Рашид Аитов: «Дольщики в этих домах — как мои дети. Я за них отвечаю!»

Учредителя «Свея» должны были накануне по решению Верховного суда РТ выпустить на свободу, но в итоге оставили за решеткой по другому делу

Рашид Аитов: «Дольщики в этих домах — как мои дети. Я за них отвечаю!»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Накануне защите Рашида Аитова почти удалось вытащить его из-за решетки — Верховный суд РТ встал на их сторону и не удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста. Но чуду в виде освобождения главы «Свея», которое, по словам самого Аитова, позволило бы ему достроить все дома дольщиков, так и не суждено было случиться — неожиданно выяснилось, что против него, буквально на днях, было возбуждено еще одно дело по факту мошенничества, по которому он пробудет в заключении до февраля 2017 года.

Группа поддержки в лице подрядчиков и дольщика

В пятницу в Верховном суде РТ снова рассматривали ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей учредителя ООО «Фирма «Свей» Рашида Аитова. 9 ноября суд уже поддержал ходатайство о продлении ареста обвиняемого до 11 марта, но защите впоследствии удалось это решение обжаловать, и срок заключения Аитова ограничился 31 декабря.

Повторно вопрос о продлении сроков решался накануне, 23 декабря. В зале суда у главы «Свея» собралась целая группа поддержки — за судьбу подследственного переживала его юрист по другим делам Елена Лукьянова, которая пришла вместе с ухоженной блондинкой средних лет, представившейся «Реальному времени» близким Аитову человеком. На скамье разместились и два подрядчика, с которыми работал подсудимый. Правда, второй появился уже во время заседания, но тут же был выдворен за это судьей Александром Шемурановым, после чего, дождавшись перерыва, зашел с другими слушателями. Как рассказали подрядчики во время ожидания решения суда, они пришли сюда морально поддержать Аитова, так как верят, что если он окажется на свободе, то действительно выполнит свои обещания и достроит все скандальные объекты. В первом ряду также разместился один из потерпевших, представитель дольщиков Виктор Туневский, который в ходе рассмотрения дела выступил всего один раз — за освобождение Аитова. Но об этом позже.

На защиту учредителя «Фирмы «Свей» снова была подключена тяжелая артиллерия в виде члена адвокатской палаты Москвы Константина Рыбалова и его коллеги по J&S Legal Counsels and Trustees Артура Макаркина, которые занимали свои места рядом с постоянным адвокатом Аитова. Перед самим рассмотрением защита представила суду документ, в котором сообщалось, что бывшая жена Аитова Елена Чукина не против, если он будет жить у нее с их общими детьми 4 и 9 лет в случае освобождения из под ареста. Возражений о приобщении к делу данного заявления не последовало.

Тяжкое или особо тяжкое?

С ходатайством о продлении ареста выступила следователь СУ СК по РТ Таслия Шакирянова. Основные доводы следствия совпадали с теми, что звучали ранее. Особое внимание следователь уделила статье 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», которая в новой редакции закона квалифицируется как тяжкое преступление, в то время как в предыдущей редакции, действующей во время совершения инкриминируемого деяния, оно квалифицировалось как особо тяжкое. Таким образом, следствие предлагает рассматривать дело в контексте предыдущей редакции закона. Кроме того, новая редакция ухудшает положение обвиняемого в связи с двумя изменениями: там имеется ограничение по ряду занимаемых должностей сроком на 6 лет, в то время как в старой ограничение предусмотрено до 3 лет. В новой редакции также учитывается квалифицирующий признак в виде причинения ущерба в особо крупном размере, который в деле Аитова, по мнению следователя, и присутствует.

Но в случае с двумя редакциями закона есть еще один существенный момент. Срок содержания под стражей более, чем на 12 месяцев может быть продлен только в случае обвинения в особо тяжком преступлении.

Среди других оснований были названы опасения, что Аитов в случае освобождения сбежит, что в прошлом году его уже объявляли в федеральный розыск и сейчас главный бухгалтер «Фирмы «Свей» и «МАГ-строй» находится в Испании. Еще одно основание — возможное оказание давления на потерпевших. В качестве подтверждения был представлен протокол допроса конкурсного управляющего Сергея Лашкина. В итоге приобщение протокола к делу поддержали все — правда, сторона защиты аргументировала это решение тем, что, по их мнению, документ как раз таки доказывает обратное, ведь Лашкин в нем сообщает, что никакого воздействия на него Аитов не оказывал.

Доводы защиты по поводу плохого самочувствия подозреваемого следствие также попыталось развеять, в том числе представив суду медицинскую справку от 15 декабря 2016 года, согласно которой он может участвовать в следственных действиях.

Рассказала следователь и о ходе ознакомления стороны Аитова со всеми материалами дела. Дело растянулось на 124 тома и глава «Свея» на данный момент находится в процессе знакомства лишь со вторым томом. Еще раз были обозначены и цифры. Так, арестованное имущество подследственного оценивается в 1,5 млрд рублей. В свою очередь материальный ущерб 142 потерпевших составляет около 350 млн рублей, а вместе с моральным ущербом цифра вырастает практически втрое — до 1 млрд рублей.

Лашкин в протоколе допроса сообщает, что никакого воздействия на него Аитов не оказывал. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Помните, в XIX веке появились стряпчие?»

Защитники с доводами следствия были не согласны. Снова прозвучала информация о плохом состоянии здоровья Аитова — обладателя ишемической болезни сердца, стенокардии и сахарного диабета. Речь шла также о том, что он не знал, что его объявили в федеральный розыск и вообще, подсудимый в этот период ездил с семьей отдыхать в Турцию и в ходе поездки его никто не остановил на границе, что, учитывая обстоятельства, является странным фактом. Не скрывался Аитов после поездки — он остался в Москве подлечить свое здоровье. Не собирается подзащитный скрываться и сейчас.

В свою очередь подозрения по части 204 УК ФЗ защитники считают необоснованными, а статью «искусственно натянутой на это обвинение». По словам Константина Рыбалова, инкриминируемого Аитову коммерческого подкупа не было и вовсе. Речь здесь идет об отношениях ЧОП «Русь» и «МАГ-Строй». Адвокаты Аитова утверждают, что директор ЧОП «Русь» Николай Солдатов взыскал через суд в Москве деньги по договорам об оказании услуг, а потом все равно обратился в Арбитражный суд РТ на включение его в реестр кредиторов с требованием передачи ему жилых помещений в счет оплаты по этим же самым договорам. Помимо этого Солдатов также обратился в правоохранительные органы в качестве гражданского потерпевшего, из чего защита сделала вывод, что он хочет получить деньги три раза по одному и тому же иску.

Выяснился и один интересный нюанс, который повлиял на дальнейших исход событий — Рыбалов рассказал о том, что за два дня до судебного заседания в Ново-Савиновском районе было вынесено еще одно решение — о возбуждении дела по статье «Мошенничество» за действия Аитова в 2003 году.

— Я прошу суд обратить внимание на то, кто просит продлить содержание под стражей свыше года нашему подсудимому. Это группа следователей, которые позавчера с помощью Ново-Савиновского суда уже избрали новую меру пресечения, возбудив уголовное дело по 159-й статье. Они так подстраховались на сегодняшний день — не дай бог суд откажет им в удовлетворении. Они взяли обстоятельства 2003 года, якобы Аитов тогда похитил денежные средства. Они по рапорту следователя, а не по заявлению потерпевшего возбудили уже новое дело! — эмоционально рассказал Рыбалов.

И продолжил.

— Помните, в XIX веке появились стряпчие? Они лукаво дела организовывали. Вот эти люди, которые сегодня просят продлить срок содержания под стражей больше года пожилому больному человеку, уже подстраховались.

В итоге по этому делу арест был назначен до 11 февраля.

Рашид Аитов рьяно начал доказывать, что он обязательно достроит дольщикам все дома. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Эти дольщики никому не нужны, кроме меня!»

Сторона защиты в итоге выступила против удовлетворения ходатайства и за освобождение своего клиента под залог. За это решение выступил и представитель пострадавшей стороны — дольщик Виктор Туневский. По его словам, им все равно, где будет Аитов — под заключением или на свободе, главное, чтобы он выполнил данные перед дольщиками обязательства. А так как за решеткой их выполнить проблематично, он выступает за то, чтобы его отпустили на волю.

Слово дали и самому Рашиду Аитову, который еще более рьяно начал доказывать, что он обязательно достроит дольщикам все дома. Начал глава «Свея» с того, что его фирма обанкротилась пять лет назад, но он, несмотря на это, все равно продолжил строить.

— Мне все говорили — и судьи, и все: «Рашид, ты дурак! Надо было тебе закрыть и все». Но я обязан отдать людям эти квартиры. И каждый год пять лет я в банкротстве отдавал эти дома и ни копейки доплат с дольщиков не брал. Меня дернули с объектов по надуманным обвинениям, закрыли на год. За этот год я бы больше пользы принес, если бы дома достроил и сдал, — уверил Аитов.

— Дольщики на этих дома — они как мои дети. Я за них отвечаю, я им был должен и сейчас говорю: я должен достроить эти дома и отдать эти квартиры, — продолжил подследственный.

В завершение своей пламенной, но короткой речи Рашид Аитов еще раз повторил, что он бы принес больше пользы будучи на свободе и закончил: «Эти дольщики никому не нужны, кроме меня! Я перед ними в ответе до конца своей жизни».

В итоге ходатайство следствия было судом не удовлетворено — объявление такого решения сопроводили радостные возгласы среди группы поддержки Рашида Аитова. Но выйти на свободу ему в этот день так и не было суждено. Согласно вынесенному три дня назад решению Ново-Савиновского суда Казани, за решеткой он пробудет до 11 февраля 2017 года.

Мария Горожанинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров