Рустам Минниханов: «Дорожникам важно, чтобы асфальт быстро кончился и еще денег попросить и вбухать»
Появятся ли в Татарстане дороги из сероасфальтобетона и как компания IBM может помочь нефтяникам республики повысить эффективность разработки месторождений. Эти темы обсуждались на очередном заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинга», которое прошло 26 декабря под председательством президента РТ Рустама Минниханова.
«Эта тема для нашей страны актуальна»
В самом начале заседания все участники заседания почтили минутой молчания память погибших в катастрофе самолета Ту-154. А потом совещание продолжилось в обычном режиме.
Заместитель директора Института нефтехимического синтеза им. А. Топчиева Антон Максимов предложил Татарстану построить завод по производству сырья, необходимого для выпуска эпоксидной смолы — эпихлоргидрина.
Рынок потребления эпоксидных смол очень быстро растет, сообщил ученый. Общемировые потребности в них к 2021 году могут достигнуть 4 млн тонн в год. Эпоксидные смолы применяются в лакокрасочном производстве, электронике, энергетике, строительстве. Основными производителями являются США, Южная Корея, Китай. В России спрос на смолы оценивается в 40—60 тыс. тонн в год. Проблема в том, что в России имеются проблемы с производством эпихлоргидрина — мономера, который необходим для производства эпоксидных смол, из пропилена. Нет необходимой технологии. Поэтому Институт нефтехимического синтеза им. А. Топчиева разработал альтернативную технологию получения мономера из глицерина.
Антон Максимов предложил республике построить в ОЭЗ «Алабуга» завод по производству эпихлоргидрина мощностью 10 тыс. тонн в год. При этом срок окупаемости проекта может составить 3—4 года. Но для реализации необходима кооперация Татарстана с Башкортостаном для обеспечения производства необходимым сырьем.
«Эта тема для нашей страны актуальна, — отозвался о проекте президент РТ. — Поручим ТАИФу, «Татнефти» рассмотреть проект. Это дело будущего».
Где бурить?
Далее руководитель департамента научных исследований и индустриальных разработок научно-технического центра IBM Артем Семенихин представил проекты по повышению эффективности разработки месторождений и управления заводнением.
По словам Артема Семенихина, эти проекты особенно актуальны для месторождений Татарстана, которые находятся на поздней стадии разработки. Методы и программное обеспечение IBM по эффективному заводнению нефтяных скважин уже прошли тестирование в «Газпромнефти». Более эффективное закачивание воды позволяет получить больше нефти. И не только. Эффективные методики способствуют тому, чтобы общая добыча нефти не падала в течение 10 лет.
Второй проект связан с анализом промысловой информации с нефтяных скважин. Такой анализ позволяет понять, как выбрать наиболее эффективную точку для бурения скважин. Также технологии IBM позволяют предсказать, возможно ли избежать ошибок при бурении.
Рустам Минниханов отметил, что проекты надо изучить и поработать над ними.
Покрытие из серы
Начальник лаборатории газовой серы ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Николай Мотин рассказал о практике применения дорожно-строительных материалов на основе серы. В производстве сероасфальтобетонных смесей сера заменяет до 30% битума, а в серобетонных смесях — до 100% цемента.
«Газпром ВНИИГАЗ» занимается созданием новых дорожных материалов, где в качестве вяжущего компонента используется модифицированная сера. В результате была создана технология производства литых и уплотняемых сероасфальтобетонных смесей, которые по своим свойствам превосходят традиционные. А межремонтные сроки дорог увеличились до 5—6 лет. Начальник лаборатории газовой серы сообщил, что сероасфальтобетонные смеси применялись при капитальном ремонте Крылатского моста в Москве, на МКАДе. Срок эксплуатации покрытий превышал 3 года.
В России, по словам Николая Мотина, существует проблема перепроизводства серы, поэтому проект производства дорожного покрытия с применением серы особенно актуален. Для производства новых дорожных материалов требуется типовое оборудование асфальтобетонного завода. Но в стране отсутствует промышленное производство модифицированной серы.
Президент РТ отметил, что в республике сера есть и в ТАИФе, и в «Татнефти». Но неожиданно ложку дегтя добавил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Он рассказал, что в 2000-х годах в республике пробовали осваивать подобные технологии, но сама модификация серы имеет «не очень хорошую экономику».
— У нас сера куда идет? — обратился Рустам Минниханов к генеральному директору «Татнефти» Наилю Маганову.
— В основном, производители удобрений покупают.
— Проблемы с реализацией серы есть?
— У нас проблем нет, — четко ответил глава нефтяной компании.
«Все равно производство серы в стране будет расти, давайте мы создадим рабочую группу вместе с вами, и представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства туда войдут, — пообещал Николаю Мотину президент РТ. — Эта тема может возникнуть, и мы должны быть готовы. Дорожникам же важно, чтобы асфальт быстро кончился и еще денег попросить и вбухать».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.