«КидСпейс» на пути федеральной экспансии
20 декабря детскому городу «КидСпейс» исполняется два года. Город, в котором дети могут почувствовать себя свободными и самостоятельными придумали Елена и Алексей Тихоновы, супруги из Казани, которые ради воплощения своей мечты поступились карьерами. Спустя три года после принятия решения круто поменять свою жизнь, Тихоновы довольны: «КидСпейс» на пути к окупаемости и превращается в федеральную сеть».
Долгий старт
«Уважаемый житель N, вас просят пройти на пограничный контроль», — то, что в детском городе обращаются к детям, а не к родителям, мам и пап обычно подкупает. Недаром и название «КидСпейс» переводится как «детское пространство». Детский город «КидСпейс» создан по образцу реального города, состоящего из различных учреждений, служб, предприятий — тематических профессиональных станций с названиями реально существующих брендов.
Алексей и Елена — родители троих детей, но до создания «КидСпейс» никаким «детским» бизнесом не занимались. Елена юрист по образованию — бывший замдиректора Кадастровой палаты РТ, Алексей — владелец собственного строительного бизнеса. Елена Тихонова не соответствует стереотипу о типичном чиновнике. Говорит, что больше всего в работе в Кадастровой палате любила вторник — приемный день. Ей нравилось общаться с людьми, решать их проблемы. Ее рассказ о том, как сложно, но можно решиться оставить «теплое» место чиновника мог быть описан в какой-нибудь мотивирующей книге по бизнесу.
— Вся команда в Кадастровой палате удивительная, это была по-настоящему хорошая работа. С такой должности, говорят, не уходят. Если бы мысль о создании детского центра не появилась, я бы и дальше трудилась там, но меня мечта позвала. Появилась новая точка, к которой я рванула, — рассказывает Тихонова.
Елена говорит, что мечта создать свой детский центр появилась, когда она как мама осознала — детям попросту некуда ходить и нечем заниматься. На тот момент, когда ее первая дочка была совсем маленькой, никаких возможностей для развития детей город не давал. А с рождением третьего ребенка Елена Тихонова осознала, что начала третий цикл посещений одних и тех же музеев, театров и детских кружков.
— Я видела, что в Москве и Петербурге интересных мест, куда можно сходить с ребенком, гораздо больше. В итоге и дети там растут какими-то особенными: более разносторонними, активными, свободными. В своем детстве, читая «Пионерскую правду», я всегда удивлялась, какие дети в столицах: как хорошо изъясняются, как складно мыслят. Но далеко не все могут позволить себе развивать детей в поездках по другим городам. И чем дальше от столиц, тем сложнее ситуация. А дети везде одинаковые и им жить в будущем.
Понимание, как и с чего стартовать пришло к Елене с мужем не сразу. Идею вынашивали года три.
— Я очень долго копила идеи, много читала мотивирующей литературы. Книга Пола Хокена «Дело вашей жизни» стала для меня знаковой в то время, а последней точкой стал тренинг Гузель Хисматуллиной (директор компании «Тимсофт» — прим. ред.). Я спросила у нее: «Как ты считаешь, у меня получится?». И, получив убедительно твердый ответ, решила погрузиться в собственный проект.
Еще месяцев восемь Елена и Алексей «упаковывали» «КидСпейс». Хоть антураж города детства не уникальная идея, задумку нужно было глобально адаптировать для Казани и, по сути, создать новый проект. Аналогичные столичные центры «списывать» не хотелось, да и незачем: ведь они нацелены больше на одно посещение. Детей в мегаполисах так много, что даже одного визита на семью оказывается вполне достаточно для поддержания рентабельности проекта. В Казани стояла задача — сделать центр любимым местом для гостей: регулярная смена игровых локаций и сценариев, а также безупречный сервис — только так можно привлечь постоянных гостей.
— Нам нужно было сделать центр, в который дети приходили бы неоднократно, а для этого необходимо создать среду, которая бы позволяла ребенку чувствовать себя свободно, иметь возможность фантазировать, изобретать. Это очень сложная и кропотливая работа большого коллектива, но все получилось. Есть дети, которые у нас были по 100 раз и больше.
Рисковый «КидСпейс»
«КидСпейс» — проект дорогой. Только собственных средств супруги Тихоновы вложили порядка 15 млн рублей. Еще столько же — инвесторы. В итоге «КидСпейс» открылся на большой площади — 2 300 квадратных метров, с привлекательным оснащением. Многие жители гости города отмечают, что в целом проект выглядит сетевым.
— Можно было обойтись меньшими затратами и реализовать проект более скромно, но мы считаем, что он получился ярким в том числе и из-за масштаба, — говорит Елена Тихонова. — Это очень интересная история и для наших партнеров. При высоком трафике, цена контакта с потенциальными клиентами для них весьма доступна. А для нас привлечение стабильных компаний — это возможность привнести реальность в детский город и более реалистично оборудовать его. Например, «городской» салон оптики «Корд» владелица одноименной компании Марина Решетникова оснастила настоящими брендовыми солнцезащитными очками и диагностическим оборудованием.
«КидСпейс» стал первым арендатором стадиона «Казань Арена» — Тихоновы подписали договор №1, и считают размещение на спортивном объекте хорошим решением. Стадион, открывавшийся с лозунгом «город в городе», уже через полгода сменил его на концепцию «Казань Арена Family», и, возможно, «КидСпейс» на смену вектора тоже повлиял. Сегодня на «Казань Арене» несколько детских объектов.
— Конкуренция, если она здоровая, делает нас сильнее и лучше для гостей, — убеждена Елена. — Мы очень дорожим мнением гостей по улучшению сервиса. Нам помогают в этом сотрудники, родители и дети. В социальном предпринимательстве мелочей не существует. А какие идеи и решения предлагают нам наши гости! Например, сами юные жители «КидСпейс» решили вкладывать заработанные опыты (это местная валюта) на благотворительные цели. Каждый месяц по этой акции в городок приходит 40—60 ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Елена Тихонова говорит, что со стереотипом о дороговизне «КидСпейс» приходится бороться. Сейчас ценовая политика более гибкая, чем при запуске проекта, билеты можно купить от 300 рублей, а многие ребята участвуют в регулярных конкурсах и получают возможность выиграть абонемент или билет.
Но рентабельность социального предпринимателя не может быть высокой, признает Елена Тихонова. Проект при вложенных в него 30 млн рублей удастся окупить примерно за четыре года. Оборот компании очень зависит от сезона. Из капитальных расходов — плата за аренду, коммунальные платежи, зарплата (сейчас в детском городе работает около 80 человек).
Проект ведет в сеть
— Если ты берешь в штат сильных людей, то проект начинает сам диктовать свое развитие, — говорит Елена Тихонова. — Профессионалам становится скучно в рамках, в итоге мы развиваемся так быстро, как изначально и не планировали.
Сейчас «КидСпейс» — это помимо города профессий, еще и детские праздники, городской лагерь в дни каникул, продленка, корпоративные праздники, экскурсии на предприятия и др. Сейчас Елена реализует проект «Профи Старт» за пределами «КидСпейс». Это профориентация уже для старших подростков в школах и погружение в профессию. Пока это некоммерческое мероприятие, но тестовые пробы покажут насколько востребовано будет у детей и родителей предложение. Подтолкнул к этому разговор с 14-летней дочерью.
— После разговора с ней я осознала, какой сложный вопрос для подростков — определиться в современном мире профессий. Вспомните себя в этом возрасте: все дороги открыты, а ничего не знаешь ни о мире профессий, ни о себе, — говорит Елена.
До конца месяца «КидСпейс» откроется в Набережных Челнах в «Санрайз Сити» в центре города. Инвестиции в этот проект составляют 25 млн рублей. Располагается «КидСпейс» теперь уже в торговом центре и это удобно: гостям, проекту и другим арендаторам.
— Однако мы не камера хранения для детей, «КидСпейс» — это обучение через игру. Я бы как мама именно такой торговый центр выбрала.
Кроме того, по словам Елены, планируется проанализировать, как проект заработает в Набережных Челнах — городов такого масштаба в России много. Успех в Закамье покажет, как можно развиваться дальше, в том числе по франшизе. Партнерский «КидСпейс» уже работает на Северном Кавказе, в Черкесске. А ведь на первом году жизни у Елены и Алексея даже мысли не было о том, чтобы когда-нибудь упаковать свой проект во франшизу.
— Мы перфекционисты, и пополнять ряд лжефраншиз, совершенно не хотелось, — продолжает Тихонова. — В течение нескольких месяцев мы учились на курсах и оформляли франшизу. Кроме того, нам не хотелось испортить бренд и кому попало мы свой проект передать не готовы. В Черкесске оказались очень хорошие партнеры, которые во многом разделяют наши ценности, в итоге на Северном Кавказе «КидСпейс» оказался успешным.
Франшиза существует в трех вариантах: «Старт», «Классик» (для двух вариантов площадей) и «Премиум». Паушальный взнос за эти пакеты — от 1,5 до 7 млн рублей. В стартовом пакете роялти отсутствует, в других — 90 и 135 тыс. рублей в месяц. Предполагаемые инвестиции — от 25 до 35 млн рублей (пакет «Премиум»). При этих инвестициях в «КидСпейс» ориентируют франчайзи на рентабельность 18—27% и срок окупаемости порядка 4-5 лет. Бизнес нелегкий, не скрывает Тихонова, но все-таки довольно рентабельный при правильном управлении. Франшиз такого плана немного, и запросы на «КидСпейс» есть как по России, так и из Вильнюса, Риги, с Кипра.
В своем описании франшизы «КидСпейс» говорит, что франчайзи получит заинтересованность, участие и поддержку правительства. Это большая редкость для частных проектов других регионов. Благодаря выигранному гранту Минэкономики РТ в 7 млн рублей, выделенному на создание центров молодежного инновационного творчества, компания приобрела 3D-принтеры, лазерный резак, гравер и многое другое оборудование для создания нового направления — «Школы инженеров».
— Нам реально повезло, я знаю, что в других регионах такого нет. Мы открылись в декабре 2014 года, и уже в феврале выездное заседание Кабмина в наших стенах провел премьер Ильдар Халиков. Почему «КидСпейс» оказался в центре внимания? Наверное, потому что мы заняты очень важным делом — помогаем детям стать счастливее.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.