100 лет назад Новый год в Казани: кавалеры приглашают дам, буфет канцеляристов и светские львицы

Как отмечали Рождество и Новый год в дореволюционной Казани. Часть 1

Осталось совсем немного времени до момента, когда президент поздравит россиян, на Спасской башне пробьют куранты, и мы вступим в 2017 год. Сто лет назад Новый год и Рождество сопровождались другими атрибутами. Краевед, колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский в колонке, написанной для нашей интернет-газеты, описывает, как жители Казани отмечали зимние праздники. Сегодня он рассказывает о таком явлении, как балы и светские визиты дворян.

Город контрастов

Сначала сделаем необходимую оговорку. Речь в заметках пойдет о русском населении Казани, поскольку татары не праздновали ни Рождество, ни Новый год по юлианскому календарю.

Не буду углубляться в этнографию русского народа и делать обзор его календарных праздников: при известном навыке пользования мышью читатель сделает это и без меня. И узнает, что впервые в отечестве Новый год стали праздновать 1 января 1700 года по указу царя Петра Алексеевича. А мы от времен плюсквамперфектум перейдем к той эпохе, в которой уже была в Казани своя пресса.

При старом юлианском календаре все было логично: после Филипповского поста 25 декабря наступал праздник Рождества Христова, 1 января праздновали Новый год. На 6 января приходился праздник Богоявления Господня. В воспоминание о крещении Спасителя в Иордане устраивались крестные ходы из церквей к водоемам. Из кафедрального Благовещенского собора шли к Казанке. К ней же шли из Димитриевской церкви в Ягодной слободе, из Екатерининской и Макарьевской церквей и Зилантова Успенского монастыря. Богоявление было храмовым праздником Богоявленской церкви на Большой Проломной — оттуда шли на водосвятие к Кабану.

Не секрет, что Казань была (и остается) городом контрастов. И праздновали одни и те же праздники в ней по-разному. Дворянство давало свой главный бал в году в здании Дворянского собрания, который был сдан в заведование губернскому предводителю дворянства 15 марта 1860 года. Нынешнего читателя поначалу поражает сложность бального этикета и только потом приходит понимание необходимости этой сложности: следование многочисленным правилам помогало и устроителям, и участникам балов. Нет никакой возможности цитировать множество положений бального этикета, но некоторые все же приведем.

Ох, уж эти ваши этикеты

Бальный этикет включал в себя не только одежду, манеры, исполнение танцев, но и должное оформление помещений для бала (бального зала, курительной, игровой комнаты, буфета).

Приглашения высылались минимум за неделю до его проведения. На бале дамам было принято появляться в новом и модном платье, поэтому требовалось время, чтобы его подготовить. Если бал был тематическим (маскарад, бал цветов), то это обязательно указывалось в приглашении.

Внешний вид был строго регламентирован этикетом. Вне зависимости от моды бальные платья достаточно сильно открывали декольте и плечи. Для платья с таким вырезом подразумевалось наличие украшений на шее. Незамужние девушки надевали платья светлых цветов, простые украшения, делали достаточно простые прически. Замужние дамы могли выбрать более яркие расцветки для платья и более дорогие украшения. Обувь для балов была мягкой, обычно без каблука.

Кавалеры надевали фрачную пару черного цвета, белый жилет и черный галстук.

Военные являлись на бал в парадном мундире, надевая при этом бальную обувь. Исключение было только для уланов — им разрешалось быть в сапогах. Шпоры были нежелательны, но это правило часто нарушалось ради щегольства.

Важнейшей деталью бального наряда были белоснежные перчатки. У дам они часто были выше локтя, у кавалеров — короткие лайковые. Перчатки снимались только за столом во время ужина. Быть с голыми руками на балу считалось верхом неприличия.

Прибывшие гости сначала должны были выразить свое почтение хозяевам.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги. Однако частое появление в свете в таком сопровождении не рекомендовалось. Незамужние девушки приезжали исключительно с матерью или пожилой родственницей, которая следила за своей подопечной. Хозяин или хозяйка бала могли попросить кавалера потанцевать с дамой, которую никто не пригласил.

Если кавалер приглашал на танец незнакомую ему даму, то он сначала представлялся, а затем уже приглашал на танец. Если он хотел повторно пригласить ее, то сперва должен был быть представлен родителям (если дама незамужняя). На кадриль, вальс или польку можно было приглашать даму, которой приглашающего только что представили. На мазурку или котильон следовало приглашать только хорошо знакомых девиц.

Дамы брали с собой бальные книжки, в которых отмечали имена кавалеров, пригласивших их заранее на танец. Пообещать по забывчивости танцевать один танец двум кавалерам было не только нарушением норм этикета, но и могло привести к дуэли. Барышне, имевшей успех у кавалеров, было неприлично хвастаться исписанной бальной книжкой перед менее удачливыми подругами.

Не следовало танцевать с одной партнершей больше двух-трех танцев в течение бала — это могло ее скомпрометировать. Такое дозволялось только парам в статусе жениха и невесты.

Лица у танцующих должны были быть веселыми и любезными. «Унылое или злое лицо на балу то же, что пляска на поминках», — говорит один из учебников этикета.

Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями. В течение недели следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.

Организованные канцеляристы

Теперь о визитах. Словари учат нас, что визит есть кратковременное посещение кого-либо для знакомства, поздравления с праздником и пр. Визиты полагалось «возвращать», т. е. посещать лицо, побывавшее с визитом. Для визита надевали более строгий, но неофициальный костюм, мужчины входили в комнаты со шляпой в руках, перчатками и тростью, женщины — в особых визитных платьях, в шляпах и перчатках, шали, мантилье, с легким зонтиком, а если визит короткий, то и в верхней одежде. При отсутствии хозяев оставляли визитную карточку. На Новый год (и Пасху) визитные карточки могли посылаться по почте. С визитом являлись днем, не ранее двух часов и не позднее пяти-шести.

Не балами, а вечерами чаще всего называли свои мероприятия другие казанские клубы: купеческое и военное собрания, а также «Общество служащих правительственных и общественных учреждений в Казани», в просторечии «Общество канцеляристов». Несмотря на несколько ироничное прозвище, это общество имело богатый и отлично организованный клуб, с интересным театральным репертуаром, большую библиотеку и едва ли не лучший клубный буфет в городе. Не отказывали себе в рождественских и новогодних удовольствиях члены Купеческого собрания и Общества приказчиков. Характерной чертой праздников стала благотворительность: это было временем наиболее активного жертвования в пользу приютов и убежищ, устройства елок для детей «недостаточных» родителей.

Подборкой выдержек из старых газет я заканчиваю эти заметки. Надеюсь, что эта подборка, построенная по хронологическому принципу, даст читателю представление о новогодней Казани былых времен.

Продолжение следует

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 30 дек
    я хоть и не татарин, а тоже не праздную ни новый год, ни рождество
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Раввин ругается?
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    ахаха ХD
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Правильно‭ писать "ахаха" צת
    Ответить
    Анонимно 02 янв
    Раввин молодец, как и многие наши татары!
    Ответить
  • Анонимно 30 дек
    записные книжки с именами кавалеров - это конечно жестко)))
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Бальная книжка - аналог фейсбука.
    Ответить
  • Анонимно 30 дек
    Не вся же Казань танцевала в новый год на балах. А только богатеи. А простой народ (рабочие), которых большинство, как отмечали? Складывается впечатление, что вся Казань вальсовала на балах. Объективней надо быть.
    Ответить
    Лев Жаржевский 30 дек
    А где в тексте сказано, что Новый год праздновала "вся Казань"? Не праздновали татары-мусульмане, праздновали люди "недостаточных классов" (ну разве только их дети, ходившие в школы и училища, и то если елки для детей там устраивались с помощью прихода или попечителей. Темой заметок был рассказ именно о том, как праздновали, а не о том, кто праздновал, а кто нет.
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Извините, что наступил на "мозоль". Статья замечательная, познавательная. Жду 2 часть.
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Надо писать - "с НЕТЕРПЕНИЕМ, РАДОСТЬЮ и ТРЕПЕТОМ жду"!!!
    А то просто "жду"...
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Жду не дождусь
    Ответить
  • Анонимно 30 дек
    Вообще-то 1 января это Великий Праздник Обрезания Господе.

    Как и положено иудею мужского пола Иисуса Христа обрезали на 8 день - в напоминание о Завете (договоре) евреев с Б-гом.

    Праздновали "публично" в основном Рождество Христово 25 декабря.

    А Новый год - несмотря на грозные указы пьяницы императора, проходил тихо по семейному - все-таки основным праздником 1 января был праздник Обрезания Господне.

    Да и семь дней праздника до этого давали о себе знать...

    И только в советское время постепенно 1 января превратилось в Новогодний праздник с грандиозными пьянками, соперничать с которыми могли лишь пьянки на день Великой Октябрьской Социалистической Революции и праздник объединения алкоголем всех пролетариев Земного шара 1-го мая.

    Всех с Праздником!

    Кого с Праздником Обрезания Господне.
    Кого с Новым годом.
    Кого с выходным днем.
    Кого с Праздником Хануки, начало которого ныне совпало с Праздником Рождества Христова, а окончание - с Обрезанием Господне.
    А почитателей Бахуса поздравляю со множеством поводов просто выпить.
    Ответить
    Лев Жаржевский 30 дек
    Обрезание Господне не относится к великим праздникам: ни к двунадесятым неподвижным(9 праздников), ни к двунадесятым переходящим (3 праздника), ни к великим недвунадесятым (5 праздников).
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    +1000
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Из календаря РПЦ:

    Великие праздники

    1 (14) января, четверг – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

    24 июня (7 июля), четверг – Рождество Иоанна Предтечи
    29 июня (12 июля), вторник – святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    29 августа (11 сентября), воскресенье – Усекновение главы Иоанна Предтечи
    1 (14) октября, пятница – Покров Пресвятой Богородицы
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Великие недвунадесятые праздники:

    По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого
    14 января

    Рождество св. Иоанна Предтечи (за 6 мес. до РХ)
    7 июля

    Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    12 июля

    Усекновение главы Иоанна Предтечи
    11 сентября

    Покров Пресвятой Богородицы
    14 октября
    Ответить
  • Анонимно 30 дек
    Очень интересно. А первое фото, интерьер, это где?
    Ответить
    Анонимно 31 дек
    Дворянское собрание, по моему это взято из книги В.В.Егерева про внутреннее убранство зданий Казани
    Ответить
    Анонимно 02 янв
    Спасибо.
    Ответить
  • Артем Артюков 30 дек
    Очень интересная статья. Жду продолжение.
    И конечно же было бы восхитительно по больше фотографий тех времен.
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    На фотографиях запечатлена явно не зима.
    Сказал бы даже лето...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров