Электронная коммерция: современное веяние или новый уровень продаж
28 февраля в Казани состоится III Ежегодный бизнес-форум «Зачем бизнесу e-сommerce», организатором которого выступает интернет-газета «Реальное время». В рамках двух панельных сессий эксперты и участники обсудят развитие интернет-торговли в России и Татарстане, поднимут вопросы правового регулирования отрасли и логистики, а также на примерах успешных кейсов расскажут, как бизнесу выйти в интернет и не проиграть. В преддверии форума в очередном бизнес-задачнике предприниматели рассказали нам о том, почему развитие каналов электронной коммерции важно для любого бизнеса.
Важна ли бизнесу электронная коммерция? Привлекаете ли вы покупателей и клиентов в том числе и через интернет и каким способом пытаетесь заинтересовать? Отличаются ли покупатели, пришедшие к вам через интернет, от привычной офлайновой аудитории?
-
-
Михаил Махсон генеральный директор АО «Байкал Электроникс» (Москва)
-
Развитие каналов электронной коммерции важно для любого бизнеса, даже такого специфического, как, например, микроэлектроника. Наша компания в настоящий момент работает с сегментом B2B, срок принятия решений здесь гораздо более продолжительный, чем в сегменте потребительских товаров и услуг. Во всей России сейчас едва ли найдется больше нескольких тысяч человек, имеющих отношение к вопросам приобретения и использования микропроцессоров для промышленных целей. Если брать весь мир — то тут тоже речь не идет о миллионах человек. При этом аудитория наших клиентов сильно распределена географически — это и вся Россия, и страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. Именно здесь приходят на помощь каналы электронной коммерции — веб-сайт, контекстная реклама и продвижение на специализированных онлайн-ресурсах. Они позволяют нам минимизировать затраты на поддержание контакта с аудиторией и при этом естественным образом дополняют основные используемые нами ресурсы — прямые продажи, участие в отраслевых мероприятиях, партнерские программы с разработчиками и вузами.
-
-
-
Шай Грановский председатель совета директоров группы компаний «Живой кофе»
-
Нужна ли бизнесу электронная коммерция в 2017 году? Думаю, что ответ на данный вопрос очевиден. Все мы знаем истории успеха Amazon и Alibaba. Для «Живого кофе» интернет-продажи — это не единственный, но высокомаржинальный канал продаж. У нас есть свой интернет-магазин, где вы делаете заказ сегодня и получаете свежеобжаренный кофе уже завтра. Основная задача состоит в привлечении пользователей на наш сайт и удержании их: активная работа с ними, ведение клиентской базы, а значит, более тесное знакомство со своим потребителем, его вкусовыми предпочтениями, желаниями и запросами. Конкуренция в кофейной нише большая: как среди производителей, так и среди интернет-магазинов, которые кофе продают.
Публикации на сторонних площадках («Авито», «Яндекс.Маркет»), реклама в поисковой выдаче, реклама в социальных сетях — так мы ищем своего клиента в интернете. В социальных сетях мы регулярно проводим конкурсы, где разыгрываем кофемашины и наборы капсул. Для поддержания лояльности наших постоянных клиентов мы организовываем акции, где дарим скидки и подарки. Например, в ближайшее время готовим акцию, приуроченную к вручению «Оскара».
Для покупателей в оффлайне, для клиентов розничных магазинов «Живой кофе» мы тоже продумываем акции и скидки. Но аудитория здесь различается по предпочтениям. Если в интернете клиенты легко соглашаются попробовать новинки, открыты к экспериментам, любят сравнивать товары по характеристикам, ждут акций, то в розничных магазинах публика все-таки более консервативная. И в целом полагается либо на свое мнение, либо на рекомендации продавца. Если говорить о полке с «Живым кофе» в крупных сетевых магазинах, то здесь акцент, в первую очередь, делается на цену и на то, как упаковка выглядит на полке в окружении большого количества конкурентов.
-
-
-
Максим Савинков директор компании «СиСорт»
-
Сейчас даже мебель продается в интернете, не говоря уже об оборудовании или товарах широкого потребления. В нашем случае продажа осложняется тем, что для сравнения и выбора товара между представленными на рынке сепараторами нужно личное присутствие, проведение пробных сортировок и т. д. Хотя и здесь мы переходим на дистанционные методы работы, в частности, проводим для клиентов онлайн-трансляции сортировки их продуктов. Использование электронных средств связи, электронных площадок в буквальном смысле раздвигает границы общения. Теперь нет преград из-за географической удаленности клиентов от нас. Это колоссальная экономия транспортных расходов и, как результат, повышение эффективности.
Наша компания сталкивается с онлайн-работой на разных этапах. На этапе первичного информирования мы используем соцсети и YouTube-канал, интернет-издания. Для общения с заинтересовавшимися клиентами — онлайн-помощник на сайте и электронные площадки типа Alibaba, это позволяет мгновенно отвечать на возникшие вопросы покупателей. Далее — продажа, а потом сервис, который тоже осуществляется через интернет: техник «выходит» из своего офиса на работающий в любой части земного шара фотосепаратор и производит его диагностику, настройку.
Покупатели, пришедшие через интернет, конечно, отличаются, поскольку офлайн-покупателей объединяет общий фактор — они чаще всего не пользуются интернетом, возможно, не доверяя информации, размещенной там. Для таких клиентов важны общение тет-а-тет либо рекомендации знакомых. Клиенты же, пришедшие с онлайн-источников, более открыты и общительны.
-
-
-
Руслан Хабибрахманов директор агентства недвижимости «Флэт»
-
Результаты опросов, которые мы регулярно проводим среди наших клиентов, позволяют дать главный ответ на ваш вопрос — свой путь к сделке большая часть из них начинала в интернете.
Дело в том, что сделка с недвижимостью — вопрос серьезный, требующий подготовки и времени. С момента принятия решения, например, о продаже квартиры собственник самостоятельно проходит много этапов: собирает информацию о документах, оценивает рынок, размещает объявления и так далее. В какой-то момент, он понимает, сколько ему предстоит приложить усилий, и решает обратиться за помощью к профессионалам, поиск которых он чаще также осуществляет в сети.
Интернет давно уже стал неотъемлемой частью жизни каждого человека и позволяет находить ответы на многие вопросы быстрее, чем это происходило в век оффлайн технологий. А это значит, что онлайн-продвижение также должно являться неотъемлемой частью современной компании.
Ну а если говорить о тех, кто пришел к нам по онлайн-каналам, можно сказать, что их основным отличием является большая осведомленность о возможностях нашего агентства, так как прежде, чем позвонить или оставить заявку на работу с нами, они имеют возможность тщательно изучить сайт и услуги, отзывы о нашей работе.
-
-
-
Екатерина Сотскова директор туристического агентства «Глобал Вояж»
-
В большинстве своем весь рынок становится онлайн, особенно в нашей туристической области. Наличие хорошего сайта — теперь обязанность каждой компании.
Но мы также привлекаем клиентов из соцсетей, особенно сети «Инстаграм». Именно в Казани вовлеченность в эту сеть намного больше, чем в других городах России. В чем преимущество соцсетей перед сайтом? Клиент следит за компанией, видит всю «кухню», такой эффект «подглядывания» вызывает, несомненно, больше доверия. И если к нам обращаются из соцсетей, то мы становимся уже немножко друзьями.
Я вижу будущее нашей компании за онлайн-продажами, но также оставляю и оффлайн, ведь очень многие все еще не доверяют интернету, им нужны реальные люди и живое общение.
-
-
-
Азар Измайлов генеральный директор ООО «Чистое небо»
-
Все зависит от того, какой это сегмент бизнеса и какая услуга предоставляется. К примеру, для химчистки электронная коммерция особой ценности не имеет. На практике через электронную платформу подать заявку обычному человеку очень тяжело. Люди не разбираются в каких-то специфических характеристиках процесса чистки. Единственное удобство — можно оставить в интернете заявку на доставку или на вывоз одежды.
Что касается розничной торговли, тут совсем другая ситуация. Для нее электронная коммерция важна, так как при оформлении заказа не требуется выполнять какие-то особые условия. Люди просто приобретают товар, который стоит в интернете гораздо дешевле. Но тут сложности могут возникнуть у организаторов такой торговли. Например, человеку с наличием небольших инвестиций практически нереально создать интернет-магазин бытовой техники без склада. Он просто не сможет выдержать заявленные сроки поставки. Важен и ценовой фактор — у какого вендора ты приобретаешь товар.
Покупатели, которые приходят через интернет, абсолютно не отличаются от привычной оффлайн-аудитории: люди всегда ищут выгоду. Если цена выгодная, для людей не имеет значения, где покупать — в обычном магазине или в интернете. Тут важен фактор репутации продавца: если люди уверены в уровне сервиса компании, они готовы купить и в интернете.
Но потенциальный рынок интернет-потребителей в Казани невелик — мы проводили исследование, и выяснили, что через интернет готовы покупать не более 10% населения.
-
-
-
Артур Абдульзянов генеральный директор ПО «Зарница»
-
Все электронные ресурсы, которые сейчас существуют, и всевозможные гаджеты — это норма сегодняшнего дня, с которой нельзя не считаться. От бумажных носителей мы все чаще отказываемся в пользу электронных ресурсов. Все меньше становится бумажных каталогов. На недавней коллегии Минпромторга РТ я узнал, что даже на водку будет наноситься штрих-код, и ее можно будет заказывать по интернету. Это веление времени, под которое надо подстраиваться. Конечно, за электронной коммерцией будущее. Мы стараемся учитывать этот фактор. Быть в топе поисковых систем. Но и те формы, которые были раньше, не отомрут. Торговля, которая существовала в советское и постсоветское время, остается, хотя новая электронная форма и набирает обороты.
Что касается покупателей, я думаю, клиенты из интернета и традиционные ничем не отличаются. При выборе товара для человека важны всего три критерия — быстро, дешево и качественно.
-
-
-
Валерий Абсалямов директор АН «Валери»
-
Разделять клиентов не будем, это неправильно. Сейчас осталось мало тех, кто не пользуется интернетом. Конечно, сарафанное радио и старые клиенты — как работали, так и работают на привлечение клиентов. Это одна из важных составляющих. Но и электронная коммерция занимает значительную долю. Тут уж никуда не денешься. Это влияние времени. Мы распространяем информацию о себе в соцсетях, выкладываем на сайте. Все это работает.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.