«Если бы я был вместо Путина, то списал бы эти долги регионам»

Минфин боится возможного секвестра финансирования на 2 млрд рублей из федерального бюджета

«Если бы я был вместо Путина, то списал бы эти долги регионам»
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

На заседании Государственного совета Республики Татарстан народные избранники в первом чтении одобрили проект «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Из забавного: в ходе голосования получилось так, что даже депутаты фракции КПРФ по РТ, которые выступали против него, по ошибке проголосовали за проект. Из тревожащих тенденций — все больше пациентов из местных медучреждений по программе ОМС уходят в клиники Москвы, Питера и соседних регионов.

Реалистичные показатели цены на нефть и экономическая успешность местных ТОЭСР

Самой обсуждаемой темой на двадцать втором заседании Государственного совета Республики Татарстан пятого созыва, прошедшего в четверг, был проект закона Республики Татарстан № 282-5 «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», который принимали в первом чтении. Рассмотрению проекта в Госсовете предшествовали многочисленные обсуждения его комитетчиками, о которых писало «Реальное время». С докладом о прогнозе социально-экономического развития РТ на 2017—2019 годы к трибуне вышел министр экономики РТ Артем Здунов. Первым делом он отметил, что несмотря на некоторую стабилизацию цен на нефть и курс валют, сохраняются риски для перспектив мировой экономики, которые, по его мнению, обусловлены, прежде всего, политическими причинами. «При этом российская экономика, по оценке экспертов, частично адаптировалась к нынешним условиям», — отметил Здунов.

— В Татарстане в текущем году по основным макроэкономическим показателям наблюдается стабильная положительная динамика. По итогам января — сентября темп рост ВРП составил 102,6%, основной вклад вносят промышленность, сельское хозяйство и строительство.

По итогам года объем ВРП будет приближен к 2 трлн рублей, в 2017—2019 годах рост экономики прогнозируется на уровне 103,1%—104,2%, что превышает среднероссийскую динамику. Подробнее ознакомиться с докладом Артема Здунова можно в материале «Реального времени».

Говоря о крупных проектах республики, министр напомнил, что две недели назад они успешно защитили по программе правительства РФ кластер «Иннокам» и что в Набережных Челнах уже создана территория опережающего социально-экономического развития, куда привлечено уже пять резидентов. Вопросов по теме у депутатов было много. Так, первый секретарь татарстанского регионального отделения КПРФ Хафиз Миргалимов поинтересовался эффективностью промышленных площадок в муниципальных районах. К примеру, в Чистополе на создание подобной площадки, по его словам, вложили почти 300 млн рублей, но она расположена далеко от города, а дороги к ней плохие. На это Здунов сказал, что промышленные площадки будут строиться практически во всех районах республики с учетом того, чтобы люди могли на них работать. «Поэтому пусть она даже находится подальше от основных промышленных производств, но мы инвестиционную политику выстраиваем так, чтобы «отбить» по финансовым затратам все объекты инфраструктуры и обеспечить население рабочими местами».

Еще один представитель КПРФ Александр Комисаров спросил, чем министр может объяснить низкую экономическую активность ТОЭСР в Набережных Челнах, которая за девять месяцев существования смогла привлечь только пять резидентов. Артем Здунов с утверждением о низкой экономической активности не согласился, пояснив, что вся нормативная база на деле начала действовать только с конца мая и за полгода пять резидентов с объемом инвестиций в 9 млрд рублей и с 1 200 созданными рабочими местами, а по итогам проектов 2 400 рабочих мест — это неплохой результат.

Резонный вопрос министру задал председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев.

— В 2014 году мы говорили, что цена на нефть ни за что не упадет ниже 70 долларов за баррель, однако мы знаем, что она падала уже и до 25 долларов за баррель. Насколько реалистичен показатель, который мы закладываем в прогноз нашего бюджета?

Действительно, прогноз на ближайшие три года составлен с учетом того, что цена на нефть составит 40 долларов за баррель.

На это докладчик ответил, что они используют сценарные оценки Минэкономразвития, а «насчет реалистичности этого показателя — покажет жизнь».

Индексация зарплат на 4,9% и минус 2 млрд из федерального бюджета

С еще одним докладом выступил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Он рассказал, что наиболее объемными источниками бюджета являются налог на доход физических лиц, налог на прибыль и имущество организации. На них придется 77,7% всех сборов республиканского бюджета и 73,2% консолидированного бюджета на 2017 год. В 2017 году от налогов должно поступить 64,3 млрд рублей в консолидированный бюджет, из них 45 млрд рублей в бюджет республики.

Еще одним источником пополнения бюджета значится налог на прибыль — если в 2016 году он принес 53,7 млрд рублей, то на следующий год правительство рассчитывает получить уже 63 млрд рублей. От налогов на имущество организаций в 2017 году планируется получить 21,5 млрд рублей, и 1 млрд рублей от физических лиц. Земельный налог должен принести бюджету 6,8 млрд рублей, транспортный — 3,5 млрд рублей, налог на совокупный доход — 7,7 млрд рублей.
Министр также уточнил, что в доходе бюджета республики пока не значатся федеральные средства, так как федеральный бюджет пока не внесен в Госдуму. Федеральные средства будут учтены в бюджете РТ поправками во втором чтении.

Все бюджеты муниципального образования прогнозируются бездефицитными. Подробнее с докладом Гайзатуллина также можно ознакомиться на сайте «Реального времени».

Депутата Николая Рыбушкина интересовало, заложена ли в план бюджета республики на 2017 год индексация зарплат государственных и муниципальных служащих? Докладчик на это рассказал, что индексация заложена с 1 октября на 4,9%.

Ильшат Аминов в свою очередь спросил, чем вызвано снижение расходов по трем разделам: по общегосударственным вопросам, национальной экономике и здравоохранению. Кроме того, руководитель ТРК «Новый век» попросил уточнить по поводу средств на здравоохранение, которые частично перешли на социальную политику. Согласно отчету, из здравоохранения забрали 10 млрд рублей, но на социальную политику поступило только 8 млрд.

Потерю двух миллиардов Гайзатуллин объяснил как раз таки тем, что в проекте пока не учтены федеральные средства. Кроме того, он не стал отрицать, что по ряду программ прошло сокращение бюджетов.

Артем Прокофьев затронул тему угрозы сокращения трансфертов из федерального бюджета. В ответ на вопрос об ожиданиях республики и возможных сокращениях министр рассказал, что, исходя из представленного проекта федерального бюджета, уже можно сделать вывод, что финансирование будет уменьшено на порядка двух млрд рублей. «Но это не окончательно, потому что вы знаете, что в течение года ряд федеральных министерств распределяет средства. Но, наверное, самое негативное для субъекта это то, что планируется изменить методику распределения бюджетных средств. В этой части возможно еще будут потери в получении этих субсидий». Общую сумму сокращения он пока назвать не смог, но еще раз повторил, что пока, согласно анализу, речь точно идет о 2 млрд рублей.

«Если бы я был вместо Путина…»

И на этом заседании себя снова проявил Хафиз Миргалимов (фото на постере). На этот раз в ходе ряда вопросов. Речь пошла о долгах субъектов в размере практически 3 трлн рублей. «Если бы я был вместо Путина, то списал бы эти долги и сказал: работайте, как Татарстан — инвестиции, технологии, развитие. А так — уравниловка и никакого стимула нет. Я считаю, надо списать 100 млрд долгов Татарстана, оставить только 16 млрд». Дальше прозвучал вопрос о погашении этих самых долгов.

Гайзатуллин рассказал, что структура долга делится на две части. Общий объем прямого долга Министерству финансов РФ составляет 84 ,8 млрд рублей, из них в течение трех лет необходимо вернуть 17,9 млрд. Остальная часть реструктурирована, а уплата основной части начнется с 2023 года.

В итоге перед голосованием с критикой проекта бюджета РТ на 2017 год выступили сразу два депутата от КРПФ — Прокофьев и Миргалимов. Прокофьев говорил о непрозрачности распределения бюджетных средств, сокращении бюджета на социальные услуги и здравоохранение, а также о незначительной индексации зарплат, которые не соответствуют реальной инфляции. Выступил депутат и за то, чтобы в республике изначально оставалось больше бюджетных средств, а не уходило в федеральный центр с последующим возвращением в виде целевых вливаний. О том, что федеральный центр забирает из республики деньги, говорил и Миргалимов. Он также негативно высказался по отношению к измененной модели финансовой поддержки регионов.

Однако на самом голосовании против проекта «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» проголосовал только один депутат. Проект был принят в первом чтении и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин объявил следующего докладчика. Но тут неожиданно с просьбой провести повторное голосование поднялся Прокофьев. Как выяснилось, члены фракции КПРФ ошибочно проголосовали — судя по всему «за», а не «против» проекта. Мухаметшин на это сказал, чтобы они подали им записку и в стенограмму включат, как они голосовали. Тем более что на окончательный результат их голоса все равно повлиять не могут.

— В прошлый раз мы проводили переголосование, когда ошиблись депутаты «Единой России». Поэтому давайте, пожалуйста, проведем повторное голосование.

— Вы против голосовали? — спросил председатель Госсовета.

— Нет, мы должны голосовать против. Ошибочно нажали кнопку, — под смешки депутатов ответил представитель КПРФ. Однако Мухаметшин, несмотря на указанный факт проведения повторного голосования по просьбе депутатов «Единой России» ответил ему категорическим отказом.

— Я еще раз говорю. Мы учтем ваше голосование «за» или «против», в стенограмме это дело пройдет. Будьте внимательны при голосовании, не играйте в игрушки. Это первое. А второе — когда уже представили следующему докладчику слово с последующими вопросами, вы очнулись. Напишите записку, мы учтем, в стенограмму это дело включим.

Врачи не хотят работать в сельских поселениях даже за 1 млн рублей

Еще одним интересным проектом, рассмотренном на заседании Госсовета, стал проект закона Республики Татарстан № 283-5 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Исполнительный директор Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан Алсу Мифтахова отчиталась, что исполнение бюджета в этом году прогнозируется в объеме 38,5 млрд рублей по доходам и 39, 3 млрд по расходам. В 2017 году доходы увеличиваются на 6,3% и составят 40,8 млрд рублей. Основную долю дохода — 33,7 млрд рублей — составляют субвенции из бюджета федерального фонда ОМС. Расходы фонда в 2017 году запланированы в размере 40,8 млрд рублей с 4%-м ростом к уровню 2016 года. На 2018 год доходы прогнозируются в объеме 42,1 млрд рублей, на 2019 — 43,3 млрд рублей. Расходы на 2018 год по плану должны соответствовать уровню доходов.

В следующем году будет продолжена реализация программы «Земский доктор», на которую 60% средств выделит федеральный фонд и 40% — республиканский. Напомним, в рамках этой программы врачам, которые готовы переехать в сельские поселения для работы, выплачивается 1 млн рублей. По словам Мифтаховой, за пять лет участниками программы стали 372 человека, но на сегодня уже есть 39 врачей, которые отказались от единовременных компенсационных выплат. Сумма возврата в федеральный бюджет фонда — 17 млн рублей. Отказы связаны с отсутствием необходимой инфраструктуры в районах, сложностями в получении квалификации, а также невозможности трудоустроиться в сельской местности одному из супругов.

Из Татарстана бегут лечиться в другие регионы

Докладчик отметила, что обеспокоенность вызывает наметившаяся в этом году отрицательная динамика по межтерриториальным расчетам. Как оказалось, жители республики чаще стали обращаться за медпомощью не в татарстанские организации, а в медучреждения других регионов.

— Теперь мы отдаем больше денег другим территориальным фондам за медпомощь, оказанную нашим жителям, нежели платят нам. За 10 месяцев нами выставлены счета в территориальные фонды на 410 млн рублей. К нам из других территорий поступили счета на 694 млн. Такой динамики у нас еще никогда не было, — рассказала Мифтахова.

Татарстанскому фонду ОМС было отказано в оплате счетов на 32 млн рублей, мы в свою очередь отклонили на сумму 171 млн рублей.

Продолжил эту тему главный врач ГАУЗ «Городская клиническая больница № 7» Марат Садыков. Он попросил озвучить, за какой помощью обращаются наши жители в другие субъекты, и с чем, на взгляд докладчика, это связано.

— Мы проанализировали детально объемы и счета, которые выставили нам другие территориальные фонды, и мы видим, что основной поток пациентов идет в Москву, Питер и близлежащие субъекты, такие, как Башкирия, Чувашия, Саратовская область и Удмуртия.

По ее словам, в Москву и в Питер обращаются в основном за высокотехнологичной медицинской помощью по поводу беременности, болезней уха, эндокринологии и онкологии. Поток в близлежащие регионы Мифтахова объяснила большей доступностью медпомощи. Туда обращаются по поводу офтальмологии и травматологии.

Прокомментировал ситуацию и Фарид Мухаметшин.

— Вы задали очень правильный вопрос, Марат Наилевич. Очень сильно модернизируем свою медицину, вкладываем огромные средства, расширяем сферу медицинских услуг населению и выпадаем, где-то 200 миллионов, да? Это тех, кто обращается за подобными же услугами в другие субъекты Российской Федерации.

По словам председателя Госсовета, это предмет работы республиканского Минздрава.

На вопрос ректора Казанского государственного медицинского университета Алексея Созинова по поводу участия бизнеса в системе ОМС Мифтахова также рассказала, что на сегодня в программе ОМС участвуют 56 частных клиник, объем госзадания составил порядка 2 млрд рублей. На следующий год уже заявилось порядка 78 медицинских организаций и предполагается, что объем госзаданий на предстоящий год будет увеличен.

В итоге проект бюджета территориального фонда на 2017 год и на плановый период 2018—2019 гг. депутатами был одобрен в первом чтении.

Мария Горожанинова, фото gossov.tatarstan.ru

Новости партнеров