«Тимер Банку» и «Советскому» подготовили судьбу Татфондбанка
Еще в двух кредитных организациях группы введена временная администрация АСВ
Центробанк ввел временную администрацию Агентства по страхованию вкладов в «Тимер Банке» и «Советском». Таким образом, контроль уже над четырьмя кредитными организациями группы ТФБ, вместе с самим Татфондбанком и «ИнтехБанком», передан в руки АСВ. Банки испытывали проблемы с самого момента обвала «Татфонда», который выступал их санатором. Но источники связывают решение АСВ со слишком тесными связями их руководителей и Роберта Мусина, экс-предправления ТФБ, контролирующего группу.
АСВ пришло в еще два банка Роберта Мусина
ЦБ РФ наконец-то добрался до банков, которые ранее санировал потерпевший крах Татфондбанк и чья судьба с декабря прошлого года оставалась неясной. «Банк России утвердил изменения в план участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства банка «Тимер Банк». В рамках реализации плана участия на агентство с 20 февраля 2017 возложены функции временной администрации по управлению «Тимер Банк» (ПАО). На период деятельности временной администрации полномочия акционеров, связанные с участием в уставном капитале, а также полномочия органов управления банком «Тимер Банк» (ПАО) приостановлены. Первоочередной задачей временной администрации является проведение обследования финансового положения «Тимер Банк» (ПАО)», говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте регулятора. Текст дословно повторен в пресс-релизе относительно судьбы банка «Советский».
Сегодня же стало известно, что Центробанк отключил от платежной системы «Банковские электронные срочные платежи» (БЭСП) «Тимер Банк» и банк «Советский». Об этом сообщил портал banki.ru со ссылкой на собственные источники. «Оба банка были отключены сегодня днем», — цитирует портал собеседника. Отключение «Советского» подтвердили и источники «РИА Новости».
В «Советском» корреспонденту «Реального времени» заявили, что банк работает в обычном режиме, а официальная позиция банка будет озвучена в самое ближайшее время. В «Тимер Банке» оперативно пояснить ситуацию не смогли, попросив отправить письменный запрос.
Ограничения на выдачу вкладов, проблемы с «пластиком», тяжба вокруг кредита
Напомним, «Тимер Банк» входит в группу ТФБ. До этого момента он не только санировался Татфондбанком, но и почти на 100% принадлежит одному из ключевых акционеров «Татфонда» — компании «Новая нефтехимия».
Санкт-петербургский банк «Советский» был второй проблемной кредитной организацией, за оздоровление которой взялся ТФБ, сам испытывая трудности. И здесь основным владельцем банка, в отличие от схемы с «Тимером», стал сам. Очевидно, что за счет него Роберт Мусин планировал наладить дела «Татфонда». В частности, об этом свидетельствует тяжба вокруг необоснованного кредита, выданного «Советским» Татфондбанку, против которого воспротивились бывшие владельцы, а ныне миноритарии питерского банка.
«Тимер Банк» стал испытывать трудности практически сразу же после обвала Татфондбанка. Напомним, ТФБ «посыпался» 13 декабря прошлого года, после недели ожидания разрешения ситуации. Уже 15 декабря в Татфондбанке ввели временную администрацию АСВ. Однако проблемы «Татфонда» потянули за собой и трудности для других игроков на рынке. Особенно сильно удар пришелся по группе ТФБ. Банки группы один за другим из-за потока вкладчиков, забирающих свои деньги, стали вводить ограничения на снятие наличности. Еще 14 декабря это сделал «ИнтехБанк». 19 декабря аналогичные действия подтвердил «Тимер Банк», а 20 декабря — «Татагропромбанк». На фоне всего этого в «Советском», отделения которого преимущественно находятся в Северо-Западном округе, было спокойно.
23 декабря в «Интехе» также ввели временную администрацию АСВ. Причем агентство и в «Татфонде», и в «Интехе» начал представлять один и тот же человек с литературной фамилией — Станислав Онегин. А два других банка группы о снятии ограничений на выдачу вкладов и наличности так и не сообщили. Кроме того, банки, работавшие с процессингом «Татфонда», не смогли обслуживать свои пластиковые карты. Правда, позже «Тимер Банк» сообщил, что возобновит работу с картами в скором времени, но уже с процессингом от ПЦ «КартСтандарт».
Тем не менее нерешенная судьба Татфондбанка фактически означала, что в подвешенном состоянии оказались и санируемые им «Тимер Банк» и «Советский».
Администрацию АСВ ввели из-за тесных связей руководителей с Робертом Мусиным?
Почему АСВ и Центробанк пошли на введение временной администрации в них — неизвестно. В агентстве на запрос «Реального времени» к моменту публикации комментарий не подготовили. Однако источники «Реального времени», знакомые с ситуацией, утверждают, что причина кроется в родственных связях председателя правления «Тимер Банка» Айрата Камалова и Роберта Мусина, контролирующего группу ТФБ. Сам же Мусин, по некоторым данным, после возникновения проблем у «Татфонда», собирался использовать «Тимер Банк» как опорный для своего бизнеса.
С «Советским» у Роберта Мусина дела шли гораздо хуже. Кровь серьезно портили миноритарии — бывшие владельцы. Но и там Мусин поставил своего человека. Сначала на пост предправления «Советского» был поставлен бывший предправления Татфондбанка Марат Загидуллин. В сентябре 2016 года его сменил его же зам Ренат Долотин. Долотин прибыл в Питер в составе основной команды ТФБ, которую Мусин направил для санации «Советского». До этого Долотин занимал в Татфондбанке должность директора департамента по правовым вопросам и работе с активами. Его связи с Мусиным также могли повлиять на решение ЦБ. По крайней мере, буквально на прошлой неделе миноритарии «Советского» потребовали от Центробанка отставки Долотина — как ставленника Мусина.
Эксперты рынка находят решение Центробанка вполне логичным: «Санатором («Тимер Банка», — прим. ред.) был не сам Татфондбанк, а организация «Новая нефтехимия», но соинвестором выступал Татфондбанк. Структуры, связанные с ТФБ, по сию пору управляют «Тимер Банком», что абсурдно, и, конечно, логичнее вернуть временную администрацию. Она там, по-моему, и была в свое время, но потом ее заменили на вот эти структуры», — говорит Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ.
Однако подобные прецеденты, когда временную администрацию вводят повторно, эксперты так и не смогли вспомнить: «Я предполагаю, что проблемы возникли в процессе санации. У АСВ, возможно, нет уверенности, что все проходит планово, — рассуждает Павел Самиев, управляющий партнер Агентства национальных финансовых исследований. — Ко многим санациям были претензии, в том числе к крупным санаторам. Были даже случаи, когда отзывали лицензии у санаторов. Но, в принципе, ситуация нетипичная. Это можно считать исключением. Любые действия с санируемым банком говорит о проблемах с санатором».
C момента начала банковского кризиса «Тимер Банк» и «Советский стали уже третьей и четвертой кредитной организациями из группы ТФБ. Вместе с «Булгар банком», которому в отличие от «мусинских» кредитных организаций повезло куда меньше, — Центробанк все-таки отозвал лицензию, — и «Камским горизонтом» число жертв банковского кризиса в РТ достигло шести. Сейчас в группе продолжают работать лишь нижегородский «Радиотехбанк» и «Татагропромбанк». Последний, впрочем, в январе оказался на грани краха, когда неделю не мог проводить платежи, а ЦБ зафиксировал резкое снижение нормативов достаточности капитала у банка. И лишь в пятницу «Татагропромбанк» сообщил, что капитал будет восстановлен за счет средств основного акционера — ООО «Новая нефтехимия», принадлежащего Роберту Мусину, контролирующему группу ТФБ.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Тимер Банк» официально не публикует отчетности. Однако «Реальное время» располагает данными по итогам 11 месяцев прошлого года, то есть к моменту обвала Татфондбанка. За период с начала 2016 года нетто-активы кредитной организации увеличились на 22,33% (или на 5,78 млрд рублей) и на 1 декабря 2016 года составили 31,69 млрд рублей. В активной части баланса произошло увеличение вложений в акции на 107,21%, или 1,4 млрд рублей, вложений в облигации на 194,96%, или 2,42 млрд рублей. Портфель ценных бумаг за анализируемый период увеличился вдвое: на 3,76 млрд рублей, составив на 1 декабря 2016 года 7,50 млрд рублей.
Основная часть нетто-активов приходится на кредитный портфель (51,7%). Еще 7,7% и 23,67% занимают прочие активы и вложения в ценные бумаги соответственно. Высоколиквидные активы и выданные МБК в сумме занимают долю порядка 8,41% активов нетто кредитной организации.
За рассматриваемый период кредитный портфель банка увеличился более чем в два раза — с 1,05 млрд рублей до 2,77 млрд рублей. Существенный рост обеспечил корпоративный портфель (рост 201,82%). При этом за анализируемый период банк сократил долю розничного кредитования с 171,79 млн рублей до 120,74 млн рублей. Уровень просроченной задолженности на 1 декабря 2016 года снизился и составил 29,5% (на начало 2016 года — 37,83%), что является хорошей тенденцией для санируемого банка. Уровень резервирования по портфелю находится на уровне 9,81% (на начало периода — 14,67%).
В пассивной части баланса произошло незначительное увеличение объема средств физических лиц (вкладные счета, текущие, сберсертификаты) — 12,92%, или 1,21 млрд рублей. Также значительный рост продемонстрировали привлеченные средства на рынке МБК (132,25%, или 1,58 млрд рублей). Собственные средства кредитной организации увеличились более чем в 2 раза: с 1,11 млрд до 2,61 млрд рублей.
Достаточность капитала банка находится на низком уровне, норматив достаточности капитала Н1.0 на 1 декабря 2016 года составил 5,79% (при минимуме в 8%). Банк ежемесячно нарушает обязательные нормативы, что, однако, допускается действующим законодательством для кредитных организаций, находящихся в режиме финансового оздоровления (санации).