«Если бы журналисты превентивно подняли бы — грядет негативная ситуация в Татфондбанке, цены бы вам не было!»

Фарид Мухаметшин считает, что доходы между федеральным центром и республикой нужно распределять в пропорции «50 на 50»

На встрече с представителями федеральных и республиканских СМИ по случаю Дня российской печати глава татарстанского парламента Фарид Мухаметшин не удержался и вслед за президентом РТ решительно раскритиковал антикризисную модель межбюджетных отношений с регионами-донорами, самих журналистов неожиданно благословил на смелые экономические прогнозы. «Если бы тогда превентивно написали: «Грядет негативная ситуация в Татфондбанке!», то цены бы вам не было!», — запальчиво провозгласил он под недоверчивый гул журналистов.

В День российской печати глава татарстанского парламента собрал большую аудиторию руководителей федеральных и республиканских изданий для диалога о том, как меняются взаимоотношения прессы, властей и общества.

Рейтинги, тиражи… И для вас, и для нас, властей, это ново

«Я не из тех, кто критически относится и охаивает все, что было вчера и во времена КПСС, хотя некоторые критически относящиеся издания говорят, что тогда журналистов зажимали, были жесткий контроль и цензура. Наверное, это и было, но к нашим журналистам это относится в меньшей степени», — заявил он в самом начале встречи.

Но если прежде издания принадлежали исключительно органам власти и поэтому им приходилось выдерживать сильное давление властей, то теперь палитра СМИ стала многообразнее и им всерьез приходится конкурировать за влияние и читательскую аудиторию. «Рейтинги, тиражи… И для вас, и для нас, властей, это ново, — признался Фарид Мухаметшин. — Мы тоже за этим следим и смотрим, чтобы наша информация доходила [в достоверном виде — авт.]».

Татмедиа удерживает интерес к печатной прессе

Спикер татарстанского парламента считает, что расцвет электронных СМИ изменил ландшафт татарстанской журналистики. И хотя печатные СМИ все больше уступают по скорости передачи информации интернет-изданиям, глава парламента считает, что все-таки электронные издания не смогут заполнить полностью медийное пространство республики. «Я не знаю, чем это [конкуренция между электронными и печатными СМИ] кончится: все «уйдут» в интернет или все-таки нет, — рассуждал Фарид Хайруллович. — Я купил было электронную книгу и начал читать, — сделал он многозначительную паузу. — Но не то, — просто сказал он и потом объяснил свою тягу к чтению «бумажной» книги особенностью зрения. «Во-первых, зрение уже ухудшается после прочтения электронной книги. Она все-таки не столько одушевленная, как книга, пахнущая типографской краской», поделился он. Чуть позже он сообщил, что татарстанские печатные СМИ во время недавней подписной компании сохранили тиражи на уровне прошлого года и тем самым подтвердил сохраняющий читательский интерес к печатной прессе. «Подписной тираж на 2017 год удалось сохранить, — констатировал он. — «Татмедиа» работает в непростых условиях снижения потребительских возможностей семей. Ведь цены на печатные издания не упали — только растут. Не знаю, как удалось удержать уровень подписной компании…», — сказал он и вспомнил о том, как будучи премьер-министром, ему приходилось в конце года «отражать атаки» ходоков из минпечати по организации подписки.

«Я занимался этим делом, потому что боялся, что потеряем аудиторию. А сам факт того, что подписка на уровне 2017 года — это ваша заслуга», — передал он пас «Татмедиа».

Муниципальные власти должны быть открытыми как президент

Между тем, молодежь остается активным пользователем социальных сетей и его тревожит то, что в них часто циркулирует информация непонятно откуда. «Там за руку не поймаешь — имен-то нет. Это должно серьезно беспокоить людей», — отметил он, дав понять, что только рейтинговым СМИ «по зубам» перетянуть к себе молодежную аудиторию. Развивая тему взаимоотношения СМИ и власти, Фарид Мухаметшин выделил высокий уровень открытости «первых лиц» республики, отметив на этом фоне закрытость муниципальных властей. «Может быть больше внимания нужно уделить тому, чтобы такая же открытость, которая есть у президента РТ, чтобы такая открытость и гласность была на уровне муниципалитетов», — всерьез сказал Фарид Мухаметшин. — Если это возможно, то нужно сделать так, чтобы они также были доступны для комментариев тех или иных событий».

