Насколько сбросят вес «Ансату» на первенстве Composite Battle?

Насколько сбросят вес «Ансату» на первенстве Composite Battle?
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Трехслойный люк в двигательной части вертолета «Ансат» должны будут спроектировать и изготовить 10 команд федерального этапа чемпионата мира Composite Battle-2016, который открывается в Казани. У кого люк окажется легче, а значит, и дешевле — смогут выйти в международный финальный тур Composite Battle World Kazan-2016. Татарстан выставил две «производственные» команды — из молодых специалистов Казанского вертолетного завода и «КАПО-Композит».

А почему не крыло

Если в прошлом году первый национальный чемпионат Composite Battle-2015 начинался с простейшей конструкции лонгборта или скейт-доски, то с переездом в Казань конкурсное задание приобрело авиационные очертания. Из множества вариантов организаторы Composite Battle-2016 выбрали модель люка самого легкого в России вертолета «Ансат».

По словам замдиректора межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» Ильи Чуднова, его конструкция обладает небольшими габаритами — от 500 до 300 мм и поэтому не требует много дорогостоящего композитного материла для его изготовления. А ведь командам предстоит собрать 10 люков с обтекаемыми формами.

«Если бы мы выбрали крыло самолета, то как бы конкурсная комиссия экспертов смогла испытать изделие на практике?» — улыбнулся он. По его словам, работа пойдет «в зачет» лишь при условии того, что авиационная конструкция «не развалится» и выдержит летно-технические характеристики. После изделие будут оценивать на точность геометрии, прочность, жесткость и вес. Чем оно легче, тем лучше. Ведь каждый «сброшенный» килограмм уменьшает массу самолета и вертолета, а это есть одно из главных достоинств конструкции. Ради этого авиация первой стала менять тяжелый металл на легкий композит.

Россия непаханое поле, эти рынки нужно развивать

«Люк фрагмента обтекателей «Ансата» — это не ресурсный агрегат, но достаточно сложный трехслойный элемент. При его проектировании и изготовлении проявляются способности как технолога, так и конструктора, — добавил проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов. — У ребят, которые соберутся у фрезерных станков и выколочных столов для раскатки композита, будет непростая работа».

«Цель чемпионата — донести до людей, что композиты можно применять не только в сложной военной технике, но и в народном хозяйстве на любых уровнях. Пока российский рынок занимает всего один процент от общемирового объема производства из композиционных материалов. Россия — непаханое поле, эти рынки нужно развивать», — добавил Чуднов.

КАПО и КВЗ прислали бойцов

В федеральном отборочном этапе Composite Battle-2016, который будет оцениваться по стандартам WorkSkilss, примут участие 10 российских команд. Среди них — студенческие команды МГУ, МАИ, Самарского национального исследовательского университета, Юго-Восточного университета, а также команды молодых специалистов «Роскомпозита», «ОНПП «Технология им. Ромашина», НИИ «Графит». Татарстан выставил две «производственные» команды — из молодых специалистов Казанского вертолетного завода и «КАПО-Композит».

В общей сложности в состязании примут участие 50 молодых людей в возрасте до 35 лет. В течение трех дней им предстоит разработать чертеж, подготовить оснастку, изготовить отдельные элементы люка и собрать из воедино. Экспертное жюри будет проводить испытания независимо от них. Главная задача конкурсантов — войти «в пятерку» победителей, чтобы получить шанс на выход в финал международного чемпионата.

В этом году заметно усложнилась оценка участников чемпионата. По словам замдиректора межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» Ильи Чуднова, среди важных критериев оценки введен показатель материальных трудозатрат. «При выдаче композитных материалов будут выдаваться ведомости с подсчетом использованных материалов. Будет учитываться все затраты. И чем их меньше, тем выше балл», — рассказал он участникам конкурса.

Эксперт самарской команды Валерий Комаров, директор института авиационных конструкций Самарского национального исследовательского университета считает, что с введением «экономических» баллов заметно усложнится работа экспертов. «Замысел неплохой, но, как математики говорят, здесь включается «проклятие размерности». Потому что команд много — по каждому элементу изделия и по каждому виду работы предстоит делать оценки по многим позициям. И если 10 команд, то нужно выставить за три дня 500 оценок. Это слишком много. Хватило бы четырех главных оценок: качество поверхности с точки зрения аэродинамики, прочность, жесткость и вес. Вес связан с ценой, потому что материалы очень дорогие. Экономику можно косвенно подсчитать через вес — поставить на весы и смотреть, у кого он меньше 1,2 кг».

«Сейчас очень трудный момент: ребята не знакомы с программным обеспечением фрезерных станков, поэтому придется рискнуть и сыграть с русскую рулетку, — отметил Комаров. — Поэтому слегка на нервах».

1/25
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Луиза Игнатьева

Новости партнеров