Ильдар Гильмутдинов: «Нет у нас еще законопроекта о российской нации»

Как на Гайдаровском форуме депутат от Татарстана отчитался о несуществующем законе, экс-министр иронизировал над Уфой, а священнослужители остерегали от «религиозного терроризма»

Второй день Гайдаровского форума закончился экспертной дискуссией, которая меньше всего затрагивала вопросы экономики, но тесно связана с политикой, — «Религиозное и этнокультурное разнообразие». На одной площадке собрались политологи, этнологи, социологи, государственные деятели, представители различных конфессий и даже бизнесмены. На экспертной встрече присутствовал и корреспондент «Реального времени».

Законопроекта еще нет

Межнациональные и межконфессиональные отношения довольно часто находятся в центре внимания СМИ в связи с происходящими в мире процессами: военными конфликтами, миграцией населения, отдельными заявлениями некоторых политиков. А в таком государстве, как Россия, такой вопрос не сходит с повестки практически никогда. Поэтому неспроста на Гайдаровском форуме — 2017 была организована экспертная дискуссия «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость, безопасность».

Напомним, в конце прошлого года в стране вновь подняли эти темы, когда президент России Владимир Путин распорядился разработать закон о российской нации. Высказывались различные, диаметрально противоположные предположения, что это будет за закон. У некоторых это президентское поручение вызвало иронию, скепсис и даже неприятие, других же воодушевило и подарило надежду.

Между тем председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, выступая на форуме, сообщил, что он каждый день получает десятки писем, связанных с этим законом. Некоторые уже просят ознакомить с его содержанием.

— Хочу официально заявить: никакой комитет еще не приступил к нему. Нет у нас еще законопроекта, — подчеркнул депутат, избранный в нижнюю палату парламента от Татарстана.

Он зачитал поручение президента, в котором сказано, что президиум Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ должен «представить предложения о подготовке проекта нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонациональной Российской Федерации (российской нации)».

— Президент понимает, что это очень тонкая тема, — продолжил парламентарий. — Здесь нужно все сверить. Поэтому и создана рабочая группа, в которую входят ученые, практики, общественники, специалисты, сейчас туда подключаются и регионы. Только через тщательное обсуждение, многочисленное количество площадок появится нормативно-правовой документ, о котором говорим.

Гильмутдинов попросил «не раскачивать ситуацию». По его словам, президент в условиях многонациональной и поликонфессиональной страны ищет возможности вместе двигаться вперед — объединяющие факторы.

«Раскачивающим» примером депутат назвал установку памятников людям, которые жили десятки, сотни и тысячу лет назад. Вероятно, он намекнул на памятники Сталину, Екатерине II, Ивану Грозному и князю Владимиру, которые уже установлены или будут воздвигнуты в городах России. Ставить памятники, по его словам, уместно героям войны, труженикам и другим людям, которые не вызовут противоречия в обществе.

— Никаких закрытых тем в национальных вопросах не должно быть. Если у нас что-то болит, мы должны сказать об этом. Если мы закроем рот, у нас появятся проблемы, — резюмировал он, обратившись к присутствующим экспертам с предложением взаимодействовать с ним и делиться идеями.

Важным шагом, который произошел за последние десятилетия, академик назвал формирование и утверждение общероссийской идентичности, понятий «мы россияне», «российский народ» — наряду с возвращением религиозных институтов. realnoevremya.ru/Тимура Рахматуллина

Башкирия — не Техас, Россия — не США

В свою очередь руководитель Центра по изучению экстремизма и ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин предпочел говорить именно о «культурном разнообразии», а не о «национальной политике». Такой подход, по его словам, будет более продуктивным.

— В стратегии государственной национальной политики есть также понятие «гражданская нация», сказал Паин. — Даже у экспертов нет ясного понимания, что это такое. Во всяком случае, существует огромное разнообразие представлений об этом.

— Сейчас я тебе объясню, — прервал его присутствующий на дискуссии Валерий Тишков — научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, зампредседателя президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям.

Тишков одобрил понятия «этнорелигиозное» и «культурное» разнообразие. Такое разнообразие, по мнению этносоциолога, должно проистекать не только через «дружбу народов», но и через «дружный народ», поскольку «дружба народов» обозначает, что сегодня люди дружат, а завтра раздружатся.

— У нас это доходило до абсурда. Приезжает президент в одну из республик нашей страны, и там его встречают лозунгами «Башкортостан и Россия — навеки вместе». Точно так же, как если бы где-нибудь встречали американского президента, а там: «Техас и Америка — навеки вместе», — поиронизировал он.

Важным шагом, который произошел за последние десятилетия, академик назвал формирование и утверждение общероссийской идентичности, понятий «мы россияне», «российский народ» — наряду с возвращением религиозных институтов.

Тишков, вспоминая, когда он работал в правительстве Егора Гайдара на посту министра по делам национальностей, сообщил, что предлагал в преамбуле Конституции России писать «Мы многонародная нация», а не «многонациональный народ», чтобы подчеркнуть национальную суть нашей страны.

— Речь идет о множественной, не исключающей друг друга идентичности: «Не русский я, но россиянин», — процитировал он известную фразу башкирского классика Мустая Карима. — Поэтому все это зафиксировано президентом в межнациональных отношениях. Да, есть оппозиция, есть критики — те, кто стоят на этнонациональной трактовке нации.

Рушан Аббясов: «Недавно президент нашей страны обратил внимание, чтобы слово «террор» не употреблялось с «исламским». Тысячелетняя история добрососедских отношений помогает это перебороть». Фото gdb.rferl.org

Слово пастырям

Пришедшие на встречу религиозные деятели сделали акцент на конфессиональной составляющей обсуждения. Митрополит Волоколамский Иларион, возглавляющий отдел внешних церковных связей РПЦ, рассказал, что с 1988 года число православных приходов в России выросло с 10 тысяч до 36 тысяч, т.е. в стране каждый день открывается по 2—3 храма. И этот темп, по его словам, не сбавляется. Причем подобные процессы происходят и в других конфессиях.

При этом любая религия осуждает терроризм. По мнению клирика, не бывает «религиозного терроризма» или «терроризма на религиозной почве». В этом с ним согласился заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

— Хорошо, если бы в средствах массовой информации не употреблялись слова «исламский экстремизм», «исламский терроризм» или «исламский радикализм», — развил тему Рушан хазрат. — Недавно президент нашей страны обратил внимание, чтобы слово «террор» не употреблялось с «исламский». Тысячелетняя история добрососедских отношений помогает это перебороть.

Также он напомнил, что летом 2015 года в Болгаре (Татарстан) главы крупнейших муфтиятов страны подписали «Социальную доктрину российских мусульман», в которой разъяснены термины «джихад», «шахид» и другие.

Как отметил протоиерей Всеволод Чаплин, понятия «нация» и «народ» зачастую касаются власти. Общегражданская идентичность покрывает идентичности этническую и религиозную. Для каждого человека его национальная или религиозная идентичность является главной. И отделение политики от религии, по мнению нашего колумниста, невозможно, подобная концепция провалилась. Поэтому государственным деятелям нельзя игнорировать религиозный и этнический факторы.

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров