100 лет назад Новый год в Казани: кавалеры приглашают дам, буфет канцеляристов и светские львицы

Как отмечали Рождество и Новый год в дореволюционной Казани. Часть 1

Осталось совсем немного времени до момента, когда президент поздравит россиян, на Спасской башне пробьют куранты, и мы вступим в 2017 год. Сто лет назад Новый год и Рождество сопровождались другими атрибутами. Краевед, колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский в колонке, написанной для нашей интернет-газеты, описывает, как жители Казани отмечали зимние праздники. Сегодня он рассказывает о таком явлении, как балы и светские визиты дворян.

Город контрастов

Сначала сделаем необходимую оговорку. Речь в заметках пойдет о русском населении Казани, поскольку татары не праздновали ни Рождество, ни Новый год по юлианскому календарю.

Не буду углубляться в этнографию русского народа и делать обзор его календарных праздников: при известном навыке пользования мышью читатель сделает это и без меня. И узнает, что впервые в отечестве Новый год стали праздновать 1 января 1700 года по указу царя Петра Алексеевича. А мы от времен плюсквамперфектум перейдем к той эпохе, в которой уже была в Казани своя пресса.

При старом юлианском календаре все было логично: после Филипповского поста 25 декабря наступал праздник Рождества Христова, 1 января праздновали Новый год. На 6 января приходился праздник Богоявления Господня. В воспоминание о крещении Спасителя в Иордане устраивались крестные ходы из церквей к водоемам. Из кафедрального Благовещенского собора шли к Казанке. К ней же шли из Димитриевской церкви в Ягодной слободе, из Екатерининской и Макарьевской церквей и Зилантова Успенского монастыря. Богоявление было храмовым праздником Богоявленской церкви на Большой Проломной — оттуда шли на водосвятие к Кабану.

Не секрет, что Казань была (и остается) городом контрастов. И праздновали одни и те же праздники в ней по-разному. Дворянство давало свой главный бал в году в здании Дворянского собрания, который был сдан в заведование губернскому предводителю дворянства 15 марта 1860 года. Нынешнего читателя поначалу поражает сложность бального этикета и только потом приходит понимание необходимости этой сложности: следование многочисленным правилам помогало и устроителям, и участникам балов. Нет никакой возможности цитировать множество положений бального этикета, но некоторые все же приведем.

Ох, уж эти ваши этикеты

Бальный этикет включал в себя не только одежду, манеры, исполнение танцев, но и должное оформление помещений для бала (бального зала, курительной, игровой комнаты, буфета).

Приглашения высылались минимум за неделю до его проведения. На бале дамам было принято появляться в новом и модном платье, поэтому требовалось время, чтобы его подготовить. Если бал был тематическим (маскарад, бал цветов), то это обязательно указывалось в приглашении.

Внешний вид был строго регламентирован этикетом. Вне зависимости от моды бальные платья достаточно сильно открывали декольте и плечи. Для платья с таким вырезом подразумевалось наличие украшений на шее. Незамужние девушки надевали платья светлых цветов, простые украшения, делали достаточно простые прически. Замужние дамы могли выбрать более яркие расцветки для платья и более дорогие украшения. Обувь для балов была мягкой, обычно без каблука.

Кавалеры надевали фрачную пару черного цвета, белый жилет и черный галстук.

Военные являлись на бал в парадном мундире, надевая при этом бальную обувь. Исключение было только для уланов — им разрешалось быть в сапогах. Шпоры были нежелательны, но это правило часто нарушалось ради щегольства.

Важнейшей деталью бального наряда были белоснежные перчатки. У дам они часто были выше локтя, у кавалеров — короткие лайковые. Перчатки снимались только за столом во время ужина. Быть с голыми руками на балу считалось верхом неприличия.

Прибывшие гости сначала должны были выразить свое почтение хозяевам.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги. Однако частое появление в свете в таком сопровождении не рекомендовалось. Незамужние девушки приезжали исключительно с матерью или пожилой родственницей, которая следила за своей подопечной. Хозяин или хозяйка бала могли попросить кавалера потанцевать с дамой, которую никто не пригласил.

Если кавалер приглашал на танец незнакомую ему даму, то он сначала представлялся, а затем уже приглашал на танец. Если он хотел повторно пригласить ее, то сперва должен был быть представлен родителям (если дама незамужняя). На кадриль, вальс или польку можно было приглашать даму, которой приглашающего только что представили. На мазурку или котильон следовало приглашать только хорошо знакомых девиц.

Дамы брали с собой бальные книжки, в которых отмечали имена кавалеров, пригласивших их заранее на танец. Пообещать по забывчивости танцевать один танец двум кавалерам было не только нарушением норм этикета, но и могло привести к дуэли. Барышне, имевшей успех у кавалеров, было неприлично хвастаться исписанной бальной книжкой перед менее удачливыми подругами.

Не следовало танцевать с одной партнершей больше двух-трех танцев в течение бала — это могло ее скомпрометировать. Такое дозволялось только парам в статусе жениха и невесты.

Лица у танцующих должны были быть веселыми и любезными. «Унылое или злое лицо на балу то же, что пляска на поминках», — говорит один из учебников этикета.

Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями. В течение недели следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.

Организованные канцеляристы

Теперь о визитах. Словари учат нас, что визит есть кратковременное посещение кого-либо для знакомства, поздравления с праздником и пр. Визиты полагалось «возвращать», т. е. посещать лицо, побывавшее с визитом. Для визита надевали более строгий, но неофициальный костюм, мужчины входили в комнаты со шляпой в руках, перчатками и тростью, женщины — в особых визитных платьях, в шляпах и перчатках, шали, мантилье, с легким зонтиком, а если визит короткий, то и в верхней одежде. При отсутствии хозяев оставляли визитную карточку. На Новый год (и Пасху) визитные карточки могли посылаться по почте. С визитом являлись днем, не ранее двух часов и не позднее пяти-шести.

Не балами, а вечерами чаще всего называли свои мероприятия другие казанские клубы: купеческое и военное собрания, а также «Общество служащих правительственных и общественных учреждений в Казани», в просторечии «Общество канцеляристов». Несмотря на несколько ироничное прозвище, это общество имело богатый и отлично организованный клуб, с интересным театральным репертуаром, большую библиотеку и едва ли не лучший клубный буфет в городе. Не отказывали себе в рождественских и новогодних удовольствиях члены Купеческого собрания и Общества приказчиков. Характерной чертой праздников стала благотворительность: это было временем наиболее активного жертвования в пользу приютов и убежищ, устройства елок для детей «недостаточных» родителей.

Подборкой выдержек из старых газет я заканчиваю эти заметки. Надеюсь, что эта подборка, построенная по хронологическому принципу, даст читателю представление о новогодней Казани былых времен.

Продолжение следует

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров