Адвокат «людоеда» Ибрагимова: «Теракт и массовое убийство на гомосексуальной почве — это разные полярности»

Как чтение группы MDK в соцсетях стало причиной появления скандального поста главы «Союза молодых лидеров инноваций» в «Инстаграме»

Адвокат «людоеда» Ибрагимова: «Теракт и массовое убийство на гомосексуальной почве — это разные полярности»
Фото: Олег Тихонов/Реальное время

Сегодня в суде прошло первое заседание по делу Рамиля Ибрагимова, которого с легкой руки Алексея Навального стали называть «людоедом». Экспрессивный пост бывшего телеведущего «Эфира» привел его на скамью подсудимых. Как рассказал «Реальному времени» его адвокат Александр Коган, он будет настаивать на том, чтобы статью обвинения переквалифицировали на более мягкую. Но если его осудят за оправдание терроризма, это будет прецедент в российской судебной практике, который также позволит сажать за репосты. Подробнее в репортаже «Реального времени» с заседания суда.

«Среди лиц, подлежащих вызову в суд, я нашел Барака Обаму...»

Сегодня в казанском гарнизонном военном суде было на удивление многолюдно — на первое судебное заседание по отношению к главе «Союза молодых лидеров инноваций» Рамилю Ибрагимову, которого за пост в «Инстаграме» после трагедии в Орландо обвиняют в публичном оправдании терроризма, пришли как множество журналистов, так и целая группа поддержки в лице матери и друзей бывшего телеведущего «Эфира».

Дело рассматривают три самарских судьи из Приволжского окружного военного суда. На данный момент Ибрагимову выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В зал суда он пришел в строгом классическом костюме, был сдержан и не общался с журналистами. Адвокатом подсудимого выступил Александр Коган, известный по другим громким в Казани делам. Так, он защищал интересы экс-председателя правления банка «БТА-Казань» Руслана Алимова, которого обвиняют в миллиардных денежных хищениях (на днях его приговорили к трем годам колонии-поселения, хищения суд счел недоказанными...).

Перед непосредственным рассмотрением дела юрист озвучил один немного неожиданный нюанс — как выяснилось, в качестве свидетеля по делу значится экс-президент США Барак Обама.

— Среди лиц, подлежащих вызову в суд, я нашел Барака Обаму, как бы это не звучало. Защита в моем лице снимает этого свидетеля, — обратился во время заседания Коган к суду.

Как после заседания пояснил адвокат, он не в курсе, кто подал подобное ходатайство. Юрист также заметил, что экс-президенту не направляли повестку в суд, так как не смогли определить его точное местоположение.

В итоге было принято решение начать рассмотрение дела с имеющимися свидетелями. А их всего было трое, двое из которых присутствовали в суде.

Дело рассматривают три самарских судьи из Приволжского окружного военного суда. Фото: Реальное время

Спор свелся к определению трагедии

Гособвинитель Руслан Губаев говорил о том, что пост был открыто опубликован в социальных сетях, а комплексная психолого-лингвистической судебная экспертиза вынесла решение, что в тексте комментария Ибрагимова действительно содержатся лингвистические и психологические признаки оправдания насильственных разрушительных действий, унижения человеческого достоинства по признаку сексуальной ориентации, и еще целый ряд заключений, из которых можно сделать вывод, что действительно имел место быть факт публичного оправдания терроризма. В свою очередь, трагедия в Орландо, по мнению гособвинения, является террористическим актом, о чем сообщалось в средствах массовой информации.

В свою очередь Александр Коган не согласился с тем фактом, что пост был опубликован для массового ознакомления и напомнил, что для его прочтения было необходимо подписаться на «Инстаграм», где и был размещен роковой комментарий по ситуации с гей-клубом. Отметил адвокат и то, что нет ни одного документа, в котором бы говорилось о том, что в Орландо был совершен теракт. Он попросил «Казанский репортер» провести мониторинг сообщений после происшествия, который показал, что, как в телеграмме с соболезнованиями от Владимира Путина, так и в аналогичном письме Дмитрия Медведева от имени правительства РФ не фигурирует термин «теракт», но указывается «вооруженное нападение». Данный мониторинг с другими примерами был приобщен к делу.

Гособвинитель Руслан Губаев говорил о том, что пост был открыто опубликован в социальных сетях. Фото: Реальное время

«Медвежья услуга» ценою в уголовный срок

Когда наступила очередь свидетелей, первым перед судом предстал Денис Шелестов, с которым Ибрагимов познакомился на проекте «Дай пять!», где с мая обучал школьников программированию и предпринимательству. Сам восемнадцатилетний свидетель только в прошлом году окончил школу, немного стеснялся перед судом, но на вопросы отвечал как можно подробнее. Именно он в день массового убийства в Орландо 12 июня смотрел с подсудимым и его подругой Алией Шиахметовой футбол, и именно он прочитал ему первые новости о случившейся трагедии.

По его словам, он сидел за ноутбуком и в 9 часов вечера прочитал в сообществе MDK «ВКонтакте» о том, что «некий афганский парень расстрелял в гей-клубе 50 геев и 53 ранил».

— Рамиль с моей озвучки услышал эту новость, что-то написал в телефоне и бросил его в сторону. Спустя некоторое время я натолкнулся на его пост на фотографии в «Инстаграме» и заметил комментарии: люди писали, что Рамиль оправдывает убийства, — рассказал молодой человек.

Как объяснил ему сам Ибрагимов, он сделал этот пост, потому что просто «не приемлет гомосексуализм». Увидев комментарии, по его словам, подсудимый очень расстроился и удалил пост.

Выслушав сбивчивый рассказ свидетеля, гособвинитель попросил его вспомнить, что содержалось в сообщении экс-ведущего «Эфира». Молодой человек сначала уточнил: «Вы спрашиваете, что он написал в посте? Там как бы мат есть», но потом после ряда уточняющих вопросов все-таки пересказал пост, сделав вывод, что его смысл сводился к тому, что Ибрагимов не приемлет геев.

По словам свидетелей, Ибрагимов объяснил этот пост тем, что просто «не приемлет гомосексуализм». Фото: Реальное время

На этом вопросы не закончились, и гособвинитель продолжил уточнять: открыт ли был аккаунт, кто мог увидеть этот пост, как много было подписчиков? Как оказалось, на момент публикации страница действительно была открыта, но подписчиков у Ибрагимова на ней было немного. Уже Александру Когану удалось выяснить у молодого человека, что, по сути, пост, наделавший столько шума, провисел не более 40 минут, после чего люди оказали «медвежью услугу» и активно начали «расшаривать» по сети.

Пост не о людях, а о животных?

Следующим свидетелем стал редактор издания Kazanfirst Ян Гордеев. Ему в тот роковой вечер позвонил один из сотрудников издания и рассказал о существовании подобного поста и, решив, что Ибрагимов является достаточно публичной фигурой, он дал «добро» на публикацию новости. Но в итоге новость вышла не сразу — Гордееву показалось, что аккаунт подсудимого кто-то взломал и написал сообщение от его лица, и он перезвонил ему, что бы перепроверить. Ибрагимов авторство поста подтвердил, но сказал, что «писал не про людей. Он сказал, что писал о животных», — при этих словах у Рамиля Ибрагимова невольно отобразилось на лице недопонимание и удивление.

О том, что стрельба в Орландо была признана террористическим актом, по словам Гордеева, он прочитал утром в федеральном СМИ. Защиту слова свидетеля не устроили, и она подала ходатайство об оглашении показаний свидетеля в связи с противоречиями в его словах. По словам Когана, в задокументированном опросе свидетеля вообще нет информации о том, что он откуда-то узнал, что это был теракт. Гособвинитель ходатайство не поддержал, в отличие от Ибрагимова, который аргументировал свое решение тем, что помнит тот разговор и он ближе к ранее данным показаниям. Суд ходатайство принял.

Показания третьего свидетеля, Алии Шиахметовой, в зале суда зачитали, так как лично присутствовать на рассмотрении дела она не смогла. Ее показания соответствовали тому, о чем говорил Денис Шелестов, — смотрели в квартире футбол, Ибрагимов услышал новость о происшествии в Орландо и написал пост. По словам девушки, о том, что это террористический акт, они не знали, и всегда с чувством сожаления воспринимали подобные новости.

«Мы, получается, хотим оказаться святее Папы Римского»

В перерыве заседания Александр Коган обсудил сложившуюся ситуацию с журналистами.

— Моя позиция неизменна, потому что террористический акт и массовое убийство на гомосексуальной почве, например, это совершенно две разных полярности. Я еще раз говорю, что наше правительство, президент нашей страны, даже Папа Римский — и то не признал это террористическим актом в актах соболезнования. А мы, получается, хотим оказаться святее Папы Римского.

Отвечая на вопрос «Реального времени», Коган заявил, что рассмотрение подобного дела — это прецедент и по такой логике нужно привлекать к уголовной ответственности также всех тех, кто репостнул сообщение Ибрагимова.

— Помните, женщину посадили? Осудили ведь! Так это из этой же серии. Сейчас всех, кто перепостил посты, — нужно привлекать. Это сколько уголовных дел сейчас будет в России! Даже тех, кто не одобрил, — они ведь текст показали. Вы представляете, что это опаснейший прецедент?

Коган заявил, что рассмотрение подобного дела — это прецедент и по такой логике нужно привлекать к уголовной ответственности также всех тех, кто репостнул сообщение Ибрагимова. Фото: Реальное время

Коган пояснил нашему изданию, что защита будет строиться на том факте, что стрельба в Орландо не была признана террористическим актом. И, соответственно, судить нужно не за оправдание терроризма (205.2 УК РФ), а за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (282 УК РФ). В первом случае подсудимому грозит до 5 лет лишения свободы.

— Конечно, это цинично, и я вам сразу могу сказать, что не поддерживаю такого рода заявления. Человек есть человек, и убийство и в Африке убийство. Но существует другая статья по этому поводу — 282, разжигание в социальной группе. Гомосексуалисты здесь идут с большой натяжкой, но эксперты говорят, что они являются социальной группой. С этим я могу согласиться.

После 15 минут ожидания заседание продолжилось. Александр Коган привел приобщенные к делу примеры того, что вооруженное нападение в Орландо не является терактом, и напомнил, что убийца, по данным его бывшего любовника, сам был гомосексуалистом, его видели в том самом клубе, и недавно он узнал, что заболел ВИЧ. Таким образом, причиной трагедии могла быть обыкновенная месть. На этом на сегодня рассмотрение дела закончилось. Сами прения было решено перенести на 31 января.

Мария Горожанинова, фото Олега Тихонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ТехнологииМедиа

Новости партнеров