Айнур Айдельдинов, ИВФ РТ: «Мы все работаем в условиях тотального недоверия...»

Бизнес-бранч «Реального времени» на тему: «Где взять деньги на развитие компании?»

Айнур Айдельдинов, ИВФ РТ: «Мы все работаем в условиях тотального недоверия...»
Фото: Олег Тихонов/realnoevremya.ru

Малый и средний бизнес в условиях сегодняшней экономической конъюнктуры страдает от проверок, меняющейся законодательной базы, роста тарифов. Как оказалось, несмотря на все усилия государства, малый и средний бизнес фактически не получил доступ к заказам крупных корпораций. С поиском ресурсов дела обстоят получше. Как правильно реагировать на текущие тренды, что предлагают предпринимателям банки и государство, есть ли место малому бизнесу в корпоративном заказе и многое другое представители делового сообщества Татарстана обсудили в ходе бизнес-бранча «Реального времени», генеральным партнером которого выступил «Татфондбанк».

«Законодательство построено таким образом, что малому бизнесу довольно непросто обойти все эти крючки»

Дискуссия, посвященная источникам финансирования малого бизнеса, началась с обсуждения общей экономической ситуации и тех проблем, с которыми сейчас сталкиваются предприниматели. По словам заместителя председателя Торгово-промышленной палаты РТ Валерия Герасимова, проблем сразу несколько: постоянные изменения законодательной базы, проблемы с доступом для МСБ к финансам и кредитам, рост тарифов, ежегодный рост общего количества плановых и внеплановых проверок, непонятные методики сборов и налогов (в качестве примера Герасимов привел методику расчета налога на недвижимость), невозможность для бизнеса расширить сферу своей деятельности.

Один из руководителей компании «Росвендинг» Игорь Жерноклеев согласился с тезисами заместителя председателя ТПП РТ, но среди других проблемных вопросов отметил невозможность долгосрочного горизонта планирования в связи с нестабильной экономической ситуацией, что приводит к отсутствию долгосрочных инвестиций. Еще одна сложность, на его взгляд, касается залога: «С повышением доллара у банков перестал рассматриваться залог оборудования. Нужно подавать квартиры и машины, а у бизнеса их количество ограничено и на них нужно еще заработать», — рассказал предприниматель. Проблемой он назвал и культуру малого бизнеса, а именно человеческие и профессиональные отношения представителей МСБ, банков и госчиновников.

Дискуссия, посвященная источникам финансирования малого бизнеса, началась с обсуждения общей экономической ситуации и тех проблем, с которыми сейчас сталкиваются предприниматели Олег Тихонов/realnoevremya.ru

О своем опыте работы с госзаказами рассказал Валерий Бухтиенко из «Тебова Нур», которое занимается производством оборудования для литья под высоким давлением изделий из цветных сплавов. Основными заказчиками фирмы являются машиностроительные предприятия. Бизнесмен согласился, что проблем при участии в госзаказе по 44-му федеральному закону («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») действительно множество: «Законодательство построено таким образом, что малому бизнесу довольно непросто обойти все эти крючки, которые там понаставлены. Особенно для тех, кто не часто в них участвует», — рассказал предприниматель. Среди конкретных сложностей он назвал требование банковской гарантии или депозита для обеспечения контракта. В случае, если речь идет о крупном контракте, обеспечить его гарантией представителям МСБ просто физически сложно.

«Я считаю, что это мертворожденный документ»

Генеральный директор Некоммерческой микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» Андрей Афонин в ответ на обозначенные проблемы решил рассказать о том, что, напротив, делается для поддержки малого и среднего бизнеса. Так, говоря о доступах к госзаказу крупного бизнеса, напомнил, что в прошлом году правительством было принято постановление, согласно которому в корпорации МСП изначально было 35 компаний с их участием, обязанных отдавать малому бизнесу не менее 10% от годовых закупок, на следующий год эта доля расширяется до 15%, а в среднесрочной перспективе — до 25%.

