Как Татарстан пробивал дорогу в ЮНЕСКО и включился в «Великий шелковый путь»

Успехи Татарстана в области всемирного наследия ЮНЕСКО отметили в Московском Кремле на недавнем международном конгрессе «Всемирное наследие стран СНГ: вызовы, проблемы, решения». Известно, что сейчас в заветный список ЮНЕСКО включены Казанский кремль и Болгар, на очереди объекты Свияжска. О том, как Татарстан пробивал дорогу к всеобщему признанию и дальнейших перспективах, рассказал в авторской колонке «Реального времени» казанский историк, проректор института культуры Рафаэль Валеев ученый, благодаря которому о древнем городище узнал весь мир.

Чтобы о Булгаре узнал весь мир

Перед многими российскими регионами сейчас стоит задача подготовить в рамках поручения президента России номинационные досье в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом сам процесс отбора с каждым годом ужесточается: уменьшается количество квот и предъявляются все новые и новые требования к качеству номинационных досье. Учитывая амбициозную цель — войти к 2030 году в пятерку стран-лидеров по количеству объектов всемирного наследия — обозначенную в Стратегии государственной культурной политики России на период до 2030 года, особенно важно не только хорошо знать саму процедуру вхождения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, но и представлять себе «подводные камни» работы с экспертами и документами.

Отрадно то, что впервые после 2005 года в г. Доха (Катар) на 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО из российских объектов был включен Болгарский историко-археологический комплекс. Он стал первым российским памятником археологии, включенным в этот Список. В процессе подготовки научной номинации был проведен огромный объем научно-исследовательских, археологических, реставрационных и консервационных работ, а также музеефикация памятников. По сравнению с первым вариантом номинации, подготовленной в 1999 году, изменились содержание и название — с историко-архитектурного на историко-археологический комплекс, определен период не в 500 лет, а в 1500 лет, с эпохи Великого переселения народов (IV в. н. э.), изменилась критерии, предложенные специалистами Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Шире раскрыта роль Болгара как духовно-сакрального центра, где в 922 году официально на государственном уровне, добровольно был принят ислам, в результате чего Волжская Болгария включилась в систему мусульманской культуры.

Была доказана аутентичность (подлинность) и целостность памятников Болгара, сохранность валов и рвов ХIV в., более 30 памятников архитектуры и архитектурно-археологических руин, проведена их консервация на научном уровне для наших условий на северо-востоке Евразии. Исследованность более 3% культурных слоев, использование междисциплинарных методов позволили выйти на возможность применения неразрушающих технологий при изучении Болгарского городища.

Положительный результат был во многом связан с созданием в 2010 году Фонда возрождения памятников Республики Татарстана, председателем Попечительского совета которого стал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и утверждение правительством РТ специальной программы «Культурное наследие Остров-град Свияжск и древний Болгар», что позволило системно осуществлять выявление, изучение, консервацию и музеефикацию памятников и превратить Болгарское городище в историко-культурный, музейный и духовно-сакральный центр, зримо подчеркивающий его выдающуюся универсальную ценность.

Созданный еще в 1969 году первый музей-заповедник на территории Татарстана, Болгарский историко-архитектурный заповедник (в настоящее время в республике 8 музеев-заповедников, в Российской Федерации чуть более 140, а в Швеции скансен-музеев более одной тысячи) позволил сохранить территорию, памятники и привлечь туристов (их количество с 15 тыс. в нач. 2000-х гг. увеличилось до 450 тыс. человек в 2016 году). Территория заповедника составляет более 400 гектаров. Важным подтверждением стремления республиканских органов сохранить целостность объекта стало расширение границ буферной зоны Болгарского комплекса, включение в ее состав ранних поселений на первом речном острове и увеличение ее на север для защиты панорамы через Волгу. В настоящее время буферная зона составляет 12 101 гектар, что позволит не только максимально охватить всю территорию Болгарского городища и прилегающих к ней исторических территорий, все их элементы и ценности, уникальные видовые точки и перспективы, но в дальнейшем исключить здесь крупное многоэтажное строительство и нарушение исторического визуального восприятия объекта.

Команда ученых и специалистов подготовила научную номинацию и доказала выдающуюся универсальную ценность Болгарского историко-археологического комплекса, и тем самым были признаны на мировом уровне роль и значение Болгара в мусульманской и евразийской истории и культуре. Созданы Международный центр археологических исследований Института археологии АН РТ, Международная археологическая школа, ряд новых музеев и музеефицированных памятников. Утверждены концепция и план управления Болгарским историко-археологическим комплексом до 2019 года и стратегия управления объектом на 20 лет.

Этот план управления первым среди 26 российских объектов утвержден в 2016 году на заседании Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в г. Стамбуле и является несомненным прорывом в составлении такого рода международных документов в Российской Федерации. Для нас важно, что он был составлен командой специалистов из Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанского федерального университета, Института археологии АН РТ и Министерства культуры РТ в сотрудничестве со специалистами из Германии, Бахрейна.

Под личным контролем президента РТ

Работа по продвижению номинации по Болгару осуществлялась командой под руководством Минтимера Шаймиева. Процесс этот сложный, и он осуществлялся в тесной координации с президентом РТ Рустамом Миннихановым, Кабинетом министров РТ, Министерством культуры РТ и РФ, Комиссией по делам ЮНЕСКО Министерством иностранных дел РФ, посольством РФ в ЮНЕСКО и другими организациями. В процессе этой работы в Казани был создан Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» на базе Казанского федерального университета, объединивший научный потенциал Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Академии наук РТ, ИКОМОС и организационные возможности Фонда возрождения памятников, истории и культуры РТ, Министерства культуры РТ и Министерства образования и науки РТ. Меморандум о создании Ресурсного центра был подписан в марте 2016 года руководителями этих организации на заседании Попечительского совета Фонда Возрождения памятников истории и культуры РТ под руководством Шаймиева.

В процессе подготовки и продвижения номинации по Болгару после долгих дебатов на заседаниях Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО нам удалось добиться от Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), штаб-квартира которого находится во Франции, постановки и решения проблемы участия в обсуждении вопроса о включении объектов культурного наследия той или иной страны при принятии решения о рекомендации по включению, официальных представителей и экспертов самих государств. Дело в том, что до 2015 года (и это в общем-то, я считаю нонсенсом, поскольку ИКОМОС — неправительственная открытая организация), страна, представляющая памятник, не участвовала в заседаниях и не могла представить свое понимание фактов, а в ряде случаев и убрать субъективизм экспертов по включению в Список всемирного наследия. Сейчас ситуацию удалось изменить, и представители стран могут участвовать на международных совещаниях ИКОМОСа и излагать свою точку зрения. Это большая победа не только для Татарстана, Российской Федерации и стран СНГ, но и всех государств (а их более 190), которые ратифицировали Конвенцию ЮНЕСКО «О всемирном культурном и природном наследии» (1972 год). А все это удалось решить при подготовке номинации и продвижения Болгара в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Включиться в «Великий шелковый путь»

Есть еще один важный результат для России и стран СНГ в разработке новых концептуальных подходов к формированию российского и стран СНГ Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дело в том, что российский список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО очень узок по типам объектов наследия — исторические центры, монастыри, кремли, церкви и природные памятники. А президентом РФ Владимиром Путиным и Стратегией государственной культурной политики до 2030 года поставлена задача войти в пятерку лидеров по количеству Всемирного наследия. Это очень правильная и амбициозная задача. Но для того, чтобы ее осуществить, необходимо создать механизм ее реализации. Это большая проблема, поскольку Список Всемирного наследия ЮНЕСКО достиг одной тысячи и становится все сложнее включать туда объекты, требуется большой объем научно-исследовательских, организационных, реставрационных, финансовых и технических работ. Важным в реализации поручения Путина видится мне включение в серийную транснациональную номинацию «Великий шелковый путь», который в древности и в средневековье объединял Восток и Запад, Север и Юг. Тем более что он координируется с экономическими проблемами создания Евразийского экономического Союза и китайской программой Экономического пояса Великого шелкового пути.

Тема эта также связана с Болгаром, поскольку в 2014 году на 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Болгарским историко-археологическим комплексом участок пути, представляющий Китай — Казахстан — Кыргызстан был включен в Список Всемирного наследия. Второй участок Таджикистан — Узбекистан планируется рассмотреть в дальнейшем. Однако трасса Великого Шелкового путь пересекает границы 15 современных государств между Китаем и Средиземноморьем, поэтому актуальным является обеспечение парадигмы для последующей идентификации и номинации культурных объектов по всему Шелковому пути. На очереди территория Российской Федерации, ряд ее регионов — в первую очередь Республика Татарстан, Алтай, Саратовская, Астраханская, Волгоградская и другие области, Крым. Причем эти территории, также как и Казахстан, входили в состав Золотой Орды, и наиболее мощный рост Шелкового пути относится к XIII — XIV вв. Затем пойдут объекты культурного наследия в государствах, расположенных далее на Запад в Средиземноморье, а также памятники индийского субконтинента, включая Индию, Афганистан, Пакистан. Есть и другие темы для российского списка — это космос, мирное освоение атома. Спортивное наследие, где приоритет Российской Федерации несомненен, и это наследие обладает выдающейся универсальной ценностью и весьма уникально, значимо для мировой человеческой истории и культуры. Но все эти проблемы требуют тщательной и кропотливой работы, вложения в них души, и только тогда можно будет говорить о результатах.

Арсений Миронов, директор Российского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва) заявил: «Республика Татарстан — самый передовой регион России в вопросе продвижении номинаций в Список всемирного наследия. Болгарский историко-археологический комплекс — первый российский культурный объект, поставленный под охрану ЮНЕСКО, за последние 10 лет, а Успенский собор острова-града Свияжска включен ЮНЕСКО в предварительный перечень номинантов 2017 года, и мы надеемся, что он повторит успех Болгара».

В итоговую резолюцию конгресса «Всемирное наследие стран СНГ: вызовы, проблемы, решения», прошедшего в Москве, по предложению представителей был включен пункт о поддержке инициативы о присоединении России к проекту «Великий шелковый путь».

Рафаэль Валеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Рафаэль Миргасимович Валеев — проректор по научной работе Казанского государственного института культуры, доктор исторических наук, профессор. Колумнист «Реального времени».

  • Образование: 1977 год — Казанский государственный университет (историк, преподаватель). 1990 год — аспирантура ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН (кандидат исторических наук).
  • 1976—1981 — архитектор производственной группы по охране памятников Министерства культуры РТ.
  • 1980—1982 — старший архитектор производственной группы по охране памятников Министерства культуры РТ.
  • 1982—1990 — начальник производственной группы по охране памятников Министерства культуры РТ.
  • 1990—1996 — директор Научно-производственного управления по охране и использованию памятников Министерства культуры РТ.
  • 1996—1997 — начальник Главного управления государственного контроля по охране и использованию памятников Министерства культуры РТ.
  • 1997—2001 — заместитель Министра культуры РТ.
  • 2001—2006 — первый заместитель Министра культуры РТ.
  • 2002—2004 — главный государственный советник I класса (Казань).
  • 2004—2007 — действительный государственный советник Республики Татарстан.
  • С 2007 года — проректор по научной работе, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств (КГИКИ).
  • Награды и звания: заслуженный работник культуры Республики Татарстан (1996), знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1998), медаль МВД России «200 лет МВД России» (2002), медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» (2003), знак Министерства культуры РТ «За достижения в культуре» (2003), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005).

Новости партнеров