Руслан Айсин: «Мучные изделия и картофель изменили сознание татар»

Ученик Гейдара Джемаля призывает вернуться к кумысу и мясу, объявив бой «финно-угорским заимствованиям» из теста и второго хлеба

Руслан Айсин: «Мучные изделия и картофель изменили сознание татар» Фото: facebook.com

Сознание татар-кочевников значительно изменилось под влиянием блюд из муки и картофеля, считает российский политолог Руслан Айсин, ученик и соратник Гейдара Джемаля. В частности, чак-чак, очпочмак, кыстыбый и балиш являются результатом кулинарных заимствований у соседей. В авторской колонке «Реального времени» Айсин рассказывает, как плохо отразилось на жизни кочевников внедрение рациона оседлых жителей. Предлагаем читателям ознакомиться с интересными идеями колумниста нашей интернет-газеты.

Сводное меню общепита

«Дело в том, что я ем для того, чтобы жить, а многие люди живут для того, чтобы есть», — говорил Сократ.

Есть довольно простая восточная мудрость, которую любят приводить поборники здорового питания: «Мы есть то, что мы едим». Действительно, пища — важный компонент нашего психофизиологического состояния. А в последнее время к этому вопросу наблюдается повышенный интерес.

Современность с ее культом гуманизма и толерантности парадоксально безжалостна к тому, что принято называть «архаикой» или «пережитком прошлого». Можно подумать, что настоящее и есть универсальный интерпретатор и судья, который отмеряет, что правильно, а что нет, своей линейкой.

В немалой степени это относится и, как это неудивительно, к системе питания. Унификация свела один из важнейших этноспецифических элементов культуры к сводному меню в системе общепита, наподобие «Макдоналдса». Изменение традиционного уклада жизни в корне меняет всю механику организма, активно влияя на внешний уровень ментального самочувствия народа.


От традиционной пищи — рыбы, корнеплодов и кокосов — жители Королевства Тонга отказались. Фото 4tololo.ru

Как иллюстрацию к сказанному можно привести плачевный опыт жителей Королевства Тонга, расположенного в тихоокеанской Полинезии. На сегодня они являются самыми тучными людьми на планете. Около половины жителей острова страдают диабетом второго типа, а продолжительность жизни из года в год сокращается. Причиной тому — жирная баранья пашнина и другие мясные жирные обрезки, которые поставляются на остров из Новой Зеландии. От традиционной пищи — рыбы, корнеплодов и кокосов — жители отказались. Вернее, им навязали то, что сами «белые люди» считают вредными ошметками.

«Мировое кочевье — это особый генотип»

Да, жители Тонга далеко. Поэтому предлагаю поговорить о татарской кухне. О том, как она изменилась. Но изменилась не сегодня, а столетия назад, полностью переформатировав и рацион питания, и образ жизни татар. Известно, что татары — это в прошлом кочевой народ, относящийся к большой тюркской семье. Семье народов «перекати поле». Но теперь «перекати поле» увязло в картофельных грядках…

Кочевой образ жизни подразумевал довольно аскетичный рацион питания. Но эта аскетичность позволяла не только довольствоваться малым, но и полностью удовлетворять физиологические потребности организма, да и эстетические потребности тоже. В основе питания татар лежало мясо и связанные с ним продукты: молоко, кумыс, творог, колбаса (кстати, тюркское слово, означающее «давить», «набивать руками» — «кул» и «басты») и т.д. Рацион полностью соответствовал тому образу жизни, который вели тюрки-кочевники, построившие в свое время самую масштабную империю в истории человечества.

Бедуины-арабы 1400 лет назад вышли из аравийского гетто и построили халифат от Индийского океана до Тихого. Не будем забывать, что и в их национальном рационе питания были лишь мясо да верблюжье молоко!

Мировое кочевье — это особый генотип, особая духовная анатомия, с уникальным культурным кодом и цивилизационной матрицей. Фото photosight.ru (VictorPodolyak)

Мировое кочевье — это особый генотип, особая духовная анатомия, с уникальным культурным кодом и цивилизационной матрицей. Снобы считают ее слишком примитивной, неизысканной, грубой, простецкой. Про кухню они говорят то же самое. Но ведь это мнение тех, кто когда-то был им порабощен! Конечно, успех мирового кочевья не сводим к питанию, но ведь об этом мало кто говорит, и мы решили восполнить этот пробел.

Возвращаясь к теме отказа от национальной кухни, стоит на полях заметить, что жители стран Аравийского полуострова сейчас на лидирующих позициях по уровню ожирения (привет островитянам с Полинезии). Фастфуд и малоподвижный (оседлый) образ жизни сделали свое дело. Кочевой мужской образ жизни уступил место женскому, финикийскому типу стяжательства и комфорта (кочевники чурались комфорта, но не роскоши, что разные по сути понятия).

Как финно-угорские блюда влились в татарскую кухню

Татары отказались от своего кочевого менталитета (не говорю о полной необходимости восстановления кочевого образа жизни, это трудноосуществимо). Оседлый образ жизни наложил отчетливую печать на татар: пространственное мышление кочевника сменилось узколокальным восприятием окружающей действительности, «малая родина», деревня и село пришли на место Великому Илю и бескрайней стихии степи…

Изменились, естественно, не только эти фундаментальные для цивилизационного поля категории, но и сопутствующие им субкатегории. В кухне стали преобладать мучные изделия, а с XIX века — картофель. Именно соотношение этих двух продуктовых компонентов и стало основой современной татарской кухни: кыстыбый, чэлпэк, чак-чак; с небольшими вкраплениями мяса — бэлеш и очпочмак. В советское время татары и вовсе стали заниматься сбором грибов, что полностью обескровило символический статус кочевника — противника лесной стихии.

Теперь главными гастрономическими символами татар выступают чак-чак и очпочмак, а не мясо и кумыс. Фото Романа Хасаева

С началом оседлого образа жизни татарская кухня все больше смещается в финно-угорскую сторону. То есть из степной становится полулесной, как итог — кулинарные заимствования у финно-угорских народов Поволжья и Урала.

Доминация в национальной кухне мучных изделий и картофеля изменили в том числе и сознание татар, как бы это пафосно не звучало. Рыхлая пища лишила татар психофизиологической бодрости. Известно, что мясо является основным поставщиком мужского гормона тестостерона, который отвечает не только за мужество, доблесть, но и за творческий энтузиазм. В этом смысле здесь присутствует не только символизм, но и конкретно осязаемый медицинский факт!

Теперь же главными гастрономическими символами татар выступают чак-чак и очпочмак, а не мясо и кумыс. Как же жестоко наказывает история тех, кто отходит от своих корней!

Кстати, у татар есть такое понятие, как «камыр батыр» — «мучной батыр», то есть большой, покрытый жиром бесполезный увалень, который всегда уступает в схватке подтянутому и жилистому джигиту. Не пора ли нам отказаться от равнения на этого «камыр батыра»?!