— К этим 35 компаниям еще добавилось 135 региональных, в том числе 10 республиканских: «Татспиртпром», «Сетевая компания» и другие. Всего этот пул сейчас включает 216 компаний, — рассказал Афонин.

Но, как оказалось, по крупным госзаказам есть опасения, что мелкий бизнес просто не сможет их выполнить. Для этого сейчас корпорация подает сведения в минэкономразвития РФ о предприятиях, которые способны выполнить все обязательства по госзаказу. Впоследствии эти компании включают в список потенциальных поставщиков, что дает им право получить доступ к заказу. Кроме того, с начала этого года заработал республиканский портал малого и среднего предпринимательства, где любой предприниматель со всей России может подписаться на сегмент, в котором он работает.

Дмитрий Кузнецов, финансовый директор компании «Параллакс», прокомментировал постановление правительства об обеспечении МСБ долей госзаказов. Его мнение оказалось совсем не таким оптимистичным, как у Афонина. «Я считаю, что это мертворожденный документ. Если мы через несколько лет проведем анализ работы по этому документу и посмотрим, какие результаты были достигнуты, мы увидим, что их практически не будет. Это мой прогноз на сегодняшний день. Я все эти документы изучал. Госкорпорации вроде как приняли их к исполнению, но на самом деле они ничего не сделали, чтобы реально воплотить его в жизнь, чтобы запустить этот процесс. Они ничего не изменили в своих внутренних документах, регламентах. Если мы посмотрим сегодняшние конкурсы «Росатома», «Ростеха» — там остаются те же самые крючки и колья для МСБ, которые просто не позволяют нам участвовать», — высказался предприниматель.

По его словам, к примеру, у «Ростеха» и «Росатома» есть определенные требования к банкам, которые выдают финансовую гарантию. И перечень этих банков ограничен — их около 10. На получение от них банковской гарантии уйдет месяца четыре, при этом конкурсы такие затянувшиеся сроки не предполагают. Кроме того, всегда есть производственный цикл, который подразумевает конкретные изделия, иногда даже конкретных производителей. И продукция субъектов МСБ ему может просто не соответствовать. Особенно часто с этим сталкиваются на предприятиях ВПК, производстве медицинских препаратов и техники и т.д. По мнению Кузнецова, в такие отрасли для малого бизнеса слишком высока цена входа.

Сергей Юшко, генеральный директор ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» на это заметил, что, к примеру, у «Газпрома» есть уже сложившийся круг малых компаний, которые поставляют им свои услуги. «Поэтому напрямую на «Газпром» выйти сложно, но встать под крыло уже сложившейся компании можно. И я думаю, что то же самое возникает в других структурах, но сам с этим не сталкивался». С таким выходом из ситуации не согласился Николай Морсин, совладелец компании «Волжский домостроительный комбинат», пояснив, что таким образом компания фактически будет работать за себестоимость. Он также предложил ограничить участие крупных компаний в сферах, не связанных с оборонными заказами.

Банки активизировались в работе с малым бизнесом

Однако основным вопросом является, конечно, финансирование и его источники. По данным аналитической службы «Реального времени», объемы кредитования юридических в течение этого года росли. На это заместитель председателя правления ПАО «Татфондбанк» Рустам Хакимов ответил, что сейчас «банки находятся в схожей с предпринимателями ситуации и также испытывают трудности со сбытом», поэтому заинтересованы в малом и среднем бизнесе. При этом он констатировал рост заявок за последние полгода как малого, так и крупного бизнеса.

— Динамика зависит от активности банка, от той позиции, которую он занимает. Если брать по нашему банку, то уровень заявок ежемесячно растет на 10—15%. Мы очень активизировались, получили от «МСП Банка» хороший лимит и планируем его осваивать, — рассказал Хакимов.

По данным Хакимова, без учета льготных программ, сейчас на рынке ставки для компаний с выручкой до 120 млн рублей в год составляют в районе 18—19%. В более крупном сегменте до 400 млн рублей в зависимости от программ, целей кредита и сроков кредитования ставки варьируются между 16—17%. Кроме того, чем выше выручка, тем меньше рисков видит банк и, соответственно, кредитует на более выгодных условиях.

При этом, по словам спикера, условия при одобрении заявок в банке жестче не стали.

— На самом деле очень резко ужесточился конкурсный инструмент, и на сегодняшний день произошло сужение денежной массы, — отметил директор Инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов.

На это Хакимов ответил, что сейчас, в том числе и в государственных банках, проходит множество акций и льготных программ, способствующих выдаче большего количества кредитов: «Вы можете увидеть это и по нашему банку — кредитный портфель в этом году вырос и, соответственно, мы тоже очень активно с этим работаем. Но почему я говорю, что у нас не изменилась система риска. Раньше мы принимали достаточно консервативную политику, с точки зрения крупного бизнеса. С точки зрения малого, у нас есть технологии, и мы оцениваем, в том числе на основании управленческой отчетности, когда много компаний объединяем в одно целое, и понимаем, что это за бизнес».

От государственных микрокредитов до кредитования экспорта

Управляющий директор Департамента отраслевых и региональных программ дирекции «Фронт-офис» «МСП Банка» Татьяна Никифорова рассказала, что сейчас действует сразу две программы. Первая называется «Программа 6,5», и ее реализует сама корпорация МСП, которая сотрудничает с определенным количеством банков. В рамках второй программы работа ведется с аккредитованными кредитными организациями «МСП Банка». Финансирование предоставляется одному из банков-партнеров, а он в свою очередь финансирует субъект МСБ. Сроки рассмотрения заявки предпринимателя зависит от качества представленных документов и от сроков рассмотрения заявки на гарантию.

Решение в среднем принимается за 10 рабочих дней, в случае обращения к ним банка, сроки могут сократить при условии предоставления полного пакета документов.

В свою очередь, Айнур Айдельдинов рассказал, что в фонде также множество программ поддержки предпринимателей. В части инновационного направления компания может получить на развитие финансирование в виде грантов. В части инвестиционных предложений есть разные возможности. В том числе инструменты МСП-Банка. Но ИВФ РТ в этом плане отличается тем, что у него нет ограничений со стороны инструкций Центробанка. Кроме того, если у компании наступает кризисный момент, ИВФ может законсервировать средства на несколько лет, сохранив при этом бизнес.

Айдельдинов также рассказал, что они стали региональным фондом развития промышленности, что позволяет им выделять участникам МСБ от 20 до 100 млн рублей на 5 лет под 5% годовых при наличии такой же суммы со стороны компании. В случае, если компании не хватает до минимальных 20 млн, ИВФ готов помочь найти инвесторов.

Сергей Юшко рассказал о том, что через технопарк можно получить финансирование от «Роснано». Также инвестирование «Роснано» происходит через участие в уставном капитале. Сам Юшко охарактеризовал это как подставить свое финансовое плечо и потом выйти из бизнеса.

Банки стараются подстроить и свои продукты под потребности бизнеса в меняющихся условиях. Так, Альбина Исмагилова, начальник отдела внешнеэкономических операций ПАО «Татфондбанк» рассказала, что банк создал предложения для бизнеса, работающего на импорт и экспорт. По ее словам, он гораздо дешевле традиционных. Невысокая ставка формируется за счет того, что банк закрывает свои риски с помощью страхового покрытия, предоставляемого экспортно-кредитным агентством.

Однако под конец участники бранча вернулись к теме взаимоотношений между различными сторонами. «Мы все работаем в условиях тотального недоверия, — заявил Айнур Айдельдинов. — Предприниматели, банки, государственные органы власти. Выход один: стараться работать, войти в доверие, начать с малого».

Мария Горожанинова, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров