«Рафаэль Хакимов, увидьте нас!»: в Татарстане создана еще одна организация для защиты русского языка

Но массовости у движения по-прежнему нет — у языка в Казани набралось 50 защитников

«Рафаэль Хакимов, увидьте нас!»: в Татарстане создана еще одна организация для защиты русского языка
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В субботу в казанском сквере им. Тинчурина Общество русской культуры РТ провело согласованный митинг под лозунгом «За родной русский язык!». На мероприятие пришли всего около 50 человек. Тем не менее один из экспертов «Реального времени», по нашей просьбе подведший его итоги (и пожелавший на этот раз остаться неназванным), сказал так: «Вопрос для властей очень тяжелый. Я бы точно не хотел оказаться на их месте».

Я русский бы выучил, только потом

К назначенному времени на митинг подошли человек 20. Почти сразу они разбились на кучки. Вне групп остались я и случайно оказавшийся здесь пожилой татарин интеллигентного вида. Сначала он кратко побеседовал с полицейскими, у которых узнал цель митинга, а потом длительно со мной: расспрашивал, как попасть в интернет, чтобы почитать мою будущую заметку.

В это время другой дед, выдвинувшись поближе к остановке, созывал публику барабанным боем.

Пошел дождь, довольно холодный. Собравшиеся поеживались и посматривали на второго деда. Тогда тот позвонил «Мише» (организатору митинга Михаилу Щеглову, председателю Общества русской культуры (ОРК) РТ) и попросил его ускориться: «Тут загородку сделали, без тебя не пускают». «Миша сказал, что скоро придет», — спрятав телефон, доложил он, после чего «набарабанил» еще десятка три людей. Среди них была осознанно пришедшая группа татарских активистов.

— «Я сОма приду за ребенком» — так они пишут в вотсапе, — выступала в своей кучке людей женщина лет 45, не дождавшись начала митинга. Речь шла о безграмотности поколения, «которое выросло за 25 лет суверенитета». — Я не националистка, у меня муж татарин и все родственники татары. Я, как русская сирота. Но я — за знание русского языка. Мне учительница говорит, что за два часа в неделю она не может…

Добро пожаловать в загон!

Что не может учительница, до поры осталось загадкой, потому что в этот момент с 20-минутным опозданием появился наконец Щеглов. С доброй улыбкой он сказал в мегафон: «Добро пожаловать в загон!».

Митингующие разобрали и выставили перед собой плакаты. На самом интересном был изображен хохочущий Энгель Фаттахов. Авторам этого показалось мало и они дописали: «Министр Фаттахов, напоминаем: у русских детей Татарстана родной язык русский».

Председатель ОРК в свою очередь напомнил, что с первого митинга в защиту русского языка в РТ прошло уже шесть лет:

— Тогда было побольше людей, чем сейчас, но проблема от этого не становится менее значительной, — отметил он. — А проблема эта в том, что наше языковое законодательство с 90-х годов имеет абсурдный характер. И это кривое законодательство — федеральное и региональное — сформировало эту ситуацию. Я сам был не против двуязычия, не против того, чтобы мои дети знали татарский. Мы не за отмену татарского языка, как меня обвиняют, мы за то, чтобы он сохранился. Но упор, который делается на русских детей, — это пустая трата времени, сил и денег. Сегодняшнее положение показывает, что все усилия не помогают татарскому языку сохраниться. А русские при этом оказались по сравнению с другими регионами России в урезанном положении. Там 1 200 часов на уроки русского языка, у нас — 700. Это и есть основная проблема.

Выступавшая позже Елена Бобрикова добавила другую основную проблему — отсутствие массовости у движения в защиту русского языка:

— Сегодня очень мало людей. Записалось вроде много (в группе в соцсети. — прим. ред.), но не пришли. А если так, то чего же нам ждать? Конечно, к нам будет соответствующее отношение. Чтобы с нами считались, на митинги должно приходить как минимум 5 тысяч человек, а петиции должны подписывать 20—30 тысяч человек. Пока народ рот не открывает, ничего не происходит.

Дошла очередь и до женщины, жаловавшейся на безграмотное поколение. Как выяснилось, она сама учитель русского языка и литературы. «Наши дети не знают ни русский язык, ни татарский, — сообщила она. — Все, что мы просим, — это вернуть нам эти 1 200 часов. И это абсурд, что это просят русские люди в России. Помните, в Советском Союзе был предмет «краеведение»? Вот это было правильно. Мы узнавали другую культуру, любили ее. А то, что происходит сегодня, только стравливает народы.

Сам ты тролль

Активист Борис Бегаев, организовавший прямую трансляцию митинга в интернете, был резче всех:

— Мы тут очень обтекаемо говорим. Мы ведь бьемся уже шесть лет, и что мы слышим в ответ? Что мы шовинисты! А Рафаэль Хакимов назвал нас интернет-троллями без имен и фотографий. Рафаэль Сибгатович, вот мы! — Борис приблизил лицо к камере прямой трансляции. — Увидьте и услышьте нас! — Следом лицо приблизил Щеглов, — Рафаэль Сибгатович, это вы тролль! Мы живем приближенно к положению русских Прибалтики, — продолжил Бегаев. — Мы не имеем права голоса, нас называют «нетатарами»…

В принятой митингом резолюции заявлялось, что дальнейшее игнорирование языкового вопроса «будет способствовать крайнему нагнетанию межнациональной напряженности в республике», поэтому изучение национальных языков стоит перевести на добровольную основу, а в целом следует привести местные законы в соответствие с законодательством РФ. И убрать из них пункты о национальной исключительности, «дающие возможность осуществлять языковое насилие в отношении жителей региона».

— Принуждать и обязывать к изучению языка действительно глупо. Нужно заинтересовывать и открывать перспективу, — прокомментировал происходящее наш анонимный эксперт. — К сожалению, пока реального двуязычия нет, а школьная программа перегружена, и у родителей с детьми возникает как минимум непонимание и раздражение.

В преддверии «важного момента» — обсуждения третьей редакции договора между РТ и РФ — Щеглов призвал всех быть активными и объявил об учреждении присутствующими на митинге новой общественной организации — «Комитета по защите русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан». Ее руководителем, кажется, неожиданно для себя самого, стал Эдуард Носов, проведший утром одиночный пикет у «Корстона» перед началом съезда народов Татарстана.

— Он главный бухгалтер и честный человек, — отрекомендовал Носова председатель ОРК.

Деньги для Комитета собирали тут же, в шапку. Татарские активисты жертвовать отказались.

— Вот твоя первоначальная касса! — сказал новоиспеченному руководителю комитета Щеглов, передавая деньги.

— И что мне с этим делать? — громко спросил Носов.

В перспективе победит сильнейший

«Реальное время» попросило прокомментировать ситуацию доцента Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Азата Ахунова.

— Вокруг этой проблемы сломано множество копий. Общество русской культуры провело немало митингов, пикетов и других акций, защищая свою позицию. Так что я не стал бы говорить, что русскоязычные граждане Татарстана недостаточно активны в этом вопросе. В нашей стране митингами ничего не добьешься, если только они не перерастут в массовые волнения. Но этого никто не допустит. Вопрос о преподавании татарского языка облечен в форму закона и любое выступление будет трактоваться как антизаконное. С законом можно бороться только законными методами. Можно оспаривать это решение в Верховном, Конституционном судах РФ, можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Но это путь долгий и тернистый. Общество русской культуры на это не пойдет. Избран, на мой взгляд, тупиковый путь ультиматума. И время, на их взгляд, наступило самое подходящее. Во главе системы образования поставили православного министра, и это решение вызвало оживление в рядах консерваторов, монархистов и прочих «почвенников». Но новый министр — человек системы, и уповать на нее не имеет большого смысла. Лидеры Общества русской культуры, видимо, рассчитывают и на удачный, по их мнению, текущий момент. «Акела промахнулся», и глупо не воспользоваться выпавшим «счастливым билетом». Но это также ничего не даст. В условиях фактически начавшейся предвыборной кампании никто не пойдет на резкие шаги, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

Власти Татарстана должны сделать встречный шаг, «удушить противника в объятьях». Об этом говорили миллион раз, и этот шаг должен быть сделан. Изучение татарского языка реально должно стать доступным, интересным и результативным. Думаю, что на уровне Татарстана этот вопрос можно решить положительно. Надо найти нестандартные решения, поддержать учителей татарского языка (а также их коллег), которые сейчас замордованы отчетностью, «бумажным рабством» и им не до качества преподавания. А в перспективе должно появиться право выбора и, как говорится, победит сильнейший.

P.S. Когда материал был уже опубликован, на наши вопросы о причинах «недостаточной активности самого русского народа» (мнение Михаила Щеглова) и потенциале новой общественной организации по защите русскоязычных родителей и учащихся ответил директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов:

— Русских вполне устраивает стабильная обстановка в Татарстане, которая строится на двух принципах: равенстве государственных языков, подтвержденном Верховным судом РФ, и договорных отношениях с Москвой.

Дестабилизация, о которой мечтают некоторые организации, не срабатывает. Тем более что результаты ЕГЭ по русскому языку в РТ — одни из лучших по России. Чего еще надо?

Когда я слышу о комитетах по защите русского языка и культуры, появляется желание проверить активистов на знание своей культуры.

1/27
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Рустем Шакиров, фото Олега Тихонова
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров