«Нэфис» хочет отбиться от санации Татфондбанка в арбитраже?

Сразу два предприятия группы компаний подали иски в суд к кредитной организации

Сразу два предприятия ГК «Нэфис» подали иски в арбитраж с требованиями к Татфондбанку. До них на такие действия решались только представители малого и среднего бизнеса. Суть претензий стороны не раскрывают, равно как и то, почему не удалось договориться о разрешении проблем за столом переговоров. По данным источников «Реального времени», речь идет о крупных средствах, зависших на расчетных счетах. А как считают эксперты, далеко не все кредиторы банка готовы превратиться в его санаторов в случае принятия схемы спасения по принципу банка «Пересвет».

«Нэфис» пошел в арбитраж против Татфондбанка

Если раньше с исками на Татфондбанк в суд шел в основном малый и средний бизнес, то теперь в дело вступили его корпоративные клиенты. Причем в атаку на раненого кита татарстанского финансового рынка пошел один из флагманов республиканской промышленности — ГК «Нэфис». В понедельник, 13 февраля, стало известно, что еще 10 февраля в Арбитражный суд поступили сразу два гражданских иска от предприятий группы в отношении Татфондбанка. Один — от ПАО «Нэфис Косметикс», другой — от АО «Казанский МЭЗ» (100%-ная «дочка» ПАО «Нэфис косметикс»).

Сами исковые заявления пока не опубликованы, как и не указаны суммы требований. В Арбитражном суде РТ «Реальному времени» подтвердили, что иски приняты, но подробности требований пока не разглашаются. Татфондбанк комментировать ситуацию отказывается. Ответ от ГК «Нэфис» к моменту публикации получен не был.

В Арбитражный суд поступили сразу два гражданских иска от предприятий группы в отношении Татфондбанка. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Акционер-миноритарий и держатель депозитов

Особый интерес делу придает и то, что ПАО «Нэфис Косметикс» — КХК им. М.Вахитова входит в число акционеров банка. Правда, сейчас предприятие, согласно данным официального сайта «Татфонда», является миноритарием и владеет только 0,012% акций. Ранее акционером банка являлось и АО «Казанский МЭЗ». Компания приобрела 5,137% (номинальная стоимость — 647 млн руб.) акций Татфондбанка в июле 2015 года у АО «Земельная корпорация «Лидер». Однако уже в декабре 2015-го от них избавилась.

По информации источников «Реального времени», ГК «Нэфис» имела крупные остатки на расчетных счетах и депозиты. Стороны информацию официально не подтверждают и не опровергают. Возможно, иски связаны именно с этим. Те же источники уверяют, что все это время, с момента обвала банка, руководству «Татфонда» с крупными клиентами-держателями депозитов и остатков на расчетных счетах удавалось решать проблему на переговорах или оттягивать это решение до санации.

Кое-какие отголоски таких переговоров получают огласку. Так, в декабре прошлого года Виктор Дьячков, генеральный директор и совладелец (25,4%) АО «ICL — КПО ВС», стал акционером «Радиотехбанка», входящего в группу ТФБ. По одной из версий, сделка могла быть связана с прежними договоренностями ICL и ТФБ. По данным источников «Реального времени», структуры «ICL — КПО ВС» также имели большие средства на счетах в «Татфонде», которые могли «зависнуть» вместе с остальными.

Эксперты считают, что в целом «хоронить» вариант санации «Татфонда» пока не стоит, но такие резкие действия его крупных кредиторов говорят о том, что переговоры о судьбе банка идут тяжело. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Не пошел в санаторы?

Потенциально ГК «Нэфис» могла стать одним из санаторов Татфондбанка в случае процедуры по схеме bail-in, которую вот уже почти два месяца пророчат кредитной организации. То есть холдинг мог конвертировать свои «зависшие» средства или в акции, или в новые облигации ТФБ. Очевидно, что такой вариант «Нэфис» не устроил, и дело пошло на судебный уровень.

Эксперты считают, что в целом «хоронить» вариант санации «Татфонда» пока не стоит, но такие резкие действия его крупных кредиторов говорят о том, что переговоры о судьбе банка идут тяжело. Далеко не каждый из потенциальных кредиторов готов идти в санаторы.

«Пока мораторий сохраняется, и делать далеко идущие выводы не стоит. На политическом уровне идет перетягивание одеяла между федеральным центром и Татарстаном: кто должен заплатить за банкет», — рассуждает Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ. По его мнению, процедура санации по схеме bail-in по-прежнему возможна. «Это будет уже перетягивание каната между государством с участием Татарстана и прочими кредиторами. Кто оплатит музыку? В какой части заплатит государство, а в какой откажутся кредиторы от своих требований? Ситуацию с «Пересветом» можно проецировать на ситуацию с Татфондбанком: схема, которую реализуют в «Пересвете», может быть реализована и в Татфондбанке. Там мотивы близкие, если заменить «Русскую православную церковь» на «Татарстан».

Дмитрий Семягин

Новости партнеров