Над всем Стамбулом безоблачное небо для казанского УНИКСа
Специальный репортаж из Стамбула, где сегодня казанский УНИКС сыграет с турецким «Галатасараем»
На матч 27-го тура Евролиги между «Галатасараем» и УНИКСом известный телекомментатор и постоянный автор «Реального времени» Александр Норден полетел по приглашению титульного спонсора турнира. Мечта всей сознательной жизни автора сбылась, и уже не имело значения то, что спортивный результат сегодняшней встречи между командами, сохраняющими чисто теоретические шансы на плей-офф, не представлял особого интереса.
Туманы над Босфором
Этот город, а вернее, не город, а целый мир, «Прекраснейший», как называют его сами турки, манил меня с того дня, когда я прочитал прозаические эссе знаменитого и изгнанного с родины поэта Иосифа Бродского. Зарисовки мастера слова и образа посвящены основным городам, в которых он жил в эмиграции, и Стамбул занимает в них второе место после Венеции, в которой поэт осел и в которой окончил свои дни.
Бродский описывает город, окончательно переименованный из Константинополя в 1930 году, не шумным, ярким и богатым, каким он привык встречать каждого из шести миллионов путешественников, ежегодно посещающих столицу четырех империй — Римской. Византийской, Латинской и Османской. Его Стамбул — сырой, весь дрожащий от постоянно моросящего ноябрьского дождя, изнывающий под тяжестью туманов, окутывающих Босфор, Золотой Рог, мосты, легендарные дворцы и мечети. Это город, закрывающийся поздней осенью и ранней весной от туристов и ведущий свою скрытную, только ему одному понятную жизнь. Это не Стамбул, поражающий изысканностью и роскошью «Великолепного века». Это закулисье «Великолепного века», и простому приезжему вход туда заказан…
Когда наш борт, в котором на протяжении 4 часов ночного полета пытались уснуть в стандартных креслах двухметровые гиганты из УНИКСа, приземлился в полседьмого утра в аэропорту имени Ататюрка, за окошком иллюминатора было еще темно. Но только мы доехали до отеля, как рассвело, и из окна своего номера я увидел безбрежное море, маяк и идущие малым ходом суда. Над морем висел туман, солнышко появилось часа через два, но поначалу еле просвечивало через свинцовые тучи. И пусть не было ноябрьского дождя и сырости, я понял, что увижу туманы над Босфором и часть видений Бродского материализуется в моем восприятии. И я отправился на «культурное разграбление» 14-миллионного мегаполиса с главной целью — увидеть, почувствовать, а если удастся, то и «потрогать» свою мечту — туманы над Босфором.
И целого мира мало…
Мечту «потрогать» туманы пришлось сразу же отложить до лучших времен. Солнце пробилось через дымку и к обеду стало нещадно палить — мартовский Стамбул обернулся казанским июнем. Мраморное море, вдоль которого мы ехали в сторону Стамбульского пролива и знаменитых мостов — Галатского и Ататюркского, было непривычно белым, сливаясь с солнцем и небом, которое сначала было белым, а потом ослепительно голубым.
Весь город живет в ритме стройки и реконструкции — такое впечатление что Стамбул готовится принять, как минимум, Универсиаду. Вдоль набережной высажены новые деревья, во многих местах ведется замена дорожного покрытия, стелется асфальт, идут работы по озеленению. Уникальность города, первые упоминания о котором отходят к VII веку до нашей эры, в том, что он расположен на берегах пролива, разделяющего два континента — Европу и Азию и «отцами –основателями» его были древние греки, основавшие в 659 году до нашей эры поселение именно на азиатском берегу.
В 74-м году до нашей эры Византий, как назвали эллины свою колонию, подпал под власть Рима. Через 400 лет император Константин основывает здесь новый город, переименовывает в Константинополь, и город становится столицей Римской империи, а после распада державы превращается в главный город Византии и оплот православной эры.
Константинополь переживал, как все имперские столицы, периоды взлета и падения. Он расцветал в VI веке при Диоклетиане I, его грабили крестоносцы в 1204-м, делали столицей Латинской империи, он восстанавливал свой блеск как Византий, а султан Мехмед II Завоеватель в 1453 году основывал во «втором Риме» столицу Османской империи. Храмы превращались в величественные мечети, столица мусульманского мира прирастала шедеврами средневековой архитектуры — мечетями Сулеймание и Голубой, он терял свой статус в конце ХVII века и вел (в составе Оттоманской Порты) бесчисленные войны с Венецианской республикой и Австрией, Персией и Россией. В 1923 году лидер национального турецкого движения, «отец нации» Ататюрк перенес столицу из Константинополя в Анкару, а 7 лет спустя город был переименован в Стамбул. Парадоксальная вещь — даже не являясь столицей отдельного государства, «прекраснейший» остается столицей целого мира…
Стамбул не глазами Бродского
С чего же начинать осмотр многочисленных достопримечательностей Стамбула, как не с Галатского моста — не забывайте, что соперником УНИКСа станет сегодня «Галатасарай». Строительство этого моста через Босфор на северной стороне Халича началось в 1836 и завершилось в 1845 году.
