Казань в космосе: родина ракетного двигателя, связи с немецкими «Фау» и «шарашка» для Королева и Глушко

Колонка Михаила Черепанова о роли Казани в развитии отечественной космонавтики

Среди городов, внесших заметный вклад в развитие советской (а позднее и российской) космонавтики, почетное место занимает Казань. Именно в здешних «шарашках» делали ракетные чертежи Королев и Глушко, изучались трофейные немецкие V-2. С Татарстаном связана судьба многих людей, так или иначе помогавших СССР осваивать Вселенную. Колумнист «Реального времени», заведующий Музеем-мемориалом ВОВ Михаил Черепанов свою новую колонку, написанную специально для нашей интернет-газеты, посвятил вкладу Казани в «космическое дело».

«В 1947 г. собраны из немецких деталей и запущены на полигоне Капустин Яр первые 11 трофейных ракет. Первая ракета из отечественных деталей (Р-1, или «Волга») была запущена там же через год, причем Р-1 уже была усовершенствованным Королевым агрегатом».

(П. Образцов, «Известия», 5.06.2004)

Прошло 56 лет, с тех пор как родиной первого космонавта Земли стала наша страна. Об этом написано немало. Но постоянно за кадром остается тот факт, что рождение двигателя первой советской ракеты средней дальности началось еще в годы Великой Отечественной войны в секретных КБ Казани. Не случайно она получила родное для каждого россиянина имя — «Волга».

Справедливо ли, что об этом не знают ни в России, ни в самом Татарстане? Не пора ли раскрыть, наконец, завесу государственной тайны, связанной с рождением первой ракеты в СССР?

Начнем с истоков

Мария Ивановна ЮмашеваКаждому посетителю музея космонавтики в Калуге рассказывают биографию основоположника теории российской космонавтики Константина Циолковского. О том, что учился он в Вятской гимназии и что матерью его была Мария Ивановна Юмашева (1832—1870) (на фото). Правда, уточняется, что родом она из Псковской губернии. Имея татарские корни, была воспитана в русских традициях и образованной женщиной: окончила гимназию, знала латынь, математику и другие науки.

А вот что касается первого советского ракетного двигателя… Найдите в интернете фото двигателя первой ракеты С.П. Королева 8ж38, спасенного от переплавки одним из казанцев и спрятанного в гараже. Ценнейший экспонат космической эпохи мог бесследно исчезнуть только потому, что руководству Казанского авиационного университета и спецслужбам не хватило мудрости (а может, и смелости) рассекретить факт научных исследований V-2 в столице Татарии. Хотя давно уже не секрет, что именно студенты КАИ на кафедре специальных двигателей до сих пор изучают ценные трофеи времен войны: деталь двигателя Вернера фон Брауна, его «сердечный клапан» с клеймом, заводскими номерами заводов V и фашистскими орлами и действующий стенд, показывающий работу пневмогидравлической системы ракеты V-2 (качество любительских фото оставляет желать лучшего, т. к. сделаны они студентами).

Еще один такой двигатель «ушел в металлолом» из музея расформированного Казанского артиллерийского училища тоже сравнительно недавно. Возможно, его приобрел какой-то иностранный коллекционер.

Остается надеяться, что хотя бы учебные пособия в КАИ не ожидает участь упомянутого выше двигателя Р-1 и они когда-нибудь все же станут экспонатами Национального музея РТ. Почему они так важны для написания славной биографии одного из научных центров России — Казани? Судите сами.

«То, чего не может быть»

В апреле 1945 года советские войска захватили десятки ракет V-2 и предприятия, изготавливающие узлы и агрегаты для них. Для изучения трофеев и их документации были собраны лучшие специалисты. Вот как описывает знакомство с V-2 академик Б.Е. Черток, который с апреля 1945 года руководил группой по изучению трофейной ракетной техники:

«А.М. Исаев, я, Н.А. Пилюгин, В.П. Мишин и еще несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия. Войдя в зал, я сразу увидел грязно-черный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал детали. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.

Я спросил:

— Что это, Виктор Федорович?

— Это то, чего не может быть! — последовал ответ.

Жидкостные ракетные двигатели таких размеров в те времена мы себе просто не представляли».

Михаил ДевятаевДа, приходится признать: в то время, когда самым грозным оружием советской армии считались боевые машины реактивной артиллерии БМ-31 («Катюша»), снаряды, которые уносили по десятку килограммов взрывчатки где-то на десять километров, в Германии уже были ракеты средней дальности. Летом 1944 года фашисты начали обстрел Англии баллистическими ракетами V-2. Каждая из нескольких тысяч ракет со скоростью звука донесла по тонне взрывчатки более чем на 300 км. И продолжалось это до 22 марта 1945 года, пока не были разгромлены стартовые площадки на базе Пенемюнде и в других местах. (Кстати, к этому имел непосредственное отношение и улетевший с упомянутой ракетной базы пленный летчик из Казани М.П. Девятаев (на фото). Но это уже другая история.)

Будущий создатель советских ракет С.П. Королев лишь в ноябре 1942 года по просьбе конструктора ракетных двигателей В.П. Глушко был переведен в спецтюрьму ОКБ-16 при Казанском авиамоторном заводе. Здесь Глушко с 1940 года разрабатывал жидкостный реактивный двигатель РД-1 для установки на самолеты в качестве ускорителя полета. Королеву поручили разработать конструкцию установки двигателя на Пе-2. В июле 1944 года работавших по созданию РД-1 Глушко, Королева и еще семерых специалистов освободили со снятием судимости. Но они продолжали работать в Казани: Глушко был назначен в декабре 1944 года главным конструктором ОКБ реактивных двигателей (ОКБ-РД) на заводе № 16, а Королев стал его замом по реактивной установке.

В мае 1945 года вышел приказ Наркомата авиационной промышленности СССР о создании в КАИ первой в стране кафедры ракетных двигателей во главе с Глушко. Преподавали на кафедре сотрудники ОКБ-СД: профессор Жирицкий, старшие преподаватели Королев, Севрук, Брагин. За успешную разработку двигателя РД-1 и конструкций его установки на самолеты в сентябре 1945 года Глушко награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Королев — орденом «Знак Почета».

Первые конкретные сведения о двигателе немецкой ракеты А-4 (V-2) в ОКБ-РД в Казани (ныне — ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко») получены весной 1945 года. Первой из Казани в Германию выехала группа испытателей во главе с В.Л. Шабранским, занимавшимся в ОКБ-РД стендовыми огневыми испытаниями двигателя РД-1. Так казанские конструкторы начали работу над первой советской ракетой.

Родина ракетных двигателей

Почему именно в Казани создано в годы войны Конструкторское бюро по разработке жидкостных ракетных двигателей? Прежде всего, потому что в столице Татарии был не только авиационный завод, серийно производивший поршневые авиадвигатели, а еще и потому что здесь в 1932 году открылось высшее авиационное учебное заведение — КАИ. Именно поэтому в Казань сослали группу репрессированных ученых, среди которых были и специалисты по жидкостным ракетным двигателям. Так, с 1939 года стал казанцем В.П. Глушко, который с единомышленниками продолжил дело, начатое в 1929 году в Ленинградской газодинамической лаборатории. Важным фактором было и то, что в годы войны Казань оказалась в тылу, сюда эвакуировали авиационные заводы из Москвы и Воронежа.

На заводе № 16 (сейчас Казанское моторостроительное производственное объединение) был организован отдел № 28 системы Наркомата внутренних дел. В нем еще до войны велись исследования по разработке воздушно-реактивных и газотурбинных двигателей. Руководил ими Б.С. Стечкин, отбывавший срок наказания в «шарашке». Стечкин спроектировал ускоритель, но не ракетный, а пульсирующий, использующий кислород атмосферы. Подобный двигатель немцы поставили на самолеты-снаряды V-1, но стечкинский был совершеннее.

Когда Стечкина после освобождения направили в Москву, его сменил В.П. Глушко. Здесь же работали А.Д. Чаромский, Г.С. Жирицкий, М.С. Млынарж и другие. Основным достижением КБ Глушко стало создание и обеспечение серийного производства азотно-кислотных жидкостных ракетных двигателей РД-1 и РД1-ХЗ для установки на самолеты.

В Казани известно точное место, где начались работы над созданием ракетных двигателей. Цех размещался на территории 16-го моторного завода. Там сейчас находится автомобильная стоянка между КМПО и КАПО. Создатели двигателей сидели на территории нынешнего КАПО, а работать ходили на территорию КМПО в сопровождении часового.

Думается, пора уже на этом месте поставить достойный памятный знак.

Самая успешная операция ГРУ

Но остается главный вопрос: как удалось пленному летчику Девятаеву, приговоренному к казни в лагере Заксенхаузен, попасть в святая святых вермахта — в команду маскировки ракет «Фау-2» на базе Пенемюнде именно перед началом массового запуска серийных установок в начале 1945 года? У какого лагерного парикмахера была возможность не только предоставить «мордвину» жетон умершего украинского учителя Никитенко, но и внедрить его в самое логово врага?

Отвечает на этот вопрос сам Девятаев в той же книге «Побег из ада»:

«Я подружился с двумя смертниками: полковником Николаем Степановичем Бушмановым и политруком Андреем Дмитриевичем Рыбальченко… Они организовывали массы заключенных на активную борьбу с врагом в условиях концлагеря Заксенхаузен… Еще в 1942 году в одном из лагерей военнопленных под Берлином они создали подпольную организацию, которая срывала многие мероприятия фашистов».

Именно после такого знакомства Михаил Петрович оказался вскоре на базе Пенемюнде под новым именем украинца Никитенко. Уже после войны Герой Советского Союза М.П. Девятаев встречался с Н.С. Бушмановым как со старым другом-однополчанином. И они всегда высказывали взаимную симпатию.

Так кто же это такой — полковник Н.С. Бушманов?

Узнать всю его биографию сегодня тоже может любой пользователь интернета. Приведу лишь основные факты его биографии.

Николай БушмановРодился в 1901 году в Курганской области. В рядах РККА с 18 февраля 1918 года, тогда же стал коммунистом. Гражданскую войну закончил командиром взвода. С 1931 года — начальник полковой школы. С 1937 года — старший преподаватель тактики специального факультета Военной академии им. Фрунзе. Готовил разведчиков. Сам готовился к нелегальной разведывательной работе. С 1938 года полковник Бушманов (на фото) уже был начальником кафедры Академии, кандидатом военных наук. Владел четырьмя языками.

Когда грянула Великая Отечественная, полковник Бушманов служил начальником штаба 32-й армии Резервного фронта. 22 октября 1941 года он попал в плен. И… в марте 1943 года уже был помощником начальника Дабендорфской школы РОА («восточный отдел пропаганды особого назначения») в пригороде Берлина Вульгайде. В глубоком тылу врага, в казармах разведшколы вермахта Николай Степанович создает подпольную организацию «Берлинский комитет ВКП(б)» с разветвленной интернациональной агентурной сетью по всей Германии. Организация осуществляла саботаж и диверсии на немецких заводах, имела своих агентов и в РОА, и в легионе «Идель-Урал».

Масштаб подрывной работы не мог остаться без внимания гестапо. 30 июня 1943 года Бушманов арестован. Содержался в берлинской тюрьме Моабит. В своих письмах писателю Р.А. Мустафину бывший узник описал свое общение в застенке с Мусой Джалилем. С ноября 1943 года в статусе «смертника» Бушманов переведен в концлагерь Заксенхаузен, где они и встретились с Девятаевым.

Благодаря усилиям товарищей-антифашистов Бушманов дожил до освобождения. Но, как и большинство секретных агентов ГРУ, был осужден по 58-й статье за «антисоветскую деятельность» 29 июля 1945 года к 10 годам лагерей. Освобожден 5 декабря 1954 года, но до 25 октября 1955 года находился в ссылке.

1 сентября 1958 года реабилитирован Военным трибуналом Московского военного округа, объявлен персональным пенсионером Министерства обороны СССР. Работал в Центральном архиве Министерства обороны СССР. Умер 11 июня 1977 года и похоронен с воинскими почестями на территории Донского монастыря Москвы.

Знай наших!

Алексей ПанфиловСтоит добавить, что руководил Главным разведывательным управлением Генштаба СССР в 1941 году уроженец Казани Герой Советского Союза генерал-лейтенант Алексей Павлович Панфилов (1898 — 1966) (на фото).

О нем можно прочесть в новой книге «Генералы Татарстана», недавно изданной с участием автора этих строк.

Подробнее узнать обо всех этих событиях, двигателе и ракете Р-1 «Волга», посмотреть кадры кинохроники, видеоинтервью очевидцев вы можете в Музее-мемориале Великой Отечественной войны Национального музея РТ, который находится в Казанском кремле.

Михаил Черепанов, иллюстрации предоставлены автором
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».


Новости партнеров