Мордовский неродной: Самара лишится нелюбимого губернатора?

За пять лет управления областью Николай Меркушкин так и не стал для самарцев своим

В четверг РБК со ссылкой на несколько своих источников сообщило, что губернатор Самарской области Николай Меркушкин экстренно вылетел в Москву, и о его отставке может быть объявлено на следующей неделе. «Реальное время» обратилось к самарскому журналисту, чтобы подвести главные итоги пяти лет правления Меркушкина в Самаре. Оказалось, что ни для политической и экономической элиты, ни для простых жителей он так и не стал «нашим», постоянно оставаясь «понаехавшим чужаком».

Дней Николаевых прекрасное начало…

Когда в 2012 году стало известно, что Владимира Артякова на посту губернатора Самарской области сменит Николай Меркушкин, самарцы восприняли новость даже с некоторой надеждой — уж больно низок был рейтинг популярности Артякова и, соответственно, высок уровень претензий к нему. Вместо руководителя, постоянно сидевшего в Москве, летавшего туда чартерными рейсами несколько раз в неделю и даже на официальных мероприятиях (на которых он сидел с «приклеенной» улыбкой) не пускавшего никого за плотное кольцо телохранителей — вместо него приехал улыбчивый человек с простоватым лукавым лицом, такими же манерами, охотно выступавший на разнообразных мероприятиях по любым поводам.

А вместе с Меркушкиным в Самару потянулись и большие федеральные деньги — подготовка к мундиалю была объявлена (неофициально, но «совершенно точно вам говорю!») главной причиной отставки Артякова и замены его на «крепкого хозяйственника». Даже враги губернатора признавали его таланты лоббиста в части «направления финансовых потоков» из федерального бюджета в областной.

К чести экс-президента Мордовии надо отметить — огромные средства, осваиваемые под ЧМ-2018, удалось-таки не пустить по ветру пылью. Ремонтируются важнейшие магистрали (Московское шоссе, Южный мост, плотина Жигулевской ГЭС), аэропорт, строятся Кировский и Фрунзенский мосты, открываются ФОКи в городах и селах (а в Сызрани наконец-то появилась ледовая арена). И т. д., и т. п.

Переливы тревожных звоночков

Впрочем, скоро уже появились и первые поводы для недовольства, вызывавшие сперва недоумение, затем раздражение, а под конец и резкое неприятие. Во-первых, Самарская область быстро и уверенно погрузилась в пучину «долгового рабства» — на сегодня госдолг региона перевалил за отметку в 70 млрд рублей.

Во-вторых, система местного самоуправления была окончательно похоронена. После «областной реформы МСУ» главы городов и поселений стали фактически назначаться, а взамен в городах появились районные и микрорайонные советы депутатов (воспринимаемые жителями однозначно как «разведение дармоедов»).

В-третьих, начали строиться дорогие, помпезные и бесполезные в глазах самарцев объекты — вроде закрывшей панораму на берег Волги стены на площади Славы, которую сразу окрестили «Стеной плача» (иногда добавляя «…Меркушкина»).

В-четвертых, в регионе какими-то стахановскими темпами стал скукоживаться частный бизнес — закрывались производства, взамен которых обещались какие-то грандиозные проекты, так до сих пор и не реализованные (как это случилось с «прогоревшими» птицефабриками в Обшаровке и Тольятти и планами строительства вместо них «мега-монстра» в Сергиевске). Зато губернию наводнила продукция «мордовских производителей», от конфет до цемента.

Стадион «Самара Арена» для мундиаля превратился в «жрущий деньги» долгострой. Меркушкин умудрился поссориться с застройщиком, компанией Равиля Зиганшина ПСО «Казань», так что даже заявил в мае 2016 года, что достроит стадион «местный подрядчик». Однако после визита в область министра спорта РФ Владимира Мутко, а затем вызова самарского губернатора «на ковер» в Кремль, «внезапно оказалось», что достроит арену все-таки ПСО «Казань», да еще и по увеличенной смете (вокруг чего, собственно, и разгорелся конфликт).

Раздражало и то, как «прессовал» Меркушкин оппонентов на выборах. Вряд ли есть человек в области, верящий в то, что в 2014 году на губернаторских выборах он на самом деле набрал «свои» 91,35% голосов.

Главная проблема

Главной же проблемой Меркушкина стало неумение договариваться с местной элитой. В экономических и политических вопросах губернатор предпочитал давить силой и ломать через колено — выдавив с поста мэра Самары ставленника холдинга «Волгопромгаз» Дмитрия Азарова, впустив в область «Ренову» и Вексельберга (и «подарив» им на откуп системы водоснабжения в Самаре и Тольятти), закрыв «безобразный» музыкальный фестиваль «Рок над Волгой».

Одновременно с этим Меркушкин постоянно позволял себе в публичных высказываниях сравнивать Самарскую область с Мордовией — и всегда не в пользу своей «новой родины». Самарцев, болезненно реагирующих на любые намеки на их «неправильность», это ужасно раздражало — и раздражает до сих пор.

Поэтому «обиженные» выбрали долгоиграющую, но пока правильную стратегию борьбы — организовать мощную «чернушную» PR-компанию, используя публичные промахи Меркушкина, чтобы с ее помощью лобби в правительстве РФ и центральном аппарате «Единой России» (называли фамилии Вячеслава Володина и, в итоге, Сергея Чемезова) давило на «единственного зрителя» в Кремле. А поводы словоохотливый и «не фильтрующий прямую речь» губернатор предоставлял с завидной регулярностью:

  • «Имеется в виду — нет того качества микро-макроэлементов…»
  • «Это вы сами сделали так, что мы для народа ничего не сделали!»
  • «Американский посол приезжал специально, чтобы подогревать этих людей»
  • «Если в таком тоне будете разговаривать — никогда [не будут погашены долги по зарплате]!»

Эти и другие цитаты из уст Меркушкина разлетелись по СМИ и стали интернет-мемами. Серьезной и системной критике подвергал его действия депутат (тогда еще) Госдумы РФ Александр Хинштейн. Он и намекал, что удорожание сметы строительства «Самара Арены» случилось по вине «раздутых аппетитов» самарских чиновников, и инициировал прогремевший не только в Самарской области скандал с празднованием юбилея главы Самары Олега Фурсова, ставленника Меркушкина, в гостинице «Ренессанс» как «детского утренника».

Потом, как результат упорной работы пиарщиков и лоббистов, появились и «ягодки»: скандальное «дело блогеров» (едва ли не впервые в России популярные журналисты были осуждены за вымогательство, причем в ходе следствия давали показания против губернатора); дело по инициативе областного УФАС о незаконной конкуренции; обвинения со стороны председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой в фальсификации выборов 2016 года; исключение из центрального политсовета «ЕР»… А после непопулярных «антикризисных» мер против пенсионеров и ветеранов труда этой зимой в Самаре начались шумные и резонансные протестные митинги, организованные «оппозицией».

Похоже, Николай Меркушкин проиграл своим оппонентам и в Самаре, и в Москве, не сумев проявить политическую гибкость. Видимо, ранее в Мордовии он не привык к конкурентам, которые могут доставлять серьезные проблемы (не было там таких), и так и не понял, что в Самарской области они есть (и конкуренты, и серьезные проблемы). Раздражение «немордовскими» жителями и их «традициями», нежелание слушать, договариваться и идти навстречу в результате вылились в ситуацию, когда в губернии Меркушкина никто поддерживать не хочет, а в Москве его уже «списали в утиль». Оказалось, что даже в нынешней России уметь нравиться всего одному человеку в Кремле — совсем не залог политического благополучия…

Дмитрий Копалиани

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВласть

Новости партнеров