Пролив здесь узкий и длина моста не превышает 500 метров. Он открыт для пешеходов и автомобилей, под «туловищем» конструкции находится сеть ресторанов, а с парапета сооружения забрасывают удочки и спиннинги несметное количество рыбаков — мне даже удалось запечатлеть на фотоаппарат удачу одного из них. По мосту за какие-то 7—10 минут ты попадаешь в азиатскую часть города, а параллельно ему построен и красивый и более современный мост Ататюрка.
Над галатской вершиной и всеми окрестностями возвышается 61-метровая башня Галата. Еще в V веке в этих окрестностях высилась башня. Но дошедшее до нашего времени сооружение датируется 1348—1349 гг. Генуэзцы, захватившие византийские районы города, построили здесь оборонительную башню и назвали ее «Башней Иисуса». В османский период здесь что только не размещалось — морской маяк, амбар, пожарная башня и даже тюрьма.
Добраться из европейской части города в азиатскую и обратно можно еще быстрее — на одном из многочисленных паромов и катеров. Погода стоит прекрасная, видимость, даже в условиях легкого марева, на воде отличная и мало кто может отказать себе в удовольствии совершить морскую прогулку. Мы, тем не менее, пообедав в Азии, вернулись в Европу пешком и, взобравшись на холм, минуя раскинувшийся рынок преимущественно хозяйственных товаров, приступили к осмотру еще одного чуда — мечети Сулеймание.
Это чудо исламского зодчества было построено в 50-х годах ХVI столетия по приказу десятого османского падишаха Султана Сулеймана Законодателя. Архитектором стал выдающийся зодчий Синан, на счету которого более 400 памятников. Удостоенный чести взять золотой ключ от ворот мечети Синан при открытии своего шедевра произнес: «Эта мечеть будет стоять вечность!». И стоит, устойчивая, среди прочего, к землетрясениям, так как ее защищает фундамент, заполненный водой по образцу водохранилищ. А с переднего двора мечети и стен сооружения открывается потрясающий вид на азиатскую часть Стамбула…
О памятниках, зданиях, базарах, узких улочках и прочих объектах культурного наследия можно рассказывать бесконечно. В день игры представители Евролиги обещают провести для нас обширную экскурсию по новому городу, и я обязательно поделюсь с вами новыми впечатлениями. А вообще, за первый день мы нахватались их множество — слышали как метрдотель отеля вызывал нам такси такой трелью свистка, которой позавидовал бы и футбольный арбитр, видели, как человек в самом центре города вел на поводке… козочку, были потрясены разносчиком хлеба, который нес на голове слоев десять выпечки и при этом умудрялся разговаривать по мобильнику. Стамбул поражает, ошеломляет и влюбляет в себя с первого шага, который ты делаешь по этой священной земле.
А что же баскетбол?
Врать не буду, ни одной афиши о предстоящем в среду в 20.45 московского времени (первый раз нахожусь за границей где время совпадает с московским) поединка 13-й и 16-й командами Евролиги увидеть в первый день прогулок и поездок по Стамбулу не удалось. Уверен, объявления об игре можно прочитать непосредственно возле 13-тысячной «Абди Ипекчи арены», на которой принимает соперников «Галатасарай», основанный в 1911 году в галатском районе.
16-кратный чемпион Турции (последний раз это звание «бордово-желтые» носили в 2013 году), четвертьфиналист Евролиги сезона 2013/14 и обладатель Еврокубка-2016 приезжал в Казань перед Новым годом, когда дела у команды Евгения Пашутина начали налаживаться. Даже в отсутствие своего лидера Кита Лэнгфорда россияне уверенно взяли верх 73:60, а самыми результативными в составе победителей стали Воронов (22 очка), Колом (17) и Параховский (110). Все эти игроки (и Лэнгфорд) в Стамбул прилетели и готовы дать бой хозяевам. Отсутствуют в составе делегации казанцев двое — Костас Каймакоглу и Пол Столл.
В преддверии поединка наставник «бело-зеленых» высоко оценил уровень команды Эрлана Атамана и призвал своих подопечных быть внимательными в игре на подборах, так как у турок много высоких баскетболистов. Лидерами в составе соперника УНИКСа являются защитник Синал Гюлер, игроки атакующей линии Владимир Мицов, Тибор Пляйсс, Остин Дэй. Ну и, конечно же, в любом турецком клубе на паркет выходят не пять, а шесть игроков — имею в виду горячих, экспансивных и оказывающих психологическое давление на соперников и судей турецких болельщиков.
А накануне игры, во вторник, УНИКС опробовал паркет «Абди Ипекчи» и пристрелялся к кольцам. Тренировка началась в 21.15 и выдалась весьма плодотворной. А может быть, казанским баскетболистам просто очень хотелось размять конечности после четырехчасового ночного полета?
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.