Рашид Аитов: «Год продержали в СИЗО, я бы за этот год все дома построил и сдал дольщикам»
Накануне Верховный суд РТ принял решение о продлении ареста главе «Свея» Рашиду Аитову до февраля следующего года. Вместе с тем суд отказал в смягчении меры пресечения и ее замене на залог или домашний арест, несмотря на заверения адвокатов в том, что Аитов не собирается сбегать от следствия и если вдруг он попробует оказать давление на свидетелей, то общая ситуация абсолютно не изменится. Почему адвокаты назвали судью «нотариусом, удостоверяющим позицию следствия», и какие основания следователя сторона защиты сочла незаконными — в репортаже «Реального времени».
Адвокаты столичного мошенника Полонского встали на защиту Аитова
В среду Верховный суд РТ рассмотрел ходатайство следователя СУ СК по РТ Таслии Шакиряновой о продлении срока содержания под стражей учредителя ООО «Фирма «Свей» Рашида Аитова, который находится под стражей уже 12 месяцев. По истечению года рассмотрение вопроса о продлении срока ареста переходит из районных судов (ранее Аитовым занимался Ново-Савиновский районный суд) в Верховный суд РТ.
Скамьи в зале заседания были практически пусты: даже гражданская супруга не пришла поддержать Аитова. Однако за ограждением было довольно тесно: за одним столом ютились сразу четыре адвоката — к Тамаре Овчинниковой и Галине Кайновой присоединился член адвокатской палаты Москвы Константин Рыбалов и его коллега по «J&S Legal Counsels and Trustees» Артур Макаркин. Отметим, что ранее московские адвокаты представляли интересы бизнесмена Сергея Полонского, обвинявшегося в хищении 3,2 млрд рублей при строительстве жилых комплексов «Кутузовская миля» и «Рублевская Ривьера».
Из постановления, составленного Шакиряновой, следует, что в одном производстве был соединен целый ряд уголовных дел, возбужденных в различный период времени по различным составам преступлений, в частности по части 2 ст. 238 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Любопытно, что буквально в сентябре Аитов подозревался только в самовольном возведении каркаса 18-этажного дома в ЖК «Золотая середина» при отсутствии разрешительных документов и создании тем самым угрозы для жизни и здоровья потребителей, в том числе детей (статья 238 УК РФ).
— Обвиняемый совершил мошенничество в отношении участников долевого строительства, оказывал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе в отношении лица, не достигших 6 лет, при незаконном строительстве 18-этажного дома по ул. Чистопольской, строительный номер 6, — начала озвучивать свою позицию следователь.
Главбух «Свея», уехавшая в Испанию, не позволила смягчить меру пресечения
Таслия Шакирянова указала на то, что Аитов обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, ранее отказался признавать свою вину и возместить ущерб, который, по последним данным, составляет свыше 340 млн рублей. Следствие уверено, что, оказавшись на свободе глава «Свея», во-первых, может продолжить заниматься преступной деятельностью, оказывать давление на свидетелей и уничтожить доказательства, а также скрыться от органов предварительного следствия. Внимание Шакиряновой привлек тот факт, что Аитов долгое время не проживал по месту регистрации. К слову, упоминание об этом вызвало возмущение самого обвиняемого: «Как я не жил по прописке? Раз в квартал проверял участковый <...>, и после этого говорят, что я там не жил».
Как сообщила Шакирянова, в ходе следствия Аитов якобы предпринимал меры, чтобы скрыться от органов следствия: «Также главный бухгалтер фирмы «Свей» и «МАГ-строй» находится сейчас в Испании и не является на дачу показаний. Находясь на свободе, Аитов также может скрыться».
Первой отбиваться от доводов следствия решила адвокат Овчинникова, начавшая свое выступление с фразы, которая затем в разных интерпретациях звучала из уст каждого адвоката Аитова: «Я полагаю, что постановление следователя незаконно и необоснованно, и для его удовлетворения нет законных оснований».
В первую очередь защита решила надавить на то, что обвинение в совершении особо тяжкого преступления незаконно, так как в период совершения инкриминируемого деяния (с 1 апреля 2015 по 7 декабря 2015 года) статья 204 УК РФ действовала в редакции ФЗ-97, и преступление относилось к особо тяжкому. Однако на момент предъявления обвинения (13 сентября 2016 года) статья 204 действовала в иной редакции, и преступление квалифицировалось как тяжкое. Адвокаты надеялись, что благодаря обратной силе закона инкриминируемое Аитову преступление должно квалифицироваться как просто тяжкое, однако ему было отказано в переквалификации.
По мнению защиты, Аитов не сможет заниматься мошенничеством, если ему смягчат меру пресечения, так как у него нет средств для открытия новой фирмы (все конфисковано), плюс он не сможет зарегистрировать юрлицо. А довод следствия о том, что Рашид Аитов будет оказывать давление на свидетелей, вызвал неподдельное возмущение у адвоката.
— Это совершенно невероятно, что он может каким-либо путем воспрепятствовать производству по делу. С учетом той стадии расследования данного дела, о которой нам поведала следователь, все доказательства закреплены, все изъяты. Никакое изменение показаний, даже если показания свидетели будут изменять по любым причинам, никоим образом не скажется на тех материалах, которыми были скреплены все обязательства Аитова — договорные отношения, — высказалась Овчинникова.
«Аитов до приговора уже не доживет...»
Как и на прошлом заседании, адвокаты Аитова не преминули напомнить суду о состоянии здоровья своего подзащитного. Защита уверена, что заявление Шакиряновой о том, что у учредителя «Свея» не было выявлено тяжелых заболеваний, которые не позволяли бы содержать его в СИЗО, не более чем личное мнение следователя. В свою очередь Шакирянова уточнила, что ею были приложены справки, также неоднократно запрашивались сведения из СИЗО, был допрошен главврач изолятора — по его словам, состояние Аитова стабильное и он соматически здоров.
— Защита обращалась к следствию с ходатайством о проведении медицинского освидетельствования, о создании медицинской комиссии, которая дала бы заключение о том, есть ли на самом деле такое заболевание или нет. В ходатайстве было отказано следствием, — высказалась Овчинникова.
Ее коллега уточнила у Шакиряновой, сколько раз изолятор выдавал справки о том, что Аитов не может участвовать в следственных действиях из-за состояния здоровья. По словам следователя, было около 10 справок, также ему четыре раза вызывали скорую.
— Ничего не мешает суду изменить меру пресечения, например, на залог или на домашний арест. С доказательствами уже ничего не случится — они уже собраны и закреплены. Больного человека, который ни разу не был привлечен, держат и просят содержать под стражей больше года. А мы все понимаем, что произойдет далее, если суд удовлетворит это ходатайство. Они дотянут до 18 месяцев под предлогом того, что им надо что-то делать, но делать они ничего не будут. И накануне 18 месяцев они выйдут на ст. 217, и тогда Аитов до приговора уже не доживет, — высказался адвокат Константин Рыбалов.
Константин Рыбалов: «Аитов не преступник. Аитов предприниматель, у которого намерены отнять бизнес». Фото 7x7-journal.ru
«Решение незаконное, а судья, как нотариус, удостоверяет позицию следствия»
Прежде чем судья удалился в совещательную комнату, слово было предоставлено самому Рашиду Аитову.
— 7 лет назад фирма зашла в банкротство, 7 лет фирма работала, каждый год сдавала по пять домов дольщикам. За этот год я бы мог достроить дома и отдать дольщикам, какую-то пользу принести дольщикам, обществу. 7 лет мы строили и ни копейки с дольщиков доплаты я не брал. Себестоимость поднялась, а они платили 8 тысяч за квадратный метр, а себестоимость уже 30 тыс. была. Себе в ущерб мы все 7 лет работали, — высказался Аитов. — Мне говорят, что я скрыться должен. Я мог скрыться еще 7 лет назад, но я этого не сделал, потому что у меня были обязательства. И сейчас я хотел все обязательства выполнить. Год продержали, я бы за этот год эти все дома построил и сдал. И не было бы вот этого разбирательства. Даже если я сейчас буду под домашним арестом или под залогом, я больше пользы принесу, чем сидя в СИЗО.
Отметим, что следователь сочла необходимым продлить срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев, на 3 месяца 28 суток, то есть до 11 марта 2017 года (срок следствия также продлен до 11 марта 2017 года). Суд удовлетворил ходатайство следователя частично: мера пресечения не была смягчена, однако срок продлили только на 3 месяца.
— Каждый судья, который продлевает арест Аитову, напоминает нотариуса, который просто ставит штамп на решение следователя. Решение, конечно же, незаконное, судья, как нотариус, удостоверяет позицию следствия. Аитов не преступник. Аитов — предприниматель, у которого намерены отнять бизнес. Следственные органы привлекают Аитова незаконно и необоснованно. У них нет доказательств вины. Будем оспаривать, — прокомментировал решение суда Константин Рыбалов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.