Святее Папы Римского: как монголы покровительствовали католикам

О взаимоотношениях между татарскими государствами и Римом: XIII — XV века. Часть 1

Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил цикл статей о взаимоотношениях татарских государств (Золотой Орды и постордынских ханств) со странами нынешнего Европейского союза. Первые публикации были посвящены взаимоотношениями со скандинавами, немцами. Цикл продолжили статьи об исторических связях с Венгрией и Румынией. Теперь пришла очередь жителей Италии.

Итальянцы как дипломаты папы и французского короля

Во время монгольского вторжения в Центральную Европу в 1241—1242 годах Папа Римский и кайзер Священной Римской империи Фридрих ІІ Гогенштауфен взаимно обвиняли друг друга в сотрудничестве с монголами. Это делалось для дискредитации противника в борьбе между движениями гвельфов (политическое течение в Италии XII—XVI веков, представители которого выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния папы Римского), и гибелинов (приверженцы императора).

Первый массив достоверных данных о монголах папа Римский получил на церковном соборе в Лионе в 1245 г. В 1246 г. вопрос о союзе монголов с Римской курией прозондировал монах-франсисканец Джиованни де Плано Карпини. От кагана Монгольской империи Гуюка поступил ответ, напоминавший, скорее, вызов. Монгольский властитель призвал папу Римского прибыть в Каракорум и подчиниться власти монголов. Нужно сказать, что в Улусе Джучи с католиками вели себя корректно.

Посредниками в этих контактах были уйгуры, которые предупредили Гильома де Рубрука, посланца французского короля Людовика IX в 1253 г., чтобы он не называл правителя Золотой Орды Сартака христианином, поскольку это вызвало бы нежелательные осложнения для того в его государстве. Ведь власть Сартака ставила под вопрос промусульманская партия во главе с Берке, еще одного претендента на трон Улус Джучи.

Пока был жив Бату-хан, он оберегал своего сына Сартака, который в личной переписке, зафиксированной Николо да Кальви, не отрицал своей принадлежности к христианам. Для армян и мусульман в Индии не были секретом прохристианские симпатии Сартака. Называть Сартака монголом, а не христианином, требовал придворный церемониал.

Поскольку Гильом Рубрук был представителем не папы Римского, а французского короля Людовика ІХ, то в своем отчете очень резко высказался о своем пребывании в Улусе Джучи.

Папа папе рознь

Касательно политики Римской курии по отношению к Джучидам, то она отличалась у разных пап. Политика Иннокентия IV была неоднозначной. С одной стороны, он постарался создать антимонгольскую коалицию из Данила Романовича Галицкого и Александра Ярославовича Невского. Галицко-волынский правитель пошел на союз, а новгородский князь очевидно сообщил о намерениях папы Бату-хану.

В послании от 22 января 1248 г. Данилу Галицкому, магистру и братьям Тевтонского Ордена Инокентий IV поручал королю Руси Данилу сообщить информацию о продвижении монголов тевтонским рыцарям.

В послании от 23 января 1248 г. Папа Римский высказывал Александру Невскому соболезнования по случаю смерти Ярослава. Он высказывал пожелание, чтобы Александр сообщил тевтонским рыцарям сведения о приближении монголов. Также Иннокентий IV доводил до ведома магистра Тевтонского Ордена Генриха фон Вейде, что его канцелярия отправила послания Даниилу Галицкому и Александру Невскому с просьбой известить о приближении монголов. В 1253 г. Иннокентий призвал к походу против монголов рыцарей из Сербии, Моравии, Чехии, Польши, Померании. В том же году папский легат Оппизо короновал Даниила Галицкого в Дорогичине, вблизи границы с Тевтонским Орденом. Принять корону Даниила убедили его польские союзники, хотя тот ставил условие перед коронацией — оказание помощи против монголов. В 1254 г. Иннокентий IV призывал к крестовому походу воинов из Ливонского и Тевтонского Ордена. Однако к реальным последствиям это не привело, как и в случае с провозглашением крестового похода в 1253 г.

Как крестовые походы стали не актуальны

В 1253 г. в Рим прибыло посольство от Джучидов, которое возглавлял капеллан Иоанн. Никола да Кальви сообщал, что послом от Сартака был какой-то армянский священник. Его на некоторое время в Королевстве Сицилийском королевстве задержал Конрад (сын Фридриха II Гогенштауфена), зная, что посол едет в Рим. Армянский священник и сообщил о принятии Сартаком христианства. Самому послу в Риме была оказана большая честь, даны одежды и пропитание.

Нужно сказать, что Сартак принял христианство, когда христиане смогли его вылечить от какой-то болезни. В 1254 г. папа отправил в ответ письмо, в котором выражал удовлетворение от этого факта. Сартак был крещен несторианами. Отметим, что для католиков несториане были еретиками.

Прибытие посольства от монголов Никола де Кальви называл важнейшим событием понтификата Иннокентия IV. Киракос Гандзакеци, вардапет Вардан, Абу-л-Фарадж Бар-Гебрей сообщали о христианском вероисповедании Сартака. О том же было сказано Ала ад-Дином Ата-меликом Джувейни и Абу Умаром ал-Джузджани. Исходя из этого, становится ясно, почему Иннокентий IV не оказал реальной помощи Даниилу Романовичу. Создание антимонгольской коалиции из восточноевропейских правителей (русинов и литовцев) было всего-навсего средством давления на монголов, с которыми папа Римский хотел заключить союз. Прибытие посла от Сартака, который извещал о принятии христианства, сделал крестовые походы против Улуса Джучи неактуальными. Толкая Даниила Романовича на конфликт с Сартаком, Иннокентий IV хотел поставить в зависимость от себя православных иерархов Галицко-Волынской Руси.

Войско крестоносцев воевало не против монголов, а против восставших пруссов

Когда к власти в католической церкви пришел папа Александр IV, то по отношению к Улусу Джучи и русинам Рим начал проводить враждебную политику. В 1255 г. Папа Римский хотел, чтобы Миндовг (основатель первой династии литовских князей, король Литвы) напал на владения Даниила Романовича. В Польше он поддерживал правителя Куявии, а не союзника Романовичей — мазовского князя. В 1257 г. в письмах оломоуцкому и вроцлавскому епископам указывал, что Даниил не желает покориться власти папы и что следует применить против него силу, если Романович не внемлет этим епископам. Другими словами, Александр IV предпринял все меры, чтобы Романовичи не получили помощи. В 1258 г. Папа Римский планировал крестовый поход воинов Ливонского и Тевтонского орденов против монголов. В декабре 1259 г. призывал Тевтонский Орден совместно с соседними христианскими государствами бороться против монголов. В послании от 25 января, а также в посланиях от 21 марта и 8 апреля 1260 г. этот папа призывал тевтонских рыцарей к походу против монголов. Тевтонским рыцарям он обещал признать их завоевания тех земель Русции (Руси), которые будут отвоеваны у монголов. В марте 1260 г. силы под командованием Хартманна фон Грюнбаха были сосредоточены на южной границе Тевтонского Ордена. Дипломатическим давлением Александр IV хотел принудить Даниила Романовича подчинить епархии Галицко-Волынской Руси Риму и ликвидировать самостоятельность русинских клириков даже в вопросе обряда. По отношению к монголам же позиция папы Римского изначально не была резкой и изменилась только после вторжений Бурундая в Литву и Польшу в 1258—1259 гг., когда войска Улуса Джучи создали реальную угрозу вторжения в Пруссию.

Влияние пребывания монголов в польских землях был настолько значительным, что в 1260 г. в булле от 21 марта папа Римский возложил на магистра Тевтонского ордена обязанность совершить крестовый поход против монголов. Собравшимся на территории Тевтонского ордена крестоносцам было предписано покориться воле тевтонского магистра. Магистр Хартманн фон Грунбах был провозглашен предводителем войска крестоносцев. В булле от 9 сентября 1260 г. папа призвал выступить против монголов чешского короля Пшемысла Оттокара ІІ и бранденбургского маркграфа. Он также предупредил их, чтобы они не препятствовали братьям нищенствующих орденов и тевтонским клирикам вербовать новых крестоносцев для похода против монголов. К немецким архиепископам папа Римский обратился с тем, чтобы они не забывали о крестовых начинаниях в Прибалтике. Фактически папа призывал их защитить земли ливонцев и тевтонцев от монголов. Однако войско крестоносцев воевало не против монголов, а против восставших пруссов.