Руслан Айсин
комментарии 94

комментарии

  • Анонимно 24 февр
    не все любят кумыс, далеко не все
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Кабинетный бред. Эта мода на идеализацию прошлого ни к чему хорошему ни приведет.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Насчет картофеля он отчасти прав. Но насчет зерновых совершенно не прав.
    Пусть ученик посмотрит на своего учителя насчет упитанности.
    У татар прекрасная кухня. Просто к этой кухне надо больше движений.
    Побольше кумыса и конского мяса-это ,конечно, очень полезно. Но это не основная кухня и пища.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Татар ашы биш К: куй, казы, кымыз, каз, каймак.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Ошибочка, однако. Мучной рацион казанские татары позаимствовали с Кавказа и Средней Азии, а картофельный завез к нам всем (и к тюркам, и к славянам, и к уграм) Петр 1.
    Суть статьи, видимо, в том, что автор ратует за возвращение татарского народа к первоначальному образу жизни - кочевому, через возвращение рациона питания. Но, это вряд ли - всему свое время. Как и любой человек, так и любой народ развивается, как в материальном плане, так и в духовном.
    А чтобы не тучнеть и не "меланхольничать", необходимо, разнообразить свой образ жизни. Не только сидеть в офисе и перед телевизором, но и заниматься подвижными видами деятельности: спорт, фитнесс, танцы, экстрим, путешествия и т.п.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Татары не были кочевым народом! Не надо путать с монголами, кыпчаками, ногаями и другими тюрскими народностями. Учи мат часть, ученик!
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Все тюрки и монголы - только часть татар.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    а не наоборот?
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Плюс к этому. Половина русских - тоже татары.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Ну да. Конечно же. Пересядем на коней и по степям.
    Ответить
    Анонимно 24 февр
    кто знает, что будет завтра?)
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Когда татары ели елкы, куй ите, запивая их кумысом и шурпой, они были на коне, они правили миром. А когда перешли бэрэнге и камыр, их с коня и сбили, они все потеряли, и империю, и национальную гордость, и национальную историю, прревратились в "камыр-батыры".
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    мы - это то, что мы едим
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Для сведения любителей мяса и творога :
    - говядина ребра от 260 руб. за кг. на базаре
    - творог обезжиренный в Пятерочке 62 руб. за 250 гр.
    Замечательная колода колумнистов - ДОЦЕНТ, ЭКСПЕРД, УЧЕНИК, не скучно.
    Ответить
    Анонимно 24 февр
    Есть вариант для истинных любителей (а не потребителей по привычке) мясной и молочной продукции выращивать их самостоятельно.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Это полумера. Надо идти дальше! Возвращаться в пещеры и начинать охотиться на мамонтов.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Мамонтов то нету.
    На кого охотится?
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Очень странные заявления. Решил переплюнуть своего учителя
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Учитель был сильной личностью, светлой головой мыслителя - философа, значит и ученик из сильных. Амин!
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Он не задается вопросом: почему кочевники остались в прошлом? В конечном итоге они сдали свои позиции? Потому что оседлость - более высокая ступень цивилизации. Сейчас мы переходим в новый этап развития.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Все это произошло только из-за перенаселенности. Из-за этой же перенаселенности сейчас мы вынуждены есть всякую отраву: химикаты, гербициды, антибиотики, ГМО, ножки буша, индюки мутанты и т.д. После такого рациона мы вообще сами превратимся в мутанты. И потеряем способность к размножению..
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Несомненно мясо лучше чем "клей". Только не призывайте пить кровь лошадей пожалуйста, финно-угоры видите ли виноваты!
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Вот что бывает когда делать нечего(
    Ответить
    Анонимно 24 февр
    что? читаешь газету и пишешь одному тебе понятный комментарий?) статья понравилась, спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Несомненно мясо лучше чем "клей". Только не призывайте пить кровь лошадей пожалуйста, финно-угоры видите ли виноваты!
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    У каждого есть свое мнение и надо его уважать.Руслан прав.Появление камыр-батыров среди молодых татар это серьезная угроза будущему поколению
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Что за бред несет этот ученик? Чак-чак и пирожки видите ли виноваты, лишили нас бодрости))))) Эти блюда не являются повседневной пищей татар. У любых народов есть свои праздничные угощения, свои, особенные национальные блюда. С такой точки зрения русских погубят блины и квас, а узбеков плов. Скорее нужно говорить о правильном питании при сегодняшнем образе жизни, питание должно рассматриваться исходя из сегодняшних реалий и образа жизни.
    Ответить
    Анонимно 24 февр
    не бред, а субъективное мнение, давайте быть вежливыми и воспитанными
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Писал правду матку!
    Молодец Руслан!
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Мое субъективное мнение, что это бред.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Вы сами несете бред..
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Не совсем точно про кул басты, видимо имеется в виду турецкое блюдо кюл басты (kül bastı) мясо приготовленное на потухающих углях, ну а кол басты - это трабзонский народный танец)
    Ответить
    Анонимно 24 февр
    А, вроде точно. Попробовали русские татарский казылык и спросили у татар: «Как это делается?», а они и говорят: «Кул баса» (Рука давит); что соответствует действительности по репцетуре приготовления данного продукта. Вот и пошло с тех пор название мясного изделия «колбаса».
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Спасибо за лингвистическую задачу ! Через которую познакомился с турецкой кухней и искусством танца. А также с некоторыми историческими перипетиями между турками и татарами. И закралось сомнение, что блюдо и танец являются татарскими.
    Слово «кюл» по турецки - пепел, по татарски «кел». В турецком не нашел значение слова «басты», а в татарском оно многозначительно: встал, покрыл, надавил. И получается, что название блюда переводится с татарского как мясо «покрытое пеплом», что соответствует процессу приготовления данного блюда.
    Название танца с турецкого не нашел, по татарски: дословно «раб встал», то есть можно предположить, что это танец, освободившихся рабов.
    Еще раз спасибо за тему лингвистическо-исторических изысканий!
    Ответить
  • Ташимов Қанат 24 февр
    С каких это пор татары стали кочевым народом, о каком статусе кочевника вообще можно вести речь.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Вся Великая Степь от Тихого океана до Дуная - татарская Степь.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Точно ли Айсин читал Камыр батыра? Там вообще-то в точности наоборот.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Камыр батыр в переносном смысле означает как раз человека, у которого нет ничего из мышц, человека рыхлого, тучного.
    Ответить
    Анонимно 27 февр
    Про переносный смысл Камыр батыра расказывайте, пожалуйста, каким-нибудь норвежцам. А нам, татарам, эту сказку в детстве рассказывали. И в этой сказке смысл самый прямой: Камыр батыр это исполин, с малых лет всех изумляющий своей силой. То, что он сделан из теста, говорит не о "рыхлости и жире", а мотиве чудесного рождения, свойственного половине волшебных сказок любого народа мира.
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Шуннан хатын сузып яткырды.
    Бу котырган камыр батырны.
    Көмеш сабына кадәр кылычны.
    Йөрәгенә аның батырды
    Муса Джалиль.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Не вижу у автора эпикантуса восхваляемых им якобы предков. Скорее всего его тоже заимствовали у ненавистных ему фино-угорских народов, как и большинство татар :)
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Где вы видели у него ненависть?
    Он просто не одобряет эту кухню. И верно критикует чрезмерное увлечение этими углеводами.
    Ответить
  • Анонимно 24 февр
    Какое отношение казанские татары имеют к кочевникам? Никакого. Данные этногенетики показали, что их предками были именно финно-угры.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Почему вы используете этот термин: казанские татары?
    Татары Уфы разве не татары? Татары Оренбуога? Астраханские, сибирские, крымские и прочие татары?
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Әфарин Руслан"
    Әфарин Айсин!
    Нәк менә шундый мәкаләләр кирәк тә татарга!
    Татарга яңадан табак тутырып ит ашый, кымыз, буза эчә башларга кирәк. Шунда гына татар яңадан бөек татар булачак!
    Камыр ашлары татарны камыр-батырга әйләндереп бетерде дә инде.
    Мең рәхмәт мәкаләгез өчен!
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Современные татары(поволжские и закамские)- интернационал, сформировавшийся из булгар, татар Чингизхана, кыпчак, башкир, буртас, печенегов, чувашей, мари, удмуртов, мордвы, славян, казаков, казах, в малых количествах- арабов, армян, евреев, народов Северного Кавказа. "Цементом" (скреп- по ВВП) для скрепления послужил Ислам, образовав уникальную культуру татар. И разговариваем мы почти на чистейшем кыпчакском языке. Делаю выводы исходя из огромного количества прочитанных книг и исторических документов.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Почему вы татар граничите только Волго-Уралом? Это во первых. Во вторых, тогда не было никаких казахов, казахи - часть татар Золотой орды. А башкир вообще не было и нет. Этот так называемый народ выдумали советы.
