Победа Шаймиева: главы четырех крупнейших муфтиатов подписали в Болгаре доктрину российских мусульман
«Изге Болгар жыены» подарил России памятку по традиционному исламу, а священный город взамен получил волос пророка, подаренный турецким султаном в 1905 году
«Социальная доктрина российских мусульман», которую разрабатывали полтора года, была подписана накануне в Болгаре в ходе ежегодного праздника «Изге Болгар жыены». 40-страничный документ дает определение традиционному исламу, определяет отношение к различным сторонам жизни. Во время праздника духовные лидеры много говорили о единстве и бережном отношении к традициям, сам факт подписания доктрины представителями четырех крупнейших религиозных организаций был назван историческим. В подтверждение значимости события в Белую мечеть Болгара была передана реликвия — волос пророка Мухаммеда.
Теперь доктрина есть и у муфтиев
Традиционное «Изге Болгар жыены» (собрание в священном Болгаре, посвященное принятию ислама Волжской Булгарией в 922 году) в этом году собрало не только тысячи паломников, но и большую часть мусульманского духовенства России, а также немало представителей зарубежных стран.
Пожалуй, главное событие произошло в 9 утра в Белой мечети. Здесь руководители крупнейших российских муфтиатов — председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат хазрат Таджутдин, председатель совета муфтиев России Равиль хазарт Гайнутдин, председатель координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил хаджи Бердиев, а также председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин — подписали «Социальную доктрину российских мусульман».
Событие, по сути, небывалое, — лидеров четырех крупнейших объединений мусульман не только удалось собрать за одним столом (единственное исключение они делали ранее только для Владимира Владимировича), но и им удалось подписать стратегический идеологический документ. К тому же, это удалось сделать в Татарстане, что невольно стало неким признанием особой роли нашей республики для российской уммы. Понятно, что преуспеть в этом деле мог только политик уровня первого президента РТ. Что интересно, еще недавно активно ходил слух, что Шаймиева предложат на пост главного муфтия России. С таким предложением даже выступил Талгат Таджутдин еще в 2012 году. Но вчерашние события показали, что Минтимер Шарипович, не облачаясь в чапан муфтия, может помочь им найти общий язык.
Часом позже, выступая перед паломниками и гостями Болгара, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев отметил, что этот день войдет в историю. Врио президента РТ Рустам Минниханов, приветствуя гостей, также отметил важность события.
— 930 человек приняли участие в форуме татарских религиозных деятелей, обсуждали, как вперед идти исламу, поставили подпись под стратегией, которая определит, как будет развиваться ислам, — заявил Минниханов.
Али (Вячеслав) Полосин о доктрине: «Это в своем роде справка, но справка ответственная, с богословскими доказательствами, со ссылками на Коран и Сунну, где дано все, что есть в исламе позитивного по отношению к обществу и государству. Там ничего нового в вероучительном плане нет, никаких новых запретов или обязанностей»
«Мы описали традиционный ислам»
Отметим, что документ под названием «Социальная доктрина российских мусульман» разрабатывается с осени 2013 года, когда на встрече с лидерами крупнейших религиозных организаций президент России Владимир Путин заявил о необходимости в противовес идеологии радикалов внедрять новую социализацию ислама. В декабре 2013 года была создана рабочая группа, которую возглавил известный богослов и бывший священник Али (Вячеслав) Полосин. Доктрина пока не опубликована, однако «Реальному времени» удалось поговорить с ее создателем и выяснить некоторые детали.
— Доктрина — это фактически определение того, что такое традиционный ислам светским языком, понятным для всего общества, — поделился с «Реальным временем» Полосин: — И мусульманам понятный, и немусульманам тоже. Потому что термин «традиционный ислам» используется, а что это такое, люди не знают. А здесь нужно четко отграничиться тем, кто действительно принадлежит к традиционному исламу, от тех, кто его извращает и впадает в различные сектантские заблуждения, ереси, в том числе радикальные и экстремистско-террористические. Это в своем роде справка, но справка ответственная, с богословскими доказательствами, со ссылками на Коран и Сунну, где дано все, что есть в исламе позитивного по отношению к обществу и государству. Там ничего нового в вероучительном плане нет, никаких новых запретов или обязанностей. Это констатация того, что есть, понятным языком, чтобы развеять различные мифы вокруг ислама, с определенным акцентом на дискуссионные термины — более детальное разъяснение что такое джихад, в каких случаях возможен такфир (обвинение в неверии).
На подготовку доктрины ушло полтора года, в обсуждении приняло участие большое количество религиозных деятелей. «Это коллегиальный документ, и поправки были — нужно было учесть весь спектр мнений, и чтобы с богословской точки зрения было правильно и в то же время корректно с социально-политической», — рассказал Полосин.
Кавказ подумал-подумал и подписал
Несмотря на то, что в выступлениях документ приветствовался всеми духовными лидерами, история его создания не была безоблачной. «Я знаю, что не так просто это было, — рассказал «Реальному времени» вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов. — До последнего не было известно, будут ли подписывать кавказские муфтии, но все же они приехали. Предполагалось, что пока без них будет подписание, остальные будут присоединяться».
Важность того, что документ подписали не только лидеры двух центральных духовных управлений, но и председатель координационного совета мусульман Северного Кавказа, в беседе с «Реальным временем» отметил и руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев:
— Социальная доктрина интересна тем, что она подписана в том числе и с участием представителей Северного Кавказа — она фактически распространяется на территорию всей Российской Федерации.
Учитывая, что кавказские духовные лидеры находятся на передовой борьбы с религиозным экстремизмом, действительно трудно переоценить их роль в формировании положительного образа ислама. Выступая перед паломниками, Исмаил хаджи Бердиев (подписал доктрину от имени Северного Кавказа) отметил, что муфтии Северного Кавказа все здесь:
— Для чего мы вместе собрались? Сегодня исторический день, мы вместе собрались, чтобы подписать вот эту декларацию — как мы должны жить. В Коране все сказано, пророк еще 1 400 лет назад нам разъяснил, но такой документ нам необходим — на понятном языке, чтобы мы все знали. Вы же помните, были времена, когда друг друга начинали обвинять «Ты неправильно делаешь, зикр (особое поминание Аллаха) не надо читать», были такие времена, сейчас, хвала Аллаху, все это позади.
Встали и ушли… на обряды
Однако далеко еще не все противоречия разрешены: непростые отношения между ДУМ РФ и Центральным духовным управлением РФ нашли отражение и в ходе праздника. Прямо во время выступления председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина часть паломников встала и покинула поляну — впрочем, корреспондента «Реального времени» заверили, что люди просто ушли для совершения религиозного обряда. Рафаэль Хакимов отметил, что подобные трения неизбежны, однако это не стоит внимания: «Всякие партийные течения есть, будут, без этого не бывает. Я на это смотрю спокойно, это вопрос трендов, куда основное течение идет — это главное». Тренд, по мнению главы Института истории АН РТ, — на сохранение идентичности и традиционных ценностей и объединение религиозных организаций в рамках общих подходов.
Подарок из Уфы переехал в Болгар
Особо символичным в контексте происходящих событий выглядел и дар Талгата хазрата Таджуддина Белой мечети — волос пророка Мухаммеда. Шкатулку с реликвией поцеловали все находившиеся на сцене высокие гости, включая Минниханова, после чего она была передана муфтию Татарстана. Слова восхваления Пророку при этом прочитал его правнук в 42-м поколении Абдурразак Абдурахман Саади.
— 110 лет этот волос пророка хранился в Уфе. Его в 1905 году подарил российскими мусульманам султан Османской империи Абдулхамит, когда в Стамбуле был муфтий Мухаммадьяр Султан.Он был удивлен, как российские мусульмане держатся ислама и подарил этот волос, — рассказал Талгат хазрат Таджуддин. Реликвия будет храниться в Белой мечети Болгара.
Все подписания будут в Болгаре
Пока «Социальная доктрина» подписана четырьмя муфтиями, но ожидается, что к документу постепенно будут присоединяться остальные религиозные организации мусульман страны. При этом особая роль в этом процессе отводится Болгару, рассказал «Реальному времени» Александр Терентьев:
— Ислам был принят здесь, он отсюда пошел. В доктрине прописано, что ислам распространился на территорию России в VII веке и начался процесс с Дербента, а в Булгаре в 922 году уже на государственном уровне был принят. То есть это священные места. Поэтому подписания будут здесь, и в будущем те, кто захочет присоединиться, будут приезжать сюда подписывать — здесь один экземпляр всегда будет находиться. Я думаю, присоединение будет продолжаться — у нас единой мусульманской организации нет, подписались главные, а остальные, которые считают, что это соотносится с их установками, тоже будут участвовать в этом, — рассказал «Реальному времени» Терентьев.
В Болгаре будет исламская академия
Однако усиление роли Болгара (и Татарстана) в вопросах унификации подходов к религиозной деятельности не ограничивается одним лишь подписанием «Социальной доктрины». Следующим шагом в рамках этой стратегии (противостояния религиозному экстремизму, внешнему влиянию и одновременного усиления объединения уммы) должно стать создание Булгарской исламской академии. Как писало «Реальное время», идея была одобрена Владимиром Путиным. В ходе «Изге Болгар жыены» тема создания академии также не раз была затронута выступающими — именно здесь планируется создать «кузницу кадров» для традиционного ислама. Получение духовного образования за рубежом специалистами оценивается как один из главных факторов проникновения в страну радикальных течений ислама, поэтому стране требуется собственный образовательный центр.
Базовыми элементами будущей академии должны стать Булгарский совет улемов, научно-образовательный центр, исламская библиотека, экспертный совет, центр изучения татарского богословского наследия. Первоначально для проведения курсов будет использоваться здание комплекса «Белая мечеть». Как ранее сообщало «Реальное время», первые курсы могут начаться уже в сентябре этого года. Исламская академия планируется как образовательный комплекс общероссийского и международного значения.
«Это историческое событие, когда сильнейшие муфтии сели и вместе заключили соглашение»
Корреспондент «Реального времени» побеседовал с некоторыми участниками торжеств.
Рустам хазрат Хайруллин — заместитель муфтия ДУМ РТ:
— Это историческое событие, когда сильнейшие муфтии сели и вместе заключили соглашение о социальной доктрине, о молодежи, о благотворительности, об образовании. Это впервые в истории Российской Федерации. И пусть действительно оно будет благим в такой святой день для нас. Там все наши жизненные постулаты: и молодежь, и социальная работа, и образование, — она всеобъемлющая.
Рафаэль Хакимов — вице-президент АН РТ:
— Разговор давно шел собрать всех муфтиев в единое целое, поскольку их появилось такое огромное количество — даже в отдельных областях по 5-6. Нужно остановить этот процесс. И поскольку есть угрозы и внешние (радикализации, терроризма), очень важно, чтобы мусульмане имели общую платформу в этих вопросах. Перед лицом внешних угроз сохранение идентичности, особые условия России (это светское государство, и православных много). В этих условиях объединение реально, и потом заинтересована власть. Муфтии и власть всегда шли рука об руку, так что это вполне реально.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.