Венгерскую принцессу в гарем монгольского хана не отдали

В 1262 и 1264 г. Берке требовал от венгерского короля отдать в гарем венгерскую принцессу и пропустить монгольское войско через венгерскую территорию. Бела IV писал об этом в Рим. Папа Римский приказал венграм не слушать Берке. Он для того, чтобы защитить Венгрию в 1265 г., призвал пойти в крестовый поход крестоносцев из Штирии, Австрии, Каринтии, Бранденбурга, Чехии и Польши. Правда, как и в более ранних случаях, до походов против монголов не дошло. Крестоносцы если и продвигались на восток, то приближались к владениям Тевтонского Ордена для того, чтобы потом принять участие в войнах против литовцев и пруссов. Отношения Папства с Улусом Джучи нормализовались через пару десятилетий.

В 1286—1287 г. был создан католический викариат Аквилонской Татарии, в который вошли земли Улуса Джучи. Он делился на две кустодии — Газарию (Крым) и Сарай (Поволжье). Главный пункт находился в кустодии Сарай и назывался Святой Иоанн. В кустодии Сарай кроме него находился Укек (территория современного Саратова. — прим. ред.). Была основана епархия в Тане, а также прозелитизмом занимались францисканцы и доминиканцы. В Кустодии Газария находились такие поселения: Cumageria (Маджар на Куме), Тана, Кафа, Солдайа (Судак), Барасон (Карасу-Базар), Чимбало (Балаклава), Керсона (Херсонес), Маврокастро (Аккерман), Вичина (Облучица).

Кроме Маджара, Таны и Кафы францисканцы получили миссии на тех территориях, где до католиков доминировали православные. Нужно отметить, что в 1289 г. итальянцы составляли 87% жителей Кафы. В других городах ситуация была несколько иной, поскольку в городах находились представители разных конфессий и народов. Благодаря поддержке итальянских купцов сначала были построены церковь Святого Франциска и госпиталь Святого Иоанна в Кафе, а потом и представительства во всех более или менее значимых торговых центрах. В 1307 г. епархия Китая была подчинена папой Римским епархии Сарая.

Орда гарантировала защиту домов и церквей францисканцев от посягательств

В правление хана Узбека католики пользовались такими же свободами, что и представители иных конфессий. В 1323 г. из Крыма францисканцы отправили два своих письма. В первом из них сообщалось о гибели нескольких проповедников. При этом некоторые исследователи относят их смерть ко времени хана Токты. В ряде случаев место гибели католических миссионеров локализуются учеными вне Золотой Орды. Врагами католиков названы мусульмане и православные (болгары, которые расправились с католическим проведником в Маврокастро-Аккермане). Во втором жеписьме есть сведения, близкие тем, что указывает в своем описании пребывания в Башкирии и Сибири венгерский францисканец Иоганка. В обоих случаях указывалось, что татары не тождественны мусульманам и что часть из них приняла христианство. Потомки императора Коктугана боролись за власть, но были отстранены из-за приверженности христианству.

Нужно сказать, что финский исследователь Р. Хаутала считает, что Коктуганом может быть Токта, а францисканцы, писавшие много лет после этого, могли приписать внутриполитической борьбе за власть сыновей Токты с Узбеком религиозный оттенок. Нужно сказать, что в 1314 г. хан Узбек дал ярлык ордену францисканцев. Им гарантировалась защита домов и церквей от посягательства третьих лиц. Гарантировалась свобода исповедования католичества и управления собственной администрацией. Католики должны были отчитываться перед ханом в целях своей поездки. Никто из ханских подданых не мог увести у них охрану и забрать людей и средства передвижения в армию. Чиновники не имели права брать с них налоги. Папа Иоанн ХХІІ отправил в Улус Джучи Иеронима из Каталонии (стал епископом Кафы в 1317 г., а в 1318 г. папа Римский отдал под его церковное управление все миссии от Варны до Сарая и от Черного моря до Руси). В 1316 г. была восстановлена разрушенная при Токте в 1308 г. католическая церковь. В тексте ярлыка хана Узбека подтверждались те же привилегии, которыми католики пользовались при Менгу-Тимуре и Токте. Нужно отметить, что Раймунд Луллий указывал, что Токта приблизил к себе мусульман, а Марино Санудо Торселло называл Узбека главным врагом католичества в Золотой Орде и указывал, что татары начали склонятся к исламу.

Гийом де Адам сообщал, что Узбек поощрял мусульман-факиров. Иоганка отмечал исламизацию Башкирии в 1321 г., однако не считал, что она распространялась на всю Золотую Орду. Ислам принял правитель башкир Эстокис. Иоганка указывает, что татары ненавидят мусульман и любят христиан (что, конечно, существенное преувеличение). Католики и мусульмане конкурировали в борьбе за души тюркских кочевников Золотой Орды.

Как поляки татарами тевтонцев ругали

В 1340 г. папа Римский Бенедикт XII из Авиньона отправил три письма разным татарским правителям. В первом из них он писал, что с радостью принял Петрано дел Орто (был в прошлом правителем Кафы) и Альберта, которые выступали золотоордынскими посланцами от имени Узбека, а также венгерского францисканца Гелию, который был посланником Джанибека. Отмечалось, что папские послы были ласково приняты ханом, его первородным сыном Джанибеком, женой Тайдулой и обеспечены деньгами и всем необходимым. Католики в Золотой Орде могли свободно строить церкви и исповедовать свою религию. Говорилось, что ранее некоторые католики покушались на жизнь хана.

Папа Римский сообщал, что зло от нескольких людей не привело к гонениям на католиков. Отмечалось, что татары вторглись в Польшу и Венгрию. Папа Римский призывал прекратить с ними войну и высказывал оптимизм по поводу прекращения приграничных стычек. В письме Джанибеку упоминался папский посол Илья, принятый ханской четой, и францисканец Гелия. Слух оглана умасливался многими похвалами. Папа Римский призывал Джанибека принять христианство католического образца. В письме Тайдуле упомянуты Петрано дель Орто и Альберт. Отмечались подарки и милости, оказанные католикам. Нужно отметить, что при Узбеке действительно татары были толерантны по отношению к католикам. Хотя Узбек и Джанибек симпатизировали и всячески поддерживали ислам, но христиане пользовались заступничеством хана и его рода. Францисканец Йоганка писал, что мусульмане не могут ущемлять христиан из-за того, что так не велят татары. Анонимный минорит сообщал о миссионерских пунктах францисканцев, которые находились преимущественно в Крыму и на Северном Кавказе.

В 1356 г. польский король Казимир III договорился с татарами. Он сообщал, что к нему готовы прибыть семь татарских вождей с войском и что уплатил им за набег дань.

Эта информация немало испугала тевтонских рыцарей. Они сразу же сообщили папе Римскому о возможном участии татар в походах польского короля. Папа поспешил предупредить Казимира III о недопустимости этих действий. Тевтонский Орден оказал помощь литовцам и полякам в кампании 1399 г. Ограниченный контингент в составе союзного войска был разбит татарам. Однако папа Римский не перестал поддерживать поляков. Тем не менее папа Бонифаций IX поручил бреславского епископа предоставить Йогайле десятину с Гнедской епархии для борьбы с татарами, а также обещал помощь магистра Тевтонского Ордена на 1401 г., если это потребуется.

Нелюбовь к османам

В 50-х годах XV века папа Римский начал формировать антиосманскую коалицию. В нее вошли Трапезундская империя и Ак-Коюнлу. В 1458 г. к союзу были привлечены грузинские князья, а в 1460 г. Людвиг Болонский сделал попытку вовлечь в этот союз крымского хана. Константин из Островицы в «Записках Янычара» отмечал, что соседи трапезундцев — великий хан, Джанибек Гирей и Узун Хасан — предпочитали видеть своим соседом трапезундского императора, а не османского султана. Джанибек-Гирей — это ошибка хрониста. Реально это был Хаджи-Гирей. Крымский хан, естественно, был не в восторге от демонстрации силы османского флота Демир-Кяхьи в 1454 г. Однако от участия в антиосманской коалиции он отказался.

Ян Длугош писал, что когда хану предложили выступить вместе с поляками и литовцами против Османов, то он ответил уклончиво. В связи с этим резонно предположить, что миссия Людвига Болонского была неудачной. Хаджи-Гирей был обеспокоен экспансией Османов, однако и не хотел с ними враждовать. Крымский хан сознательно занимал нейтральную позицию. Реально антиосманскую позицию занял только Узун-Хасан, который правил туркменской конфедерацией Ак-Коюнлу. Загадочного Великого хана, упомянутого Константином из Островицы, в то время не существовало. Правители же Большой Орды (Тахт эли) проявляли интерес к контактам с Османской Империей. Хотя к ним отправлялись венецианские посольства с целью заключить антиосманский союз, все они закончились безрезультатно.

Ярослав Пилипчук

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности история и право. В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию «Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Новости партнеров