Игорь Сечин: «Мне определенно не хватает времени на джаз»

Глава «Роснефти» Игорь Сечин опубликовал в журнале «Русский пионер» авторскую колонку о джазе. Главред издания, журналист из кремлевского пула Андрей Колесников потратил семь лет, чтобы добыть эту статью. «Реальное время» также хочет познакомить своих читателей с размышлениями одного из самых влиятельных людей России.

«Для меня наибольший интерес сейчас представляют два контрастных направления джаза: кубинский джаз и японский»

Когда я слышу, как кто-то говорит: «Время уходит», в голове мелькает миллион дел и возможностей, на которые этого уходящего времени всегда не хватает. Мне, например, определенно не хватает времени на джаз. Помимо прочего. Эту музыку я слушал всегда, поэтому она и не музыка для меня давно, а жизнь и есть. Раньше слушал больше, теперь реже, но суть от того не меняется.

Есть очевидное, казалось бы, решение — слушать музыку в машине, раз другого времени порой просто нет. Но это не работает. В машине можно слушать новости, можно услышать кого-то по телефону, можно позволить себе не слушать никого. А вот джаз в машине не услышишь, так же, как не услышишь самого себя. Джаз нужно слушать дома.

Когда я стал увлекаться джазом, точно не помню, но не помню не потому, что из головы вылетело, а потому, что это не важно. Важно другое. Самое главное в осмысленном джазе, как и в настоящей жизни, — импровизация. Но не предусмотрительная и профессиональная, а ранимая и раскрепощающая. Такая импровизация, будь то сцена театральная или концертная, сухой кабинет или наследный дом, — такая импровизация в любых условиях или условностях выглядит легко, не заставляет думать.

«Кубинский джаз я смело называю самым классическим и не перестаю наслаждаться великолепным оркестром Buena Vista Social Club». Фото thisistheshuffler.wordpress.com

Если говорить только о музыке, то отмечу для тех, кому джаз знаком понаслышке, что этой музыке небезосновательно приписывают синкопированность и особый драйв. И то и другое правда, но больше дело техники, вернее сказать, дело рук исполнителя, даже в большей степени, чем дело таланта композитора.О джазе можно говорить необоснованно и обоснованно много. Главное — проводить мыслимую черту и отдавать себе отчет в том, говоришь ты о музыке или о чем-то далеко за ее пределами. Так бывает с этой музыкой.

Для меня наибольший интерес сейчас представляют два контрастных направления джаза: кубинский джаз и японский.

Кубинский джаз я смело называю самым классическим и не перестаю наслаждаться великолепным оркестром Buena Vista Social Club.

«Это совсем не значит, что великий американский джаз как-то потускнел»

История кубинского джаза так же длинна и удивительна, как история джаза американского. По некоторым данным, первый джазовый ансамбль появился на Кубе еще в 1914 году. Кубинских имен невероятно много в джазовых историях разных стран, городов и времен. Но удивительное дело: хотя кубинский джаз не что иное, как классика в ее первоначальном виде, на самом деле это совсем другой джаз. Кто знает, почему так хорош кубинский джаз, почему именно в нем все так, как и должно быть в джазе. Может быть, как обычно, все дело в политике и надежной защищенности острова Свободы от чужого, от новых веяний, которые просто не проникают туда. Сложно сказать. Да и надо ли…

«Музыкантов из Kyoto Jazz Massive, безусловно, можно отнести к современному джазовому поколению». Фото lifestyle.inquirer.net

Япония, напротив, показывает совершенно новые образцы джаза. Японские музыканты умудрились использовать новейшие технологии в таком, казалось бы, «ручном» деле, как джаз. Я не говорю о классиках: японском пианисте Макото Озоне или джазовом саксофонисте Садао Ватанабе.

Я имею в виду современный японский джаз с налетом электроники и национальными мотивами. Например, музыканты из Kyoto Jazz Massive или Shuya Okino, которых, безусловно, можно отнести к современному джазовому поколению. Такая музыка вступает в откровенную дискуссию с устоявшимися музыкальными стереотипами, и назвать ее джазом порой сложно, хотя и импровизация, и синкопированные ритмы налицо. Но мне нравится этот микс из разнотравных направлений джаза, который смело укладывается в авангард и может позволить себе даже отсутствие саксофона. Я рассказал об этих двух направлениях джаза еще и для того, чтобы показать: величие джаза в том, что он может иметь абсолютно разные воплощения, быть и тем и другим и при этом оставаться джазом.

Это совсем не значит, что великий американский джаз как-то потускнел. Это из него все вышло, и он впитывает в себя все. Родившийся в абсолютно фольклорной новоорлеанской традиции, созданной черными музыкантами, не знавшими музыкальной грамоты, он захватил и поглотил европейскую музыкальную культуру. Эта генетика и породила уникальную способность джаза впитывать в себя поистине любые культурные формы, что и дает возможность абсолютной музыкальной свободы.

«И ты слушаешь джаз, и тебе опять становится хорошо». Фото mr-info.ru

Например, кто сегодня самый мощный джазовый исполнитель в России? Денис Мацуев, величайший классический музыкант в своей первой ипостаси. Думаю, именно немыслимая свобода и привлекает в джазе королей и королев классического исполнительского искусства, как и миллионы поклонников…

И ты слушаешь джаз, и тебе опять становится хорошо.

Колонка опубликована в журнале «Русский пионер» №69

Игорь Сечин

Новости партнеров