Нижнекамская рулетка: школьник подстрелил друга из «пневматики»

Выстрел, который в конечном итоге привел к смерти, прозвучал за пять минут до окончания урока математики, следователи выясняют, откуда у подростка пистолет

Айдар Н. (имя изменено), ученик 10 класса Нижнекамской школы №1, скончался сегодня в Детской республиканской клинической больнице. В подростка выстрелил одноклассник, пуля попала в глаз. Врачи пытались спасти зрение, провели две сложнейшие операции, но Айдар умер в реанимации. Стрелку грозит лишение свободы на срок до пятнадцати лет

Шальная пуля

ЧП произошло в школе №1 Нижнекамска 11 февраля на уроке математики. По словам дяди погибшего десятиклассника, учитель на несколько минут вышла из кабинета, в это время один из подростков достал пневматический пистолет. Никакие драки или ссоры стрельбе не предшествовали. Более того, стрелявший и погибший были друзьями.

— Пистолет до этого был у другого мальчика, когда учитель вышла, он передал его Тимуру (имя изменено, — прим. ред.) Перед этим он зарядил его, но не сказал об этом Тимуру. Тот начал хвастаться оружием и случайно выстрелил. Пуля попала в Айдара, который сидел справа от него, — рассказывает корреспонденту «Реального времени» Рамиль Закиров, дядя погибшего подростка.

По словам Рамиля, пистолет парень приносил в школу не в первый раз, брал у отца. У УВД по Нижнекамскому району другие данные — парень самостоятельно купил пневматику. Отец, увидев пистолет у сына, забрал его и спрятал. Однако отпрыск нашел тайник и решил отдать его на хранение однокласснику.

Пневматическое оружие с дульной энергией до 7,5 Дж продается свободно. Правда, есть возрастное ограничение — до 18 лет даже «пневматику» не должны продавать, так что, как пистолет мог купить десятиклассник, — большой вопрос.

Осложнение, которое невозможно предугадать

Подростка сразу же госпитализировали. Пуля попала настолько глубоко, что вытащить ее в ходе первой операции не удалось, тогда врачи приняли решение сделать вторую, назначили на 16 февраля. Казанских докторов по видеосвязи консультировал опытный офтальмохирург из Москвы. Операция длилась 6 часов, в ходе нее удалить инородный предмет не удалось, но это не самое страшное — в ночь на 17 февраля Айдар умер.

— В послеоперационном периоде у ребенка развилось осложнение в результате проникающего ранения и повреждения центральной нервной системы, которое привело к остановке сердца. По словам специалистов, предугадать развитие такого осложнения было невозможно. Необходимые реанимационные мероприятия проведены своевременно. Окончательная причина смерти будет устанавливаться судебно-медицинскими экспертами, — прокомментировали «Реальному времени» в Минздраве Татарстана.

Целью врачей было спасти ребенку зрение, не дать ему стать инвалидом. Состояние мальчика до операции было стабильным, жизни ничего не угрожало, он даже шутил, что хорошо, что остался второй глаз… Мама мальчика Ольга — в безутешном горе, это ее единственный ребенок.

«Ребенок всегда склонен взять ствол»

Администрация школы хранит молчание, одноклассники не могут поверить, что шутка с пистолетом стала смертельной. В Управлении образования Нижнекамского района 13 февраля провели в школе проверку, в ходе которой выяснился интересный факт — несмотря на то, что ранение было серьезным, руководство образовательного учреждения не вызвало скорую помощь для мальчика. Первым делом испуганные педагоги позвонили маме, она лично приехала и отвезла сына в больницу. Директор объяснила это тем, что скорую якобы пришлось долго ждать. От комментариев прессе в Управлении образования Нижнекамска воздерживаются, ссылаясь на то, что делом занимается Следственный комитет.

По словам Александра Михайлова, генерал-майора ФСБ в запасе, на школе прямой вины нет, ответственность за действия детей лежит на родителях.

— Школа всегда находится в зоне риска, потому что непредсказуемость детей настолько высока, что учителя не предполагают, когда может проявиться агрессия. Если идет серьезная деформация личности на уровне семьи, то школа ее не исправит. Мы живем в мире, где порядка 80 процентов семей относятся к категории неблагополучных. Я не имею в виду материальную составляющую, а отсутствие общения детей и родителей — все общение сводится к смартфону. В итоге дети воспринимают родителей как неудачников, для них хулиган более авторитетный, чем отец, — говорит Михайлов.

В данном случае родители не смогли или не захотели объяснить ребенку опасность, которую может нести оружие. «Пневматика» по сравнению с огнестрельным оружием или «травматикой» считается «игрушкой», но, как доказал последний случай, тоже может стать причиной трагедии.

— Если для огнестрельного оружия предусмотрен обязательный сейф, исключающий доступ к «стволу» детей, то пневматическое валяется не пойми где, и, конечно, ребенок всегда склонен взять «ствол» и похвалиться, а что за этим следует, мы прекрасно понимаем — он может неосторожно или специально выстрелить, — говорит эксперт.

Разборки вместо самообороны

Случай в школе Нижнекамска не исключительный, за последнюю неделю в новости попали еще два факта стрельбы. В Набережных Челнах дорожный конфликт один из водителей пытался решить с помощью травматического пистолета. Судя по записи авторегистратора, «Ниссан» ехал по встречной полосе, а автор ролика выезжал с прилегающей территории. В какой-то момент водитель иномарки достал пистолет и выстрелил в сторону своего оппонента, после чего уехал. Никто не пострадал, полиция установила личность стрелка, но максимум, что ему грозит, — это штраф.

Еще один случай произошел в Казани. На улице Карбышева 15 февраля между молодыми людьми возник спор, разрешить который один из них решил, открыв стрельбу. Смертельных травм, к счастью, никто не получил.

Эксперты констатируют опасную тенденцию, когда оружие, предназначенное для самообороны, используется для нападения.

— Этот период, когда травматическое оружием продавалось свободно, привел к огромному количеству преступлений. Причем в 99,9% случаев мы имеем дело не с защитой от посягательств, а, напротив, с нападениями с использованием травматического оружия. В основном оружие, любое — «пневматику» или «травматику», покупают люди, запрограммированные на агрессию, и никакие справки не являются гарантией того, что человек не применит это оружие. Подчас и здоровый человек превращается в зверя, готового крушить все направо и налево, — считает Михайлов.

«Травматику» запретят?

В последние годы периодически всплывают разговоры о легализации огнестрельного оружия. Михайлов считает, что в России об этом не может быть и речи, более того, он считает, что нужно запретить «травматику».

— И мне говорят: «Как же так? В Штатах оружие есть у всех, а вы нам не доверяете?» Но в каждой стране свои традиции, и мы не обладаем ими, да и не нужно нам это. Нам нужно заставить работать правоохранительную систему, которая будет защищать права и свободы наших граждан. И на сегодня ставится вопрос о прекращении продаж травматического оружия, — говорит Александр Михайлов.

Предложение о запрете травматического оружия собираются вынести на обсуждение Госдумы, одновременно некоторые положения закона «Об оружии» предлагают легализовать — разрешить перерегистрировать «стволы» не через 5 лет, а через 10.

Возбуждено уголовное дело

Следственный комитет России по Татарстану возбудил уголовное дело по статье 111 части 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Если стрелявшего подростка суд признает виновным, ему грозит лишение свободы на срок до пятнадцати лет.

Дарья Турцева

Новости партнеров