Кадетство по-татарстански: рукоприкладство, оскорбления и обрезание шнурков как метод воспитания характера

В Зеленодольском суде начали рассматривать дело воспитателя Васильевской кадетской школы, которого ученики и родители обвиняют в жестоком обращении с детьми

Заявление в полицию на Олега Анемподистова написала мама шестиклассника. Сначала сын пришел без шнурков на новеньких ботинках, а потом стал жаловаться, что педагог выписывает подзатыльники. Учитель объяснил следствию, что шнурки решил отрезать, потому что они постоянно развязывались, а подзатыльники — это выдумки, он просто «трепал» непослушных подростков по голове. Где правда, а где ложь, предстоит выяснить суду. Процесс обещает быть интересным хотя бы потому, что интересы одного из потерпевших представляет руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.

Разговорчики в строю пресекал кулаком

47-летний педагог, бывший преподаватель учебного центра пожарной охраны МЧС по Татарстану появился в Васильевской кадетской школе-интернате имени Героя России Николая Волостнова в 2015 году. Учителя, дети и родители обрадовались: крепкой руки в школах вообще не хватает, а тут еще и кадетский класс надо поднимать. О таком сотруднике только мечтать можно, он-то сделает из мальчишек настоящих мужиков! Олег Анемподистов взялся за дело, только методы у него, по версии следователей, были не такие, на которые рассчитывали родители.

Как считает следствие, проблемы с дисциплиной Олег Анемподистов начал решать рукоприкладством. Первым на суровые методы воспитания пожаловался шестиклассник Сережа П. (имя несовершеннолетнего изменено, — прим. ред.). Как рассказал подросток следователю, во время строевой подготовки педагог окликнул его и ударил кулаком в живот. За что, Анемподистов не сказал, но Сергей предположил, что наказание — за разговоры в строю.

Через несколько дней во время очередной строевой подготовки педагог карманным ножичком отрезал шнурки на ботинках подростка. Шнурки то и дело развязывались, и Сережа отвлекался на них. Анемподистов решил уничтожить проблему на корню.

Парень пришел домой расстроенный, родители на допросе у следователя рассказали, что им пришлось выпытывать причину плохого настроения. Когда услышали, были в шоке.

— Все это произошло на глазах у всего класса, многие ребята смеялись над ним. Мы успокаивали сына как могли. Неоднократно расспрашивали его о случившемся, не веря его словам. Но сын настаивал на том, что так и было. Мы не ожидали такого от педагога. Что бы ни случилось, педагог должен быть сдержанным, ничто не дает ему права применять физическое насилие к детям, — изложили свою позицию следователям родители.

Следствие: подзатыльники вошли в привычку

На следующий день мама Сережи пошла в школу — побеседовать с новым учителем. Он признал, что укоротил шнурки Сереже, но исключительно для безопасности, потому что они постоянно развязывались и мальчик мог запнуться. Перед матерью Анемподистов извинился и даже хотел возместить ущерб. Родительница отказалась и предупредила, что если педагог и дальше будет придерживаться суровых методов воспитания, то она обратится в полицию. При разговоре, по словам матери, присутствовали и другие учителя, они пообещали, что подобное больше не случится. Но весной 2016 года Сережа вообще стал отказываться ходить в школу. Оказалось, что применение физической силы со стороны Анемподистова вошло в привычку. Причем, со слов шестиклассника, подзатыльники и удары по голове (для этого, по словам Сергея, Анемподистов использовал длинный карандаш, отнятый за плохое поведение у одного из учеников) получал не только он, но и другие кадеты.

— У них не военная школа, они маленькие дети и к физическому насилию со стороны учителей не готовы, и это неприемлемо в воспитательном процессе. Изначально, попав в кадетский класс, он был рад этому, но теперь учиться ни в кадетском классе, ни в данной школе не хочет, — объяснила мама Сережи в полиции.

Как выяснили следователи, пострадал от чересчур строгого наставника не только Сергей. В уголовном деле еще два потерпевших. Мальчики утверждают, что на протяжении 2015—2016 учебного года Олег Викторович периодически бил их рукой по затылку, кулаком в живот, карандашом по голове и коленом по ягодицам. В присутствии одноклассников воспитатель называл потерпевших «дураками» и «дебилами». Правда, никто, кроме родителей Сергея, на некорректное обращение педагога руководству школы не жаловался, и для директора уголовное дело стало полной неожиданностью.

«Трепал в положительном смысле слова»

В отношении Олега Анемподистова возбуждено уголовное дело по факту неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего работником образовательной организации, если оно соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ). Ему грозит до 3 лет лишения свободы.

Педагог вину не признает, говорит, что к учащимся он физического насилия не применял. Унизить и оскорбить кого-либо из детей не пытался и этого никогда не делал. Изредка, если дети игнорировали его замечания, он мог «слегка коснуться их головы».

— Если я и касался головы и тела детей, то только с целью привлечения внимания к себе. Трепал по голове в положительном смысле слова, — объяснил педагог на допросе.

Классный руководитель кадетов — на стороне Олега Анемподистова. Венера Зайцева, как, впрочем, и другие педагоги, отзывается о нем как о тактичном, сдержанном, воспитанном человеке, который не позволяет себе кричать и грубить. А вот своим ученикам Зайцева дает нелестную оценку. По ее словам, дети «трудиться особо не любят, хотят получать результат быстро, без каких либо затрат, любят похвалу в свой адрес, «шумные» и недружные. А Сергея, родители которого пожаловались полицейским, она и вовсе назвала «клоуном».

— Изворотливый, взял на себя добровольную роль «клоуна» класса, часто отвлекает на себя внимание шутками, выходками. Учится средне, не стремится к лидерству, но любит быть в центре внимания окружающих, — охарактеризовала Венера Зайцева следователям своего ученика, а заявление его матери назвала «полнейшей клеветой».

Суд 2.0


Интересы обвиняемого представляют сразу два адвоката, а интересы потерпевшего — глава Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. Фото kazanfirst.ru
На данный момент Олег Анемподистов в школе не работает. Руководство учебного заведения решило не продлевать с ним трудовой договор.

— Детям свойственно по-разному реагировать даже на сказанное педагогом — шутить, смеяться, разговаривать на уроке. Однако пресекать это и требовать к себе внимания, применяя физическую силу, что было допущено в работе Анемподистовым, недопустимо, — прокомментировал решение на допросе у следователя директор школы Владимир Костюхин.

Кстати, стартует процесс в Зеленодольском мировом суде уже во второй раз. Слушания фактически начинаются заново из-за смены судьи. Впрочем, в прошлый раз зайти далеко не успели — трижды заседание откладывали из-за неявки потерпевших, один раз из-за неявки свидетелей.

Интересы обвиняемого представляют сразу два адвоката, а интересы потерпевшего — глава Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. Ранее Шолохов защищал пострадавших от пыток в ОП «Дальний».

Дарья Турцева

Новости партнеров