«Тимер Банк» сменит старую «Новую нефтехимию» на нового стратегического инвестора?

В кредитную организацию должен прийти другой акционер

Как стало известно «Реальному времени», «Тимер Банк» скоро может получить новых акционеров. Поиск стратегического инвестора идет уже длительное время. На фоне явных проблем с уголовным делом у акционера — «Новой нефтехимии» Роберта Мусина — вопрос встал наиболее остро. В самом банке информацию о том, кто может взять на себя продолжение санации и на каких условиях, не раскрывают. Эксперты считают, что договориться могли как с федералами, так и с местными игроками.

«Тимер Банк» ушел в глухую оборону, ожидая нового инвестора

«Тимер Банк» уже в ближайшее время может получить новых акционеров. Источники «Реального времени», близко знакомые с ситуацией, сообщают, что кредитная организация находится в поисках стратегического инвестора и договоренности с одной из структур уже достигнуты. В случае прихода нового акционера предполагается, что председатель правления «Тимер Банка» Айрат Камалов может остаться в банке на посту советника предправления.

О том, кто конкретно решился взяться за продолжение санации «Тимера» и на каких условиях — неизвестно. Сам банк ушел в глухую информационную оборону. Еще в прошлом году «Тимер» перестал публиковать отчетность на сайте Банка России, что всерьез затрудняет анализ ситуации. В момент краха Татфондбанка, который ударил и по нему, «Тимер» также старался отмолчаться, хотя из-за остановки работы татфондовского процессинга перестал обслуживать карты, а из-за наплыва вкладчиков ограничил выдачу денег в кассах.

И на запрос «Реального времени» к моменту публикации банк не предоставил ответ. Пресс-служба кредитной организации вообще работает в режиме односторонней связи, практически не отвечая на запросы, а лишь рассылая пресс-релизы. К слову, если следить за темами пресс-релизов, то складывается ощущение, что в банке вообще не происходит никаких изменений и никаких проблем в помине не было. Так, последнее сообщение от кредитной организации касалось запуска мобильного приложения банка.

Непростое наследство «Новой нефтехимии»

Между тем банк до сих пор находится в подвешенном состоянии. Напомним, за санацию «Тимер Банка» Татфонд взялся в мае 2014 года. Основным собственником (доля более 99%) стал акционер ТФБ — ООО «Новая нефтехимия», контролируемая через ряд организаций Робертом Мусиным. После краха Татфондбанка возник вопрос: если «Новая нефтехимия» как акционер не смогла спасти Татфондбанк, насколько компания способна продолжать санацию другого банка?

20 февраля регулятор ввел в «Тимер Банке» и «Советском», который также санировал ТФБ, временную администрацию Агентства по страхованию вкладов. В тот же день в Центробанке сообщили, что пока решения о дальнейшей судьбе кредитных организаций нет: «Банк России рассматривает возможность как поиска новых инвесторов для этих кредитных организаций, так и продолжения их функционирования под контролем АСВ»,— отмечали тогда в пресс-службе ЦБ.

Новая администрация сразу взялась за дело, выискивая активы. «Тимер Банк» в марте подал исковое заявление в арбитраж о взыскании с казанского ООО «Роял Тайм Групп» (один из инвесторов игровой зоны «Азов-Сити») более полумиллиарда рублей. В числе третьих лиц — ПАО «Татфондбанк», который изначально и предоставил кредитные средства «Роял Тайму», но впоследствии уступил право требований «Тимер Банку».

Над самой «Новой нефтехимией» сгущаются тучи. Компания фигурирует в уголовном деле ТФБ о мошенничестве с кредитом на 3 млрд от ЦБ РФ, и ее дальнейшая судьба с учетом ареста ее фактического бенефициара Роберта Мусина — под вопросом. В самой компании буквально за год сменили двух директоров. В мае 2016 компанию возглавил Рамиль Сафин (его также задерживали по делу ТФБ, но до ареста не дошло), но уже 9 февраля 2017 года его сменил Айрат Тумакаев — выходец из холдинга «Сувар-Казань» (и «Ак Барс» Банка). Тумакаев параллельно занимает посты генерального директора АО «Сувар Эстейт», ООО УК «Сувар Эстейт» и руководителя ЗАО «Плаза-партнерз» (торгово-офисный центр «Suvar Plaza»).

«Банк, прямо скажем, не подарок»

Привлечение нового инвестора для «Тимер Банка» — однозначно позитивный момент, так как это показывает, что кредитная организация вряд ли в ближайшее время повторит судьбу двух других товарищей по банковской группе — Татфондбанка и «ИнтехБанка». Судя по всему, санацию «Тимера» все-таки продолжат.

По мнению Яна Арта, вице-президента Ассоциации региональных банков России, в этом случае банк интересен самим фактом сохранения у него лицензии в условиях массовой зачистки регулятором рынка: «Любой банк может быть интересен. Иногда совершенно необычные покупки происходят. Есть, поймите, одна вещь — легче купить банк, чем получать лицензию. Поэтому, если у кого-то что-то связано с этой деятельностью, то какой бы банк ни был, его легче купить».

Однако Максим Осадчий напоминает, что настоящее состояние «Тимер Банка», мягко говоря, туманно: «АСВ направило на санацию «Тимер Банка» 12,9 млрд рублей. Банк убыточен. На сайте банке самая свежая отчетность — за 9 месяцев 2016 года (до краха Татфондбанка). Убыток «Тимер Банка» за этот период — 314,9 миллиона рублей. Банк, прямо скажем, не подарок, тем более что деньги АСВ могли быть выведены Мусиным из «Тимер Банка». Не исключено, что понадобятся новые вливания со стороны АСВ».

В этих условиях вряд ли можно говорить о том, что санатора нашли на свободном рынке. Скорее, речь может идти о договоренностях либо АСВ, либо республиканских властей. Максим Осадчий считает, что новым инвестором может выступить как московский игрок, так и местный: «Какие банки разумно рассматривать в качестве санаторов-инвесторов? Например, банки, с которыми «Тимер» имел корреспондентские отношения. Более вероятный вариант — «Ак Барс» Банк, менее вероятный — «Бинбанк», но последний очень активно занимается санацией в России, и санация еще одного банка может вызвать неприятие со стороны ЦБ. Не исключены и иные санаторы».

Дмитрий Семягин, Дарья Турцева

Новости партнеров