Средневековые бои в Болгаре, фото ветеранов в Кремле и крапивный суп в Свияжске

В преддверии открытия туристического сезона, которое состоится уже 1 мая, руководители музейных комплексов Татарстана настроены позитивно: из-за кризиса приобрел небывалую актуальность внутренний туризм, люди стали интересоваться местными достопримечательностями, принося дивиденды в татарстанский бюджет. Какие программы для гостей республики приготовили ключевые музеи, выясняла корреспондент «Реального времени».

Портреты татарстанских ветеранов: сейчас и в молодости, в 1941 году

Тема Победы станет, разумеется, главной в предстоящие майские праздники для Казанского кремля. Об этом накануне в ходе брифинга в Кабмине заявила Зиля Валеева, директор государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника «Казанский кремль». Ей будут посвящены три проекта.

— 8 мая откроется выставка «Дети и война», в которой представлено 4 раздела: дети тыла, дети-воины, дети концлагерей и блокады, — рассказала она. — Выставка создана совместно с московским Центральным музеем Великой Отечественной войны. Также ее дополнили материалы нашего Национального музея, музея Лаишевского края и Суворовского училища.

С этим проектом связан и другой — «Кремлевская весна победы», который пройдет 10 мая. Там молодежные и детские коллективы исполнят песни военных лет.

Кроме того, 30 апреля в «Манеже» откроется выставка «70 портретов Великой Победы». «В экспозицию войдут фотографии героев Великой Отечественной войны, — рассказала Валеева. — В рамках проекта его автор Фарит Губаев за три месяца побывал во всех 45 районах Татарстана, включая Казань».

Примечательно, что планировалось сделать только 70 портретов ветеранов, но в итоге фотохудожник сделал 150. Более того, отдельной темой станет часть экспозиции, посвященная молодости ветеранов, — Губаеву удалось представить уникальные снимки из семейных архивов героев выставки. Так, посетителю будут параллельно представлены портреты ветеранов с их фотографиями молодости, люди смогут увидеть, какими они были, когда уходили на войну, пояснила директор Казанского кремля.

Регионы завлекают крапивным супом и реконструкцией средневековых боев

Большой спектр новых проектов и мероприятий представили Болгар, Елабуга и Свияжск. Последний, по словам его директора Артема Силкина, намерен удивить посетителей гастрономическим фестивалем, который пройдет в Свияжске 23-24 мая. «В этом году гастрономической темой для нас станет суп из крапивы, который можно будет попробовать в каждом ресторане и кафе Свияжска», — пояснил он.

На первомайские праздники будут представлены новые экспозиции: зимой было открыто два новых комплекса, посвященных периоду гражданской и Первой мировой войны, а также советского Свияжска, продолжил он, отметив, что также 30 мая пройдет традиционный фестиваль классической музыки.

Гульзада Руденко, директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, пригласила всех на экскурсию в новый музей — Музей памяти, посвященный «роли маленького города в большой войне». Также она посетовала, что, несмотря на увеличение турпотока, большинство посетителей музея-заповедника — из Московской области, а не из Татарстана (их всего около 20%).

Что касается Болгарского музея-заповедника, то он привлечет на 1 мая туристов новой театрализованной программой «Город дивный, город славный», рассказала Лилия Сафина, замдиректора Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Также на интерактивной площадке будет представлена историческая реконструкция средневековых боев, в которых смогут принять участие и сами посетители. Кроме того, в этом году у туристов появится возможность совершать по Болгару велопрогулки — велосипеды можно будет взять напрокат.

«Кризис повернулся к нам приятной стороной»

При этом участники брифинга признали, что кризис благоприятно сказался на развитии внутреннего туризма, а следовательно, и на посещении туристами музеев-заповедников.

— Кризис, которого мы боялись, повернулся к нам приятной стороной, — отметила Сафина. — Внутренний туризм стал актуален, и люди осознали, что нужно сначала посмотреть то, что рядом, а потом ехать дальше. Мы надеемся, что в этом году нас посетят более 300 тыс. человек.

Так, в бюджет Елабуги, где турист в среднем оставляет около тысячи рублей, в 2014 году посетители принесли как минимум 250 млн рублей, отметила Руденко. «Если мы выработаем алгоритм подсчета, то эта цифра будет намного больше, — считает она. — Многие приезжают к нам еще и на Спасскую ярмарку, где опустошают свои кошельки».

«В Болгаре турист оставляет в среднем 1 200 рублей, включая экскурсию, покупку сувениров и питание. В прошлом году мы приняли 285 тыс. человек, и по итогам четырех месяцев этого года у нас туристов практически в два раза больше», — рассказала Сафина. Прогнозировать количество посетителей в этом году спикер не осмелилась.

Самым дорогим, учитывая всю палитру предоставляемых услуг и экскурсий, стал Свияжск. По словам Аллы Елисеевой, начальника отдела по туризму ГБУК РТ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск», там посетитель тратит около 1 700-1 800 рублей. При этом ежегодно количество туристов увеличивается в 2 раза: в 2012 году — 62 тыс. посетителей, в 2013 году — 108 тыс., в 2014 году — 181 тыс. «В этом году их будет еще больше, единственное — была бы у нас возможность всех разместить», — говорит она корреспонденту «Реального времени».

Зиля Валеева: «Мы отчитываемся за проданные билеты, зарабатываем за счет различных предприятий инфраструктуры, и их очень много (теперь у нас есть постоянная ярмарка сувениров для туристов)»


Продвижение бренда Татарстана сулит большие дивиденды

Как известно, Казанский кремль ведет более точный подсчет поступающих доходов: у них установлена электронная система учета. «Мы отчитываемся за проданные билеты, зарабатываем за счет различных предприятий инфраструктуры, и их очень много (теперь у нас есть постоянная ярмарка сувениров для туристов)», — поясняет Валеева.

Также Валеева привела интересный факт: «Присутствие Эрмитажа в Петербурге приносит городу 3 млрд рублей, а это сумма, сопоставимая со многими производственными предприятиями», отметив также эту перспективу по отношению к Татарстану.

— Почему мы радуемся, что идет такое продвижение бренда культурного наследия Татарстана? Потому что это в конечном итоге может обернуться значительными суммами, — подчеркнула она.

Что касается билетов в казанские музеи и, в частности, в Кремль, то они стоят от 50 рублей для школьников и пенсионеров до 300 рублей — за мастер-классы, отметила Валеева, подчеркнув, что 21 день в году музеи Казанского кремля можно посетить бесплатно. По ее словам, за один «бесплатный» день Кремль посещает до 23 тыс. человек.

Фото: pulsenews.ru, allfrans.ru, evening-kazan.ru, kazantravel.ru, kazved.ru

Алиса Разумовская

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Валеева Зиля Рахимьяновна

Новости партнеров