    Ответить
    Анонимно 05 марта
    Это тебя придумали Советы(большевики) ну и конечно Марджани удмурт.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Татарстанның икмәге - икмәк, ите - ит, сөте - сөт түгел. Мин 25 ел Чиләбе өлкәсенең селинный совхозында эшләдем. Иң яхшы икмәк - 16 сентнер уңыштан да артмаган, әле нибары 50 ел гына эшкәртелгән шул басуларда гына ул. Ярты мең ел сөрелгән басулардагы игендә витаминнар да, макро һәм микроэлементлар да юк. Чын ит- иркен далаларда чабып йөргән елкы ите, комплексларда үстерелгән малларның ите ит түгел инде ул. Мы то - что мы едим, аларга карата да дөрес. Чабып китерелгән үлән силос, сенаҗ гына ашап торган малның ите дә шулай, сөте дә. Татарстанда магазиннарда сатылган сөт - унитазга түгәргә генә ярый. Иркен тугайларда, җаны теләгән үләнне, аның чәчкәсен генә ашап сөт биргән сыерның сөте белән аны чагыштырып та булмый. Кымыз - иң шәп ризык. Казы янына. Симез елкы ите, куй ите янына.
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Колбаса - слово не тюркское, а татарское /Шипова/. И чисто татарское блюдо.
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Да вы зажрались, смотрю. Картошка им не нравится, зерновые им не подходят. Не нравится, так не ешьте. Никто вас не заставляет. Учтите, что во время войны и голода только картошка спасала от смерти наших дедушек и бабушек.
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Он не знает про полукочевой народ буриши (хунза) на севере Индии в горах Гималая - известных долгожителей, не страдающих болезнями. Они мяса почти не едят (кроме как на праздник Ураза байрам и др.). В рационе в основном растительная пища.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Уже есть разоблачения - что болеют они как и все остальные
    Ответить
    Анонимно 05 марта
    хун-хуз не болеет...
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    А я люблю картоху, особливо поджаренную на сальце и выгляжу как мачо поджаристый!!!))) А ишо я люблю водку русскую и черный хлеб с лучком)))
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    сочувстую
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Себя пожалей камыр-батыр.)))
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    к алкоголикам и свиноедам приходится сочувственно относиться. я такую гадость не потребляю
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Вот и молодец, надо сегодняшним днём жить, а не в прошлом ковыряться, пытаясь найти того, кто, коварно подсунув картошку, виноват что величайший и могущественнейший в мире народ таки был сшиблен из седла
    Ответить
  • Кадерле Имамутдинов 25 февр
    Руслан Айсин, хотя и русскоязычный малый, но выдает интересные материалы политического характера. И именно от лица татар. Спасибо ему за это.
    А теперь он поднял даже очень важную для нас - татар тему. Я, например, лично сам, давно отошел от картошки. Никто не говорит, что совсем нельзя есть картошку. Но не зацикливаться на ней, как поступают наши люди...
    И в то же время бывшие колхозные поля не обрабатываются, покрываются лесом. В с\х ныне доминирует свиноводство. Природа как бы нам говорит - занимайтесь коневодством. Это выгодно со всех сторон. А татары живут на разных гос. выплатах: пособие на детей, пенсионные и иные, плюс картошка в огромном количестве, и хлеб. Прожить, конечно, можно. Так и живут.
    А кто им говорил что-то другое?!
    Вот когда во всем мире образумятся, тогда и татары надумают перейти на оптимальную пищу, которая чтобы давала всё для жизнедеятельности. Это, конечно, не значит, что только кумыс и конина. Может и продукты даже из других континентов. Но сердцевина прдуктов питания должна быть нашей, включая, конечно кумыс и конину, плюс разнообразные травы, овощи, да и фрукты с ягодами.
    Будем надеяться, идею политика услышат и наши ученые. Думаю их разработки в этом плане будут тоже что-то стоить.
    Ответить
    Анонимно 05 марта
    Cлушай бабай, поволжские татары никогда не умели делать кумыс. Это все описано.
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Как можно жрать лошадь? - свинство какое-то.)))
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Полностью согласен, все равно что жрать собак, дикость
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Дорогой Кадерле! Вы зерновые относите к травам?
    А хлеб, лепешки, корки балиша! Чем плох душистый чай с лепешкой, кыстыбыем?
    Айсин категорически неправ , выступая против "камыра". Сам он "камыр", раз не знает татарский.
    Ответить
    Кадерле Имамутдинов 25 февр
    Вы невнимательно читаете. Я же пишу, не отказываться от всего, даже от картошки. Ну и от зерновых, от лепешки...
    И главное, я оставляю слово за учеными.