Фарид Мухамедшин считает, что сейчас наиболее востребованы профессиональные экономические обозреватели. «Экономические обзоры наиболее сложные, а в последние годы люди с большим вниманием их читают и слушают. И если бы журналисты превентивно тогда подняли бы — грядет ситуация негативная ситуация в Татфондбанке — вот если это было, цены бы вам не было!», — попенял он. — Вкладчики же в нем — это же вы! Не смешно, когда 1,5 млн рублей, отложенных на похороны, сгорают». И благословил журналистов на смелые творческие работы.

«Вот программу «7 дней» Ильшата Аминова люди специально смотрят, у нее высокий рейтинг. Казалось бы, он чиновник и в то же время депутат Госсовета РТ, но поднимает острые темы. Такая работа будет цениться и будет притягивать все большую аудиторию», — сказал он.

Из 720 млрд рублей собираемых в РТ налогов остается 180 млрд

Под конец встречи он не удержался и вслед за президентом РТ раскритиковал межбюджетные отношения между РФ и РТ. Рустам Минниханов впервые заявил о несогласии федерального курса на изъятие доходов на очередной сессии Госсовета РТ в декабре прошлого года.

«Звучит серьезная критика по поводу наших выступлений и, в частности, президента Татарстана, по новациям в бюджетной сфере, когда под благовидным предлогом выравнивания бюджетной обеспеченности отбирают 1% по налогу на прибыль и 3% от акцизов на нефтепродукты и алкоголь. Посыл правильный, но такой механизм полностью лишает инициативы регионов, заботящихся о развитии своей налоговой базы, притягивании инвестиций, берущих кредиты и платящих по ним проценты. Полученную копеечную прибыль надо будет отдать, чтобы у соседей выравнялось положение. У нас нет интереса заниматься прибылью, раз просто так отбирают. А дотационные регионы успокаиваются. Они и так живут на дотации из федерального бюджета, еще и сверху дадут — хорошо», — высказался глава республиканского парламента.

По его мнению, межбюджетные отношения должны складываться по принципу: «лучше дать удочку, чем рыбу». Он упомянул, что выходил с инициативой на федеральный уровень. «Было время, когда межбюджетные отношения складывались 50 на 50. Тогда регионов-доноров было больше 20, а Россия сильна регионами. Сегодня их только 8—10. Если так дальше будет продолжаться, то количество еще уменьшится. Мы говорим, что это приведет к трудному финансовому положению в целом по стране. Мы режем возможности той курицы, которая несет прибыльные золотые яйца», — подчеркнул он.

Идеальная пропорция: 50 на 50

«Я тогда внес предложение установить для Татарстана «50 на 50», у нас с федеральным центром отношения в том числе и договорные. А у нас забирают 73 процента. Мы готовы по решению правительства России создать на соседней дотационной территории какой-нибудь объект налогообложения, например, филиал «Татнефти» или КАМАЗа с конкурентоспособной продукцией. Но у нас должен быть интерес, на условиях, скажем, если 51 процент от прибыли был бы наш», — отметил председатель Госсовета РТ.

Он напомнил, что эту тему поднимал на Гайдаровском форуме, который прошел вчера в Москве, президент РТ Рустам Минниханов. «Его поддержали многие субъекты России, которые видят пагубность новой системы налогообложения, от нее российская казна богаче не становится. Общее налоговое поле Татарстана — примерно 700—720 млрд рублей. Из них 70 с лишним процентов отдаем в федеральный центр, 30 процентов остается республике. Стимула нет», — сказал он.— Россия будет богатой, если будут обеспечены субъекты. Если будет богато только Садовое кольцо, то финансовое положение страны лучше не станет», — заключил он.

Луиза Игнатьева, фото gossov.tatarstan.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров