предпринимателей и доступ к «франшизной аудитории». Однако спикер заметил, что, выходя на федеральный уровень, необходимо понимать, что там подобный ресурс может быть у каждого из конкурентов BBJ.

— Другой критичный момент — это наличие сильных авторов и контента, который был бы действительно привлекателен на федеральном уровне. Здесь компетенций я пока что не вижу. Я знаю, что проект возглавил Артем Тюрин, у которого есть определенные компетенции и понимание, но здесь, как мне кажется, уровень должен быть еще выше, чем тот, что представлен на данный момент в Казани в целом. Они выходят на поляну, где рубятся такие СМИ, как «Секрет фирмы», они выходят на уровень VC.RU, на уровень хорошего, стильного Inc.Russia — то есть у них реально очень много конкурентов, — высказался Руслан Серазетдинов.

«Возможно, сейчас мы облажаемся, и все, как говорится...»

По предварительным данным, запуск журнала запланирован на конец лета 2017 года — к этому моменту планируется заготовить базовый материал и набрать команду авторов. Последняя задача, по мнению Иванова, является наиболее сложной.

— Проблема в том, что я не люблю работать с людьми, которые приходят и уходят постоянно, что, к сожалению, свойственно для рынка журналистов. Я хочу иметь свой костяк — около десяти человек, которые будут работать со мной годами, — пояснил Иванов.

Также наш собеседник посетовал на то, что в Казани, на его взгляд, есть очень много событийных журналистов (причем хорошо пишущих), однако тех людей, которые «могут чувствовать предпринимательские тренды» и «писать о чем-то крутом и серьезном для предпринимателей», очень мало.

Впрочем, Евгений Иванов, запускавший за свою жизнь много самых различных проектов, и далеко не всегда удачных, к будущему BBJ относится философски: «Если мы сейчас сработаемся с Артемом Тюриным в этом направлении, то будет очень хорошо — мое видение плюс его опыт могут стать неплохим тандемом, — резюмировал Иванов. — Возможно, сейчас мы облажаемся, и все, как говорится, проc**м, а, возможно, и нет».

  • Юрий Алаев

    Юрий Алаев советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ, бывший главный редактор газеты «Время и Деньги»

    Это уже не первое закрытие «Делового квартала». Думаю, издание просто не выдержало, модель свое исчерпала. Я немного знаю людей, которые в свое время начинали развивать издание «Деловой квартал» в Екатеринбурге, и с большим уважением к ним отношусь. Если они принимали решение о сокращение присутствия «Делового квартала» в регионах — то они знали, что делали.

    С моей точки зрения, здесь Артем [Тюрин] просто немного переоценил свои силы и степень свободы на медийном рынке Татарстана. Проблема здесь не в том, что Тюрин плохой менеджер или Серазетдинов был плохим редактором, — проблема в том, что изменилась среда, а формат остался из предыдущей информационной среды.

    Про планы по развитию проекта «БиБосс» я слышал. Все зависит от того, какой формат будет выбран, на какую аудиторию он хочет сделать ставку, чем он может привлечь публику, уже достаточно пресыщенную информационным валом и информационным шумом.

    По-хорошему, если начинать СМИ с нуля, затраты на запуск должны составить в пределах 15—20 миллионов рублей. Это бюджет, который надо бы набирать, если серьезно к этому подходить, а не делать редакцию из трех—пяти человек. Но, думаю, никто сейчас не готов такие деньги вложить в новое деловое издание. Можно, конечно, сделать и «на коленке», с минимальными затратами — примерно такой же будет и результат.

  • Руслан Серазетдинов

    Руслан Серазетдинов директор КБ «Хорошая история», бывший главный редактор издания «Деловой квартал», бывший главный редактор портала «Tatcenter»

    Здесь есть несколько факторов успешности, которые нужно рассматривать в любых подобных медиа: во-первых, насколько я понимаю, данное СМИ изначально, пока это обсуждалось на неких концептуальных этапах, не предполагает некой прямой продажи. У них нет необходимости в поиске рекламодателей. Проект организовывается при достаточно обеспеченной компании Евгения Иванова, который уже много лет в бизнесе, и финансово он может поддержать этот проект. Если говорить с точки зрения рекламной или нерекламной моделей, то, я думаю, что для них это будет непринципиально. Если они не будут заморачиваться на тему доходов здесь и сейчас, то он имеют достаточно хорошие перспективы в плане жизненных сроков, а не в плане содержания.

    Момент №2, который, наверное, более критичен, чем наличие каких-то финансовых подушек, — это наличие сильных авторов и контента, который был бы действительно привлекателен на федеральном уровне. Здесь компетенций я пока что не вижу. Я знаю, что проект возглавил Артем Тюрин, у которого есть определенные компетенции и понимание, но здесь, как мне кажется, уровень должен быть еще выше, чем тот, что представлен на данный момент в Казани в целом. Они выходят на поляну, где рубятся такие СМИ, как «Секрет фирмы», они выходят на уровень VC.RU, на уровень хорошего, стильного Inc.Russia — то есть у них реально очень много конкурентов. Однако, возможно, что за счет своего доступа к этой аудитории франшизной, которая есть у компании «БиБосс», они получат для себя какую-то долю.

    При таком обилии конкурентов нужно помнить о том, что у Иванова есть доступ к тем франшизам, которые они так или иначе обслуживали, и, соответственно, это тоже источник информации, с которым можно и нужно работать. Вопрос в том, как будет выстроена эта работа. Также стоит заметить, что сейчас формат таких традиционных медиа, наверное, уже проживает свои последние годы. Если ребята смогут найти какую-то новую форму работы не только с авторами, но и с сообществом вокруг этой платформы, то это, конечно, будет здорово. Вопрос в том, есть ли у них для этого компетенции и не будут ли они в первую очередь смотреть на модель традиционного, классического СМИ.

    Если говорить о том, насколько затратно сейчас запускать новое СМИ, то я знаю, что маленькая региональная редакция небольшого интернет-СМИ «кушает» чисто на контент порядка 200 тыс. рублей в месяц, но при этом она не возвращает эти деньги. Если говорить о выходе на федеральный рынок, то я бы такими смешными цифрами не оперировал. Мне кажется, что там нужно будет закладываться в разы больше. У них есть серьезнейший срез действующих предпринимателей, но нужно понимать, что, если они выходят на более высокий уровень, то там у всех есть этот срез и этот ресурс.

  • Леонид Толчинский

    Леонид Толчинский руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, бывший генеральный директор ИА «Татар-информ»

    Мне трудно комментировать закрытие «Делового квартала», хотя я и видел материалы, которые намекали на процесс закрытия. Я плохо знаю историю этого издания в последнее время. Тут можно сказать только в общем — настоящее, будущее, рассвет и угасание деловой прессы связано с рассветом или угасанием самого бизнеса. Если сообщество находится в непростой ситуации, то те, кто отражает его деятельность, тоже не могут рассчитывать на уверенное существование. Если только не придет инвестор извне и не начнет это поддерживать, исходя из своих точечных интересов и целей. Мы же видим, что у нас в республике сегмент деловых медиа очень недоразвит, и это прямое отражение тех проблем, которые в целом существуют.

    Деловые СМИ для поддержания аудитории и привлекательности вынуждены переключаться на большой спектр других тем, которые никак деловыми не назовешь. Заточенность именно под деловой контент сегодня не может быть состоятельной, потому что деловое сообщество не в самом лучшем положении. Поддерживать такую журналистику можно и нужно, но для этого должен быть центр, который смог бы собрать вокруг себя и кадры, и ресурсы, а также взять на себя риски и обозначить стратегию, как пережидать сложные времена. Но пока такого центра не существует.

    Про появление издания «БиБосс» я не слышал. Артем Тюрин — человек супердеятельный и суперталантливый. Хорошо, что такие подвижники есть, которые постоянно пытаются оживить ситуацию. Но я не могу оценить, насколько это реально, — я не знаю ни цель, ни механизм реализации проекта, ни технологии, ни кадрового потенциала.

Лина Саримова, Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Торговый центр «Мега Казань»Сиразетдинова Лиана Александровна

Новости партнеров