Ильфир Якупов, Камаловский театр: «Цена на билеты в Альметьевске и Зеленодольске должна быть разной»

Директор ТГАТ им. Г. Камала ответил на вопросы читателей «Реального времени»

Ильфир Якупов, Камаловский театр: «Цена на билеты в Альметьевске и Зеленодольске должна быть разной»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Март — месяц театральный: 27 марта отмечается международный День театра. Поэтому на днях гостем «Реального времени» стал директор ТГАТ им. Г. Камала Ильфир Якупов. Вопросы читателей касались экономики главного татарского театра страны, репертуарной политики, тех новаций, которые существуют в Камаловском.

«Чтобы продать билеты, надо думать о зрителе»

Один из первых вопросов читателей касался высокого уровня продаж в Камаловском театре, где в зале практически всегда аншлаги. Каким образом удается так вести дело?

«Я ученик предыдущего директора, замечательного профессионала Шамиля Зиннуровича Закирова. Видел, как он работает, учился у него, потом начал работать с ним. Я видел, что нужно для успешной работы — это постоянно надо думать о зрителе. Каждый день думать — будет ли сегодня зритель, сколько в следующие разы придет народа на спектакль. Надо держать руку на пульсе, и тогда у тебя будет полный зал. Зритель для нас приоритетен. Иначе для кого мы работаем? Тот продукт, который получается в результате акта творчества, надо донести до зрителя и продать ему. Мы просто умеем хорошо продавать спектакли», — поделился соображениями Ильфир Якупов.

По его словам, в прошлом году продажей билетов театр заработал 52 млн рублей, это на 9% выше, чем в 2015 году. Несмотря на кризис, идет рост продаж билетов, театр востребован у зрителя.

«Я делал сравнительный анализ, сравнивал, как шли продажи в 2008—2009 годах, в период, когда в стране в экономике была не самая благоприятная ситуация. Сравнивал финансовые показатели, посещаемость театра зрителями. Оказалось, что в период нестабильных ситуаций в стране люди больше тянутся к искусству. Ни в кафе идут, ни в клубы — именно в театр», — сделал неожиданный вывод Якупов.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Надо держать руку на пульсе, и тогда у тебя будет полный зал. Зритель для нас приоритетен. Иначе для кого мы работаем?

От чего зависит цена на билет

Естественно, что прибыль театра — от продажи билетов. Цены на билеты в этом году в Камаловском подняли всего на 10%, то есть примерно на уровень инфляции. Цена на билеты напрямую зависит здесь от потребительской корзины. Стоимость билетов варьируются и во время гастролей. Как считает Якупов, цены, скажем, в Альметьевске и Зеленодольске не могут быть одинаковыми, слишком разный уровень жизни в этих городах Татарстана. Надо смотреть на среднюю зарплату в городе.

Что касается гастролей в Москве, а Камаловский театр с завидной периодичностью ездит на весьма длительные по нынешним меркам московские гастроли, то здесь цены варьировались от 600 до 1600 рублей. Диапазон цен был небольшой, и львиная доля продаж пришлась на дорогие билеты. В Казани есть несколько категорий цен. Например, билеты для детей стоят от 150 рублей, для взрослых есть ценовая категория от 250 до 1 000 рублей, есть от 250 до 1500 рублей.

Самая высокая цена на билеты — на премьерные спектакли и спектакли аншлаговые. К таким, например, относятся «Зятья Гэргэри» по пьесе Туфана Миннуллина в постановке Марселя Салимжанова, а также постановка Фарида Бикчантаева «Свет моих очей». Это хиты театра, которые идут более 20 лет, но необычайно популярны у зрителей.

Камаловский театр «раздвинут» за счет стоянки

Был вопрос от читателя «Реального времени», касающийся реконструкции Камаловского театра. Театр, обладающий двумя сценами, был введен в строй несколько десятилетий назад, и сейчас уже стал тесен коллективу. По словам Ильфира Якупова, несколько месяцев назад Камаловский театр посетил президент РТ Рустам Минниханов, и тогда вопрос реконструкции был решен.

Якупов пояснил, что в этом году «Науруз» будет посвящен театральному искусству Якутии, почетным же гостем станет театр из Эстонии со спектаклем «Оборотень» Максим Платонов/realnoevremya.ru

«Стоянка будет, но видоизмененная, она и сейчас не решает всю проблему с машинами. Мы даже были вынуждены выпустить «летучки» для наших зрителей, где указываем близлежащие стоянки», — пояснил директор Камаловского театра.

«Науруз» посвятят Якутии и привезут постановки из Эстонии

Камаловский театр славится своими пиар-акциями. Читатели поинтересовались: «Это делается ради повышения продаж или ради имиджа?» Ответ Якупова был конкретен: «Ради того, чтобы о нас узнали». По его мнению, реклама и пиар нужны постоянно, не случайно, по телевидению все время идет реклама, например, айфонов, про которые, кажется, все давно знают. Но напомнить лишний раз никогда не повредит. «Так и с театром, зрители должны помнить о нас постоянно, знать, что мы разные», — полагает Якупов.

Интересовались читатели и тем, будет ли в этом году международный фестиваль театров тюркоязычных стран «Науруз». Якупов ответил утвердительно, пояснив, что в этом году «Науруз» будет посвящен театральному искусству Якутии, почетным же гостем станет театр из Эстонии со спектаклем «Оборотень», поставленным якутским режиссером.

Читателей издания интересовали вопросы того, как проходят гастроли в Москве, почему не идет спектакль по роману Орхана Памука «Меня зовут красный», как сохраняется преемственность поколений в главном татарском театре стран и многие другие. На все вопросы Ильфир Якупов дал исчерпывающие ответы. Его ответ на вопрос, что помогло ему стать директором академического театра в таком молодом возрасте был лаконичен: «Для того, чтобы сделать карьеру, надо работать, работать и работать».

Полная стенограмма беседы с директором ТГАТ им. Г. Камала Ильфиром Якуповым будет опубликована в ближайшее время.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров