Как татарстанские нефтяники вместо черного золота нашли булгарскую Трою

Благодаря новшествам в законодательстве в Татарстане выросло число раскопок и новых ранее неизвестных памятников археологии

«Тураевское», «Кутеминское», «Ивашкинское» селища и «Медвежья поляна» — вот далеко не полный перечень древних поселений, которые нашли на территории Татарстана в прошлом году. Бум на археологические изыскания положили новые правовые нормы и активное освоение земель. Однако у исследователей остаются проблемы с учетом и охраной достопримечательностей. Подробнее — в материале «Реального времени».

Почему раскопок стало больше?

Впервые работники Минкульта и археологи Поволжья собирались вместе на казанском семинаре в прошлом году. Оказалось, что в России это единственная площадка, где представители госорганов и исследователи могут поговорить об охране памятников.

Основные проблемы, которые подняли в этот раз, — учет, охрана и выявление новых объектов археологии. Сегодня в России многократно возросло число археологических исследований, и Приволжский округ, в том числе и Татарстан, — не исключение.

— Растет число археологов, молодых археологов, проводится больше исследований. И мы видим довольно серьезный рост по количеству разрешений на археологические исследования — 570 за 2016 год, фактически в 2 раза больше, чем в 2010 году (244). И сейчас Приволжский округ на фоне всей страны выглядит довольно неплохо, занимая около 6% территории, проводит 21% исследований, — отметила заместитель директора Института археологии РАН Ася Энговатова.

Специалисты связывают это с активным освоением ранее незастроенных земель, а также с правовыми новшествами. С 2014 года закон предписывает в обязательном порядке проводить археологические исследования территорий, которые подлежат хозяйственному освоению, если раньше их не обследовали и у госорганов нет данных, есть или нет на этих участках памятники археологии.

Ася Энговатова: «Растет число археологов, молодых археологов, проводится больше исследований. И мы видим довольно серьезный рост по количеству разрешений на археологические исследования — 570 за 2016 год, фактически в 2 раза больше, чем в 2010 году»

Искали нефть, а нашли древнее селение булгар

Благодаря этой работе по всему Татарстану стали находить новые памятники археологии, ранее никому неизвестные. Причем в таких районах, которые до сих пор в части археологических находок не блистали. Это Альметьевский, Азнакаевский, Чистопольский и Черемшанский муниципалитеты.

— Ни органы охраны, ни археологи об этих объектах не подозревали. Несколько памятников были обнаружены даже в районе нефтяных скважин, там, где уже были разработанные месторождения. Казалось бы, нефтяная скважина уже есть, участок ранее был освоен. И тем не менее при расширении в ходе предварительных работ были обнаружены памятники археологии, — рассказала заместитель министра культуры Татарстана Светлана Персова.

Речь о «Кутеминском («Медвежья поляна»)» и «Ивашкинском» селищах в Черемшанском районе. Оба городища расположены близко друг к другу, занимают обширные территории. Нефтяники решили расширить месторождение, а нашли в земле не черное золото, а артефакты булгарской культуры. Специалисты считают, что оба комплекса существовали единовременно и составляли единый комплекс древних поселений.

Среди других ранее неизвестных объектов археологии отдельно упоминается и «Тураевское селище» в Менделеевском районе. Этот памятник относится к так называемой Ананьинско-Пьяноборской культуре и датируется IV веком до н.э. Его площадь также достаточно велика — порядка 145 тыс. кв. м, что выделяет его на фоне памятников данной эпохи.

Но самым древним из обнаруженных памятников археологии в 2016 году стала «Мальцевская IV стоянка» в Елабужском районе. Селение датируют эпохой энеолита и позднего бронзового века, III — начало II тыс. до н.э.

Сейчас специалисты обсуждают вопросы учета таких выявленных памятников и тех территорий, которые уже подверглись археологическим исследованиям. Все данные планируется собрать в единую базу, чтобы процедура освоения земель для застройщиков была прозрачной.

Айрат Ситдиков: «На сегодня в Татарстане на учете состоят более 300 памятников, но выявлено около 5 тысяч, т.е. меньше 10% объектов археологии поставили на государственный учет»

На учет взяли лишь 1/10 от всех памятников

Археологи стараются наладить взаимодействие с госорганами по охране памятников, чтобы привести все памятники в соответствие с требованиями закона.

— Этот контакт, который сегодня возникает в Казани, — крайне трудно организовать. Должен состояться обмен мнениями, опытом и проблемами, которые можно совместно решать. Сегодня здесь собрались не только специалисты со всего Поволжья, но и из Москвы, которые также представят свой опыт и возможные пути решения ситуаций, которые у нас возникают в текущей работе, — говорит директор Института археологии им. Халикова АН РТ Айрат Ситдиков.

Одна из главных задач исследователей — поставить археологические объекты на государственный учет. Многие из этих памятников требуют определенных условий по постановке на охрану, а механизмы процедуры в разных регионах отличаются — требуется разработать единый порядок. А без постановки на учет объекту археологии невозможно обеспечить охрану.

— На сегодня в Татарстане на учете состоят более 300 памятников, но выявлено около 5 тысяч, т.е. меньше 10% объектов археологии поставили на государственный учет. Для других регионах эта проблема также актуальна, — приводит пример Айрат Ситдиков.

По словам главы института, всем широко известным памятникам, таким как Болгар, Свияжск, Билярск, Сувар, уже обеспечили учет и охрану. Неучтенными остались лишь малоизвестные объекты археологии, например, Кузнечихинский комплекс и ряд других.

Еще одна тема встречи — проблема качества проводимых археологических исследований. На рынке появилось много негосударственных компаний, которые специализируются на этих услугах. Однако к их работе возникают претензии.

Светлана Персова: «Чаще всего участки для многодетных семей выдаются на тех территориях, которые ранее уже были освоены, и по ним уже есть информация. Но и в этом плане тоже встречаются проблемы»

Многодетные семьи отправят на раскопки?

Если систему учета археологических объектов удастся наладить, Министерство культуры сможет своевременно выдавать заключения, не тормозя развитие территорий. Пока же застройщикам тяжело привыкнуть к новой законодательной норме. На них ложится все финансовое бремя проведения археологических исследований. Причем в самой процедуре еще много неясного, например, в части работы с физлицами. Как быть, если ранее неосвоенную землю выдали многодетной семье?

— Этот вопрос мы хотим обсудить с коллегами. Чаще всего участки для многодетных семей выдаются на тех территориях, которые ранее уже были освоены, и по ним уже есть информация. Но и в этом плане тоже встречаются проблемы. Мы стараемся их решить на стадии подготовки этих земель. Мы понимаем, это бремя многодетные семьи никак не смогут осилить, — говорит замглавы татарстанского Минкульта.

На встрече специалисты планируют договориться, как избавить население от обязанности проводить на земле перед застройкой археологические изыскания. Главная задача — добиться, чтобы муниципальные власти выделяли гражданам уже проверенные территории.

Новые достопримечательности Казани

Столица Татарстана, казалось бы, уже давно вдоль и поперек обследована археологами. Тем не менее исследователям и здесь нашлась работа.

— В Казани выявлены участки распространения археологического культурного слоя. Эти участки поставлены на охрану как особый вид памятников или достопримечательное место. И все земляные работы, которые проводятся на этой территории, в обязательном порядке сопровождаются археологическими наблюдениями или раскопками, — отметила Светлана Персова.

Василя Ширшова, фото mincult.tatarstan.ru

Новости партнеров