«Veli'K» прилетит весной или дождется августа?
Оператор проекта велопроката уверяет, что провал прошлого года не повторится благодаря Кубку конфедераций
Муниципальный сервис велопроката «Veli'K» заработает в апреле—мае, не повторив прошлогоднюю ситуацию, когда проект заработал фактически в конце велосезона — в августе. По крайней мере, в этом уверен Игорь Кудричев, руководитель проекта «Veli'K» компании Russ Outdoor. В компании также обещают сохранить цены для любителей велопрогулок на прежнем уровне — 30 рублей в час, по возможности расширить сеть автоматического проката четырьмя дополнительными станциями. Однако в мэрии Казани от проекта опять открещиваются. Эксперты «Реального времени» полагают, что «Veli'K» мог бы приносить гораздо больше пользы жителям столицы РТ при правильной локализации и наличии соответствующей инфраструктуры.
Готовы хоть сейчас, но что решит город?
Компания Russ Outdoor — оператор сервиса велопроката «Veli'K» уверяет, что в этом году начнет прокатный сезон, не слишком отставая от начала велосезона общего. Уверенности в этом представителю Russ Outdoor Игорю Кудричеву придает то, что в текущем году Казань принимает серьезные спортивные мероприятия, главным из которых является Кубок конфедераций. Однако в планы компании опять могут внести коррективы городские власти.
— Как и во все предыдущие сезоны, мы ждем от города указаний. А вообще, мы готовы запустить этот проект в прежнем объеме. Думаю, все это случится: и мероприятия спортивные в городе ожидаются, и Кубок конфедераций в Казани будет проходить, поэтому, я думаю, все начнем. По датам я не могу точно сказать, это уже город решает, — говорит Кудричев.
Напомним, в прошлом году прокат заработал лишь в конце августа. Говоря о причинах, по которым прошлый велосезон был фактически сорван, Кудричев отметил, что неких «злых сил не было».
— Тут некая организационная несогласованность была. Но мы не ожидаем повторения ситуации, надеемся открыть вовремя, чтобы все были счастливы. Тем более что мероприятия важные будут проводиться в этом году — Кубок конфедераций, то есть фактически репетиция чемпионата мира по футболу 2018 года, и отсутствие такой инфраструктуры, как велопрокат, — это неправильно, он должен быть.
Получить комментарии в пресс-службе мэрии на момент публикации не удалось. Запрос остался без ответа. Неофициально в исполкоме города повторяют формулировку прошлого года: проект частный и к городским властям отношения не имеет.
Велосипеды за €1000 и 20% в ремонте
При этом оператор не планирует повышения стоимости проката, сохранив его на уровне прошлого года — 30 рублей в час. Особых новшеств в Russ Outdoor на предстоящий велосезон не планируют. Тем не менее компания не отказывается от планов расширения сети четырьмя дополнительными станциями. В прокате будут все те же привычные горожанам светло-голубые велосипеды. К слову, стоимость каждого из них составляет примерно 1 тыс. евро. Цену оправдывают антивандальными характеристиками двухколесного транспорта. Примечательный факт — в прошлом сезоне в «Veli'K» не заявили ни об одном случае кражи двухколесного транспорта. Мастерам пришлось лишь устранять текущие поломки — чаще всего ломались колеса, обода и сиденья.
— В том году, грубо говоря, процентов около 20 (ломались, — прим. ред.), но это не означает, что их выбросили. Они требовали серьезного ремонта, не просто колесо подкачать. Все поломки связаны с эксплуатацией, неспециально кто-то ломает. Мы их сразу загоняем в ремонтную зону, а взамен выкатывается резервный. Количество велосипедов не уменьшается, потребители от этого не страдают, — говорит Кудричев.
Прокат есть, а дорожек нет
Даже такой расклад не способен удовлетворить реальные потребности горожан, полагает Фарид Ахметов, активист велоклуба «Негонки». Пункты проката, по его мнению, размещены территориально неверно и непродуманно.
— Нужно их (пункты проката, — прим. ред.) завязывать с линиями метро, чтобы человек вышел из метро и поехал. Чтобы это стало привычным видом транспорта. Нужны результаты, а не то, что они стоят красивенькие, голубенькие. Туристы приезжают и говорят: «О, давайте покатаемся». Это должно быть ориентировано на более широкий круг. Поэтому это требует системного подхода, а не просто красования на фоне Театра оперы и балета.
Тем не менее прокат, по мнению собеседника нашего издания, обеспечивает «определенный социальный уровень» города.
— Давайте сравним ситуацию с ситуацией в Уфе, где есть десятки велодорожек и количество велосипедистов огромное, но велопроката у них нет. У нас ситуация обратная — прокат у нас есть, а велодорожек — 3,5 км. Нужно, чтобы городские власти подходили к этому последовательно, не просто одна велодорожка по центру города, которая непонятно для кого работает, а магистральные велодорожки, которые связывают центр города и спальные районы, — полагает Ахметов.
«Конечно, есть у проекта ошибки, — соглашается с Ахметовым экс-депутат Казгордумы, бизнесмен, велоактивист и создатель музея велосипедов Ильдус Янышев. — Он родился в условиях отсутствия велодорожек в городе, проект есть, а дорожек нет. И неудачная локализация — пункты проката в центре города, они, скорее, для гостей города, нежели обеспечивают потребность в велоперевозках».
Станции проката ближе к людям
По мнению Янышева, оптимальными местами для размещения станций проката велосипедов являются городские туристические центры.
— Нужны станции в таких туристических центрах, как «Ривьера», железнодорожный вокзал, парк Горького, микрорайон Горок, крупные торговые центры. Думаю, когда в этом году будет построена велодорога к деревне Универсиады, потребность в прокате вырастет.
При этом Янышев отмечает, на самоокупаемость проект в ближайшее время выйдет вряд ли.
— Для этого нужны десятилетия. По крайней мере, у нас весь общественный транспорт в городе несамоокупаемый. Но это оздоравливает города, улучшает привлекательность туристическую. У проекта должны быть спонсоры, и он должен сочетаться с большой, если не республиканской, то муниципальной программой велосипедизации, которая подразумевает и инфраструктурные вопросы. Это не только прокат велосипеда, но и хранение велосипеда, образование детей в школах, стимулирование работодателей — десятки вопросов. Его нельзя решать выборочно: поставим прокат — и все будет хорошо.
Как сделать проект лучше
— Это (прокат, — прим. ред.) однозначно могло лучше работать. Но то, что он у нас появился, — это однозначно хорошо. Количество и сроки, когда станции открывают в конце августа, — нас не устраивают. Понятно, по каким причинам это происходит, — у мэрии Казани нет денег, и когда они, видать, появляются, все это носит случайный и ситуативный характер. А к вопросу нужно подходить системно, — добавляет Ахметов.
Янышев же, в свою очередь, полагает, что расходы на содержание подобных проектов могли быть статьей расхода муниципального бюджета.
— Понятно, что в прошлом году они открылись в зависимости от инвесторов. Это должна быть статья из городского бюджета, — говорит он.
Руководитель проекта «Казанские велоночи» Леонид Иванов соглашается, что проект можно улучшить за счет изменения точек локализации станций проката, перенеся их ближе к метро и учебным заведениям. При этом, по его мнению, было бы неплохо обновить парк велосипедов «Veli'K».
— Прокатные велосипеды немного тяжелые, но это лучше, чем ничего, — создаются предпосылки для создания среды с общественным транспортом, пешими территориями, зелеными парками, набережными, а автомобили останутся уделом жителей пригородов.
Также Иванов отмечает необходимость увеличения периода работы проката.
— Время проката неплохо бы увеличить, скажем, с середины апреля до середины октября. А сами велосипеды — поменять на более легкие, современные, технологичные, массовые, — подытожил собеседник.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Система проката велосипедов «Veli'K» была открыта в Казани в июле 2013 года. На сегодня в городе оборудовано 7 автоматических велопарковок с парком в 100 велосипедов.
Согласно проекту, предполагалось, что к 1 сентября 2013 года количество велопарковок «Veli'K» должно было увеличиться до 12, а парк велосипедов — до 260 единиц. Стоимость проекта оценивалась в 3 млн евро с окупаемостью не менее 5 лет.