    А кумыс это очень важно, но черт воьми, дорого стоит. Если бы он выпускался массово, и стоил бы дешевле. И, думаю, в перемежку с разными продуктами. Например, прокрученные в мощном блендере разнообразные травы обойдутся бесплатно, обепечат тебя и кислородом, и всякими витаминами, микроэлементами, и главное, самым полезным белком...
    Так что, вперед!
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Как же вы уважаемый советуете пить кумыс, ведь это же алкоголь? Вы, што призываете татар спиться? Да к тому же Коран строго настрого запрещает пить этот алкогольный напиток.
    Ответить
    Анонимно 25 февр
    Коран не запрещает употреблять алкогольные напитки. Запрещается читать намаз и молиться под воздействием алкоголя. Соответственно, рекомендуется и другие дела делать на трезвую голову. Сам по себе алкоголь в умеренных количествах - лекарство.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Очень странные специалисты по Корану тут нашлись. Коран категорически запрещает алкоголь, так что не выдавайте желаемое за действительное. Если изначально там говорилось, что в вине больше вреда, чем пользы. В следующих по хронологии аятах говорилось, чтоб не вставали на молитву, будучи пьяными. То в окончательных приказах был ниспослан полный запрет на алкоголь. Более того, существует масса хадисов, где Аллах проклинает тех, кто его пьет, кто производит, кто продает и даже посуду, в которую наливают.
    Что касается кумыса, это такой же "алкогольный напиток", как и кефир. Свежий кумыс пить можно, это очень полезно. Настоявшийся, "зрелый" уже содержит алкоголь, это харам. Хотя если слушать всяких Ждановых, то и ряженка окажется алкоголем. Так что включайте мозг и проверяйте источники.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    пробуй спиться кумысом. Алкоголя там не более процента, и то у самого кислого. В простокваше алкоголя больше.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    И поэтому Абу Али ибн Сина писал трактат о пользе вина.
    И поэтому шейх Омар Хайям написал сотни рубаи, восхвалив этот напиток.
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Нет у кочевников блендеров, это все от лукавого, так жевать придется
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Вы читали у Авиценны о вине? Или это из разряда "Вчера Рабинович по телефону Шаляпина напел"? Ибн Сина был хорошим врачом, философом, астрономом, как и Омар Хайям - поэтом, математиком, астрономом. Но они не были исламскими богословами. Коран, хадисы запрещают алкоголь. Кстати, почему-то у нас из сотен тысяч рубаев Хайяма популярны лишь о вине и женщинах, а их в общем объеме и двух процентов не наберется. Сам же поэт к концу жизни, совершив хадж, каялся в своих грехах и воспеваемых ранее вещах. Более того, прогонял прочь бывших собутыльников и других алкоголиков, которые к нему приходили.
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    А сколько у Айсина детей?
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Ах, мы еще мед забыли. Разве может татарин без меда?
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    Спортом занимайтесь и научные труды читайте! а "политологу" срочно лечиться! к врачу, а не к шаману глупому тенгрианскому! и да, Татары элита, остальные были ниже наших предков ежжи
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    элита где? у себя на селе?
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Знаете как называется существо, ставящее один народ выше другого? Нацист. Идите, лечите свою ущербную этносамоидентичность
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Может быть стоит подумать об отказе и от других кошмарных вещей, навязанных финно-уграми? От бань, например? Да и вообще от домов? Надо шатры брать и вперёд, в степи, чтоб вольный ветер шаровары раздувал.
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Баню придумали не фин-угры, а татары. Татары-скифы.
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Однозначно)) кочуя по степям) татароскифы похоже во всем поучаствовали, наверняка даже Чёрное море с древними протоукрами совместно копали. Всегда забовлял подобный болезненный поиск собственной этнической значимости ))
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Именно татароскифы выкопали и Черное море. Плюс к этому, Татарский пролив, Татарскон море и Татарский океан.
    Ответить
    Анонимно 05 марта
    Татары-скифы? Источники есть - что именно татары скифы?
    Ответить
  • Анонимно 25 февр
    в Чечне едят очень много мяса.Государство в обеспечении населения мясом вообще не участвует.Всё мясо от частников много людей занимаются откормом бычков. Многие правила что скот разрешено забивать только на бойне и т п тут не работают
    Ответить
  • Анонимно 27 февр
    Много что изменило сознание татар - Ислам, например. Может афффтор еще и к тенгрианству предложит вернуться? Рунической письменности? Жизни в юртах?
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Неплохо было бы.
    Ответить
  • Анонимно 01 марта
    Всей душой против беренге.
    Это корнеплод бедности нашей.

    Даёшь кумыс и конину!
    В коневодстве наш шанс
    Ответить
  • Анонимно 04 марта
    Надо подать в суд на весь мир за насаждение мучной продукцией. Особенно на итальянцев со своей пиццей. Армяне должны ответить за свой лаваш, а узбеки за свои лепешки
    Ответить
  • Анонимно 04 марта
    Каждому своё!!!
    Ответить
  • Анонимно 05 марта
    Казалось бы - причем тут финно-угры? И кто запрещает есть мясо и пить кумыс? :))) Картофель вообще стали культивировать на государственном уровне даже ни при Петре I, который его завез в Россию, а при Екатерине II в 1765 году. А активное выращивание началось только в 1840 году!!! Картофель родом из Южной Америки.
    Ответить
  • Анонимно 06 марта
    хочу много мяса и кумыса
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Какие финны, вы о чем? Кыстыбый очпочмак и чак чак это исконно татарские блюда.
    Ответить
  • Анонимно 08 марта
    Политическим душком попахивает ,от всего этого . Почитал комментарии . Но мало кто узрел . Русланчик пытается нам говорит мы мол татары раньше ели мясо пили кумыс ,были сильны ,били всех и правили миром , вот о чём нам ведаем малайка ! И надо вернуться к корням ,что бы впредь быть такими же властителями мира . То есть стоить Арабский Халифат ! Думаю немало у данного деятеля" скелетов в шкафу". И не факт ,что он не спящий агент ИГИЛ. От себя добавлю ,что камские булгары ,чьими прямыми потомками являются нынешние Казанские татары ,никогда не были кочевниками . В раннем средневековье поднялись по Волге из прикаспийского региона .Вытеснив с низовьев Камы Удмуртов и Марийцев . Их ближайшими родственниками татар являются азербайджанцы ! Да ,первостепеннейшие торговцы и жулики , но для этого они и поднялись по важнейшей торговой артерии под названием Волга . Руслан ! На себя в зеркало хоть посмотри ! Какой ты монгол ? Такой же как я китаец ))
    Ответить
    Анонимно 15 апр
    Верно гутаришь, мишар Айсин вреть про кумыс и мясо. Мучная сладкая пища преобладала у казанских и это никакие не финно-угорские взаимствования. Да и вообще, говоря про финно-угорские взаимствования по сути сам являясь по крови финно-угром, это смешно.
    Ответить
  • Анонимно 01 апр
    Это какой то не тот татарский камыр батыр... наш камыр батыр был приготовлен из теста и он был сильнее всех людей.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров