Александр Сладковский попробовал себя в роли «реставратора»

В Казани начался фестиваль «Мирас»

Александр Сладковский попробовал себя в роли «реставратора»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Вчера в ГБКЗ им. С. Сайдашева начался фестиваль татарской музыки «Мирас», что означает «Наследие». Его инициировал год назад главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский. Вчерашний вечер был отдан сочинениям Назиба Жиганова — самой крупной фигуры в профессиональной татарской музыке.

«Все татарские композиторы связаны с Жигановым»

— Назиб Жиганов увековечил себя не только в композиторском наследии, но и во всех других ипостасях. Памятник Жиганову, он многогранный — это Союз композиторов Татарстана, оперный театр, консерватория, симфонический оркестр и его огромное творческое наследие. Я чувствую себя археологом, потому что занимаюсь «раскопками» того, что осталось от Жиганова как от композитора. Не претендуя на оригинальность, скажу, что наша задача сейчас — уйти вглубь творчества Жиганова-композитора. И благодаря этим изысканиям, в том числе и научным, возможно, произойдет и какое-то открытие, нам еще неведомое. И в этой ипостаси мне себя тоже очень приятно ощущать, — рассказывает Александр Сладковский.

Первое отделение концерта было отдано исполнению 9-й симфонии Жиганова. Его предварило выступление арт-директора «Мираса», доктора искусствоведения, профессора Казанской государственной консерватории Вадима Дулат-Алеева, который в своей обычной емкой и образной манере рассказал о художественных задачах фестиваля. Перед этим Дулат-Алеев зачитал приветствие слушателям и участникам «Мираса», которое было прислано президентом РТ Рустамом Миннихановым. В нем Жиганов справедливо назван «самой крупной фигурой в татарской музыке в XX веке».

Действительно, Жиганов оставил потомкам 17 симфоний, 8 опер, 3 балета, песни, романсы, хоровые произведения. И все это создавалось на фоне активной общественной деятельности.

Отметив, что Жиганов был самым плодотворным из татарских симфонистов, Дулат-Алеев заметил, что все татарстанские композиторы так или иначе связаны незримыми нитями с Назибом Гаязовичем. Что касается его 9-й симфонии, то профессор обратил внимание: публика в зале присутствует при ее первом исполнении в XXI веке. Фраза эта вспомнилась чуть позже, когда симфония уже отзвучала, и это было действительно звучание нового времени.

Эта симфония Жиганова, куда вплетены фольклорные мотивы, впервые была исполнена ГСО РТ в 1978 году, за дирижерским пультом стоял основатель оркестра Натан Рахлин, друг и сподвижник Назиба Жиганова. Александр Сладковский привнес в 9-ю симфонию свойственные его манере дирижирования нерв, экспрессию, яркость и выпуклость деталей.

Четыре части симфонии в трактовке Сладковского — это размышления зрелого человека о добре и зле, о своем месте в многогранном мире. Лирический герой симфонии — философ, но он не отгораживается от действительности, а живет в гуще жизни, любя этот сложный и многообразный мир.

«Есть аул вблизи Казани»

Второе отделение концерта — это сказочный мир татарских сказок, мифов, легенд, это копилка выразительного и вечно нового фольклора. Первое произведение, которое было исполнено во втором отделении концерта, — симфоническая поэма «Кырлай».

Кырлай — это не деревня, не «аул вблизи Казани», это действительно «чудный край», прав был Габдулла Тукай, так назвавший его. И сюжеты этого «чудного края» Назиб Жиганов отобразил в музыке — бежала Гульчечек от злой ведьмы, бросала зеркало и разливалось озеро. Су анасы своим заколдованным гребешком расчесывала волосы. Сражался Батыр с лесным духом Шурале. Шумели леса, журчала река, пел курай. Музыка словно возвращала нас в детство, когда, слушая эти сказки, мы воочию представляли и события, и героев.

После «Кырлая» настало время «Симфонических песен», в основе каждой лежит определенная народная мелодия. И опять мир фольклора завораживал. Кульминацией же стала шестая часть, которая называется «Родной язык». И здесь оркестр представил публике широкое и раздольное симфоническое полотно, «написанное» густыми, пастозными мазками. Если же проводить параллели с литературой, то это была яркая и отчаянная «публицистика».

Много раз слышанные мелодии заиграли новыми красками и звуками. Дирижер здесь был не археологом, а своего рода реставратором, который осторожно, боясь повредить, снимает слой за слоем, а под этими напластованиями времен вдруг вспыхивают чистые, первозданные краски.

«Мирас» продолжится еще двумя концертами. Публика услышит сочинения татарских композиторов, ставшие уже классическими, и произведения тех, кто олицетворяет сегодняшний композиторский цех.

1/29
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров