Правнучка Габдерашита Ибрагимова: «Я за то, чтобы Турция шла по пути, завещанному Кемалем Ататюрком»

Интервью с Неслихан Арул Аксой о дореволюционной кулинарной книге ее тети и наследии татарского богослова, известного в Японии

Правнучка Габдерашита Ибрагимова: «Я за то, чтобы Турция шла по пути, завещанному Кемалем Ататюрком»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Накануне, 20 апреля, Казанский инновационный университет представил переиздание дореволюционной книги «Мастер кулинарии: подарок для дам», написанной дочерью известного татарского общественного деятеля Габдерашита Ибрагимова — Фаузией. Любопытно, что исследователям из КИУ удалось привлечь к работе над книгой правнучку Ибрагимова — Неслихан Арул Аксой, которая вчера прибыла из родной Турции в Казань и любезно согласилась побеседовать с корреспондентом «Реального времени» о своих выдающихся предках, ценности книги, написанной ее тетей еще до революции, а также о прошедшем несколько дней назад референдуме в Турции.

Таинственная Фаузия Ибрагимова и ее «Аш остасы»

Кулинарные книги, изданные в прошлом веке, это кладезь ценной информации о культуре, традициях и материально-духовной картине минувшей эпохи. Если говорить конкретно о татарских кулинарных книгах, то в первую очередь вспоминаются «Наставления повару» Каюма Насыри, однако, как удалось выяснить исследователям из Казанского инновационного университета, это отнюдь не единственный дореволюционный труд, посвященный данной теме.

Другая, не менее значимая работа, которая рассказывает о вкусовых предпочтениях татар того времени, — это книга Фаузии Ибрагимовой «Аш остасы», изданная в 1909 году (переиздана в 1915-м). Первым делом, исследователи, занимавшиеся переизданием книги, попытались установить личность автора и собрать о женщине хоть какую-то информацию, однако долгое время никто ничего не мог рассказать о таинственной Фаузие Ибрагимовой. Зацепкой стала случайно брошенная фраза о том, что женщина может являться родственницей известного татарского общественного и политического деятеля Габдерашита Ибрагимова.

Двигаясь в этом направлении и уже получив подтверждение своей случайной догадке, исследователи из КИУ через соцсети вышли на правнучку Габдерашита Ибрагимова — живущую в Турции Неслихан Арул Аксой, которая приняла участие в переиздании книги и накануне посетила ее презентацию в Казанском инновационном университете. Корреспонденту «Реального времени» удалось побеседовать с Неслихан ханум и расспросить ее о ценности «Аш остасы» и ее выдающихся предках.

«Фаузия выдающаяся женщина, но это был первый раз, когда меня начали расспрашивать про нее»

— Неслихан ханум, думаю, нашим читателям было бы интересно узнать, чем живет правнучка известного татарского общественного деятеля Габдерашита Ибрагимова. Скажите, чему вы решили посвятить свою жизнь?

— Я живу в Измере и работаю адвокатом. В то же время я учусь в аспирантуре в Анкарском университете. Кстати, в аспирантуре я как раз работаю над изучением наследия Габдерашита Ибрагимова.

— Вы впервые посещаете Казань? И какое событие вас привело в республику Татарстан?

— Это мой второй визит в Казань. Два года назад я приезжала по приглашению Казанского федерального университета на симпозиум, посвященный моему прадеду. И я приезжала для того, чтобы выступить перед участниками той встречи. А на сей раз меня в Казань привела книга, написанная моей тетей Фаузией Ибрагимовой, изданная еще в начале прошлого века.

— Скажите, вы удивились тому, что на вас вдруг вышли казанские исследователи и начали расспрашивать про вашу тетю Фаузию Ибрагимову?

— Я очень удивилась, потому что обычно все спрашивали о Габдерашите Ибрагимове и о моей семье. Габдерашит Ибрагимов передал всем нам свою стойкость, свою жизненную энергию и свое воспитание. И Фаузия выдающаяся женщина, но это был первый раз, когда меня начали расспрашивать про нее. Когда меня спросили о Фаузие, я очень удивилась.

— А насколько для вас было удивительно обнаружить, что в 1915 году ваша тетя подготовила такой объемный труд, проделала большую работу и издала полноценную книгу?

— Честно говоря, я не была настолько сильно удивлена, когда мне рассказали об этой книге, потому что мне повезло быть знакомой с этой женщиной, жить с ней в одно время и знать ее достаточно хорошо. Я знала ее разной, она многое мне рассказывала, и я вполне допускаю, что это вовсе не единственная книга, которая обнаружится в ближайшем будущем.

Это мой второй визит в Казань. Два года назад я приезжала по приглашению Казанского федерального университета на симпозиум, посвященный моему прадеду

— Насколько велика ценность этой книги?

— Эта книга вполне могла затеряться в какой-нибудь запыленной лаборатории или в архиве и остаться там, но теперь она приобретет новую жизнь. Важно понимать, что эта книга не только о кулинарии.Это знание, это жизнь, причем все это сделано одной женщиной. Все строится вокруг нее.

«Наша семья помнит Габдерашита Ибрагимова, и многим, кто жил при нем, его сильно не хватает»

— Я не могу не спросить вас о вашем прадедушке Габдерашите Ибрагимове: каким его помнит ваша семья и передается ли история его жизни из поколения в поколение?

— Вся наша семья помнит нашего великого предка, очень его уважает, и многим, кто жил еще при нем, его сильно не хватает. Он оказал очень сильное влияние на свою семью, Рашид Ибрагимов был выдающимся, особенным человеком, и он передал все свои лучшие качества следующим поколениям, то есть, нам.

— Неслихан ханум, вы назвали его великим человеком: какое наследие он оставил?

— Его можно называть великим человеком за его личностные качества, за его характер, за его лидерские способности и за его успешность. О нем, разумеется, можно сказать очень много слов: он был отважным, он был умным, но в первую очередь я бы хотела еще раз отметить, что он был лидером.

— Вы упомянули, что сейчас занимаетесь изучением истории жизни Габдерашита Ибрагимова...

— Так как до меня очень многие уже изучали его биографию, я занимаюсь тем, что собираю и анализирую все эти работы, и подвожу итоги совместно с моими научными руководителями. Мы разделяем его жизнь на отдельные периоды, когда он жил в разных странах, и смотрим, какой политической деятельностью он занимался. Основные разделы — это его жизнь и работа в России, Японии и в Турции.

Габдерашита Ибрагимова можно называть великим человеком за его личностные качества, за его характер, за его лидерские способности и за его успешность

«В Японии его многие помнят, так как там есть татарские и турецкие диаспоры»

— На Японии хотелось бы заострить внимание. Неслихан ханум, по вашей оценке, какую роль в исламизации этой страны сыграл ваш прадед?

— Находясь в Японии, Габдерашит Ибрагимов просвещал людей, рассказывал об исламе, и делал он это не принуждая людей. Он объяснял все в спокойном разговоре, с обоснованными доводами, не настаивая. И благодаря такому подходу он привлекал к себе людей.

— Помнят ли о Габдерашите Ибрагимове в Японии? Чтут ли его память?

— Действительно, в Японии его многие помнят, так как там есть татарские и турецкие диаспоры. Для них он является известным просветителем, который построил мечеть. Вообще, очень многие посещают его могилу.

— Совсем отвлекусь от нашей основной темы и все же спрошу вас напоследок о референдуме в Турции. Как вы отнеслись к этой процедуре и, если не секрет, были за или против поправок?

— Моя позиция в том, что я за современную Турцию, за то, чтобы она шла в ногу со временем. В то же время я за то, чтобы Турция шла по пути развития, который завещал Кемаль Ататюрк.

Лина Саримова, фото Олега Тихонова
Справка

Габдерашит Ибрагимов (Габдерашит Гомэр улы Ибрагимов, Габдерашит казый) родился 23 апреля 1857 года в городе Тара Тарского уезд Тобольской губернии (ныне районный центр Омской области) в семье мелкого торговца. Дед и прадед Г. Ибрагимова занимались торговлей, были состоятельными и образованными для своего времени людьми, пользовавшимися большим уважением среди мусульманского населения города. В 1784 году прадед Г. Ибрагимова Габдерашит был избран ахуном (главой мусульманской общины) Тарского уезда и оставался в этой должности до своей смерти (1815). После смерти ахуна обязанности имама Тарской мечети исполнял его сын, Ибрагим (дед Г. Ибрагимова, имя которого положило начало фамилии Ибрагимовых). В середине 30-х годов Ибрагим отправился в паломничество (хадж) в Мекку и Медину, но на обратном пути домой умер в Бейруте.

Начальное образование Габдерашит Ибрагимов получил дома и одну зиму проучился в начальной школе татарской деревни Увыш, расположенной в 30 верстах от Тары. По-видимому, из-за материальных трудностей семьи в декабре 1867 года родители отправили его обучаться на родину матери, где он учился четыре года, зарабатывая себе на пропитание, нанимаясь на мелкие случайные работы. В марте 1877 года он приехал в медресе д. Кышкар Казанской губернии. Г. Ибрагимов здесь учится только около полутора лет. Летом 1878 года он вынужден был выехать на родину за получением нового паспорта. Однако по пути в Сибирь был задержан полицией и как бродяга находился в тюрьмах Чебоксар, Казани, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, Тюмени и только поздней осенью 1878 года этапом был переведен в г. Тару. Получив новый паспорт, Габдерашит зимой 1878 года выезжает из Тары. С конца 1878 года по июль 1879 года он служит частным учителем в семьях богатых казахов, иногда исполняя и обязанности имама в основном в Кокчетавском, Атбасарском уездах Казахстана.

В июле 1879 года Г. Ибрагимов покидает полюбившиеся ему казахские степи и 22 августа через Москву приезжает в Одессу, чтобы оттуда отправиться в Стамбул и далее в священные для мусульман города Мекку и Медину. Но денег, заработанных им в качестве учителя, хватило только для приезда в Одессу. Поэтому он был вынужден выехать в Стамбул «зайцем» на итальянском грузовом пароходе. В начале сентября 1879 года Г. Ибрагимов прибыл в Стамбул. После короткого пребывания в Стамбуле он вместе с паломниками из России добирается до Мекки и Медины.

В конце 1884 года Габдерашит приехал в Турцию. В Стамбуле он встречается с видными учеными и государственными деятелями Турции. В феврале 1885 года Г. Ибрагимов возвратился в Тару, где был торжественно встречен мусульманским населением города и уезда. Он дает согласие занять вакантную должность имама Тарской Соборной мечети, но при условии, что ему будет предоставлена возможность в течение 1885 года вновь посетить Мекку и Медину. В апреле 1892 года Г. Ибрагимов был избран заседателем Оренбургского мусульманского Духовного собрания и назначен казыем (судьей) этого учреждения.

В 1897—1900 годах Г. Ибрагимов совершил длительное путешествие по маршруту: Стамбул — Египет — Хиджаз — Палестина — Иран — Франция — Италия — Австрия — Сербия — Болгария — Южная Россия — Кавказ — Прикаспийское побережье — Бухара — Западный и Восточный Туркестан и Сибирь.

Возвратившись в Россию, Г. Ибрагимов начал активную общественно-политическую деятельность. В конце 1907 года Г. Ибрагимов побывал в Западном Туркестане, Бухаре, Самарканде, Фергане, Жидесу, Алма-Ате, посетил ряд медресе, где интересовался организацией в них учебного процесса и постановкой воспитательной работы среди шакирдов. В июле 1908 года он отправляется в длительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Омск — Томск — Иркутск — Монголия — Маньчжурия — Харбин — Владивосток — Япония.

В Японии Г. Ибрагимов встречается с принцем Ито и через него знакомится с рядом высокопоставленных японских государственных деятелей, выступает с лекциями и речами перед японскими слушателями по истории и теории ислама. В марте 1909 года по инициативе Г. Ибрагимова в Японии создается организация «Асия Ги Кай» («Асия савунма Гужу»). Эта организация ставила перед собой задачу распространения ислама среди японцев, но, по-видимому, из тактических соображений организация называлась исламским торговым обществом. Руководителем организации был назначен японский дипломат Охара, получивший имя Абубэкер после принятия им ислама.

В апреле 1909 года Г. Ибрагимов выехал из Японии в Корею, оттуда через Китай, Сингапур, Индию возвратился в Стамбул. С победой февральской и Октябрьской революций 1917 года в России Г. Ибрагимов связывал большие надежды. В разгар гражданской войны и иностранной военной интервенции в России Г. Ибрагимов приехал в Москву.

В 1931 году он вновь совершает паломничество в Мекку и Медину. В 1933 году он выехал из Турции в Японию. В 1937 году по инициативе Г. Ибрагимова завершается строительство Соборной мечети в Токио, в которой он исполнял обязанности имама, выступал активным пропагандистом и распространителем ислама в Японии. В 1939 году в Японии ислам официально признается одной из действующих там религий. В этом акте большая заслуга принадлежит Габдерашиту Ибрагимову.

Умер Габдерашит Ибрагимов 31 августа 1944 года в Японии и похоронен на мусульманском кладбище, расположенном недалеко от Токио.

Новости партнеров