Мун Рибас, хореограф-киборг: «Я буду ощущать сейсмическую активность Луны через гравитацию»

«Сейсмограф» в локте и на стопах, возможность ощущать вибрации Земли, а скоро и Луны. Если кому-то это напоминает фантастический фильм, то для хореографа из Барселоны Мун Рибас — это ежедневная рутина. В преддверии открытой лекции «Реального времени» спикер мероприятия Мун Рибас, рассказала, почему она решила стать киборгом, как она хочет начать чувствовать Луну и почему «сейсмо-чувство» это не сверхспособность.

«Очень странный вид искусства»

— Когда и по каким причинам вы начали задумываться над вживлением имплантов? Как решились на это?

Я занималась танцами и очень хотела воспринимать движения более глубоко. Потом я узнала о технологиях, которые могут расширять возможности восприятия движений, и стала экспериментировать. Сначала это были эксперименты со скоростью, потом — с ощущением присутствия позади меня.

Затем мне захотелось ощущать что-то более всеобъемлющее, так, чтобы мои ощущения не зависели от людей и объектов. Наша планета постоянно находится в движении, причем, она не только вращается. В мире постоянно происходят землетрясения, но чаще всего мы их не чувствуем. Я подумала, что было бы классно ощущать это огромное движение, движение природы, в своем теле. Поэтому я начала вживлять импланты.

Сейчас все мои сенсоры подсоединены к сейсмографам. Как только в мире происходит сейсмическая активность, я чувствую вибрацию в своей руке. Сила этой вибрации зависит от интенсивности землетрясения.

— Вживлять импланты было больно?

— Совсем нет. Это просто очень маленькая карта, которую мне поставили под кожу. Так что это было совсем не больно.

— Как ваши близкие восприняли решение вживить в себя сенсор?

— Они все по-разному отнеслись. Некоторым моим близким друзьям это нравится, очень. Мои родители, мне кажется, думают, что мое занятие, мягко скажем, необычное.

Направление искусства, которым я занимаюсь, называется киборгизм. Мои родители всегда говорят, что этот вид искусства очень странный. Его суть в том, чтобы расширить собственные ощущения. Продуктом этого искусства является создание нового ощущения, нового тела.

Сейчас все мои сенсоры подсоединены к сейсмографам. Как только в мире происходит сейсмическая активность, я чувствую вибрацию в своей руке

Сейсмо-чувство — это результат моего творчества. Но оно происходит внутри моего тела, я единственная среди зрителей могу воспринимать это искусство. Поэтому, чтобы поделиться этим, я создаю внешний продукт, я делаю выступления — визуальное произведение искусства, чтобы поделиться тем, что я чувствую.

— Вы делите свою жизнь на «до вживления» имплантов и «после»?

— Наверное, да. Всю свою жизнь я искала способ быть ближе к природе, к животным. Ощущать с ними более близкую связь. Я думаю, все это связано. Я просто нашла новые способы достигнуть этого, но мой интерес остается прежним — природа, животные, искусство. Я использую технологии, чтобы быть ближе к этому миру. Но, конечно же, да, теперь я чувствую по-другому.

Луна на уровне твоего локтя

— В Интернете информация о «гаджетах» внутри вас разнится. Расскажите, пожалуйста, какие в вас импланты и где?

— Сейчас у меня есть имплант в моей левой руке. Именно он позволяет мне чувствовать сейсмо-активность Земли. Он подключен ко всем сейсмографам. От интенсивности землетрясения зависит сила вибрации в моей руке. Также недавно я поместила сейсмо-чувство на верхнюю часть ступней — это более естественно ощущать землетрясения ступнями.

Еще я хочу добавить возможность отслеживать местоположение: в зависимости от длины вибрации я буду ощущать, происходит землетрясение на другой части планеты или совсем близко.

Моим следующим проектом является ощущение «лунотрясений» (сейсмической активности на Луне). Луна тоже сейсмически активна. Я буду ощущать это не через тектонические плиты, а через гравитацию.

Каждый день я учусь чувствовать, и это всегда процесс не только физический, но и у меня в голове

Я думаю, если мы будем использовать Интернет как чувство, мы сможем воспринимать и ощущать вещи, которые происходят далеко от нас. У нас больше не будет необходимости прикреплять сенсоры к телу. Мы сможем ощущать не только то, что происходит совсем рядом с нами, например, как я ощущаю землетрясения на другой части планеты, но и то, что происходит за пределами Земли.

Поэтому, ощущая лунотрясения, я смогу как бы находиться в двух местах одновременно: мое тело будет на Земле, а активность — на Луне.

— Говорят, когда начинаешь делать татуировки, остановиться уже не можешь. С имплантами происходит также?

— Да, ты постоянно думаешь, что же сделать дальше. Как только ты приобретаешь новое чувство, ты проектируешь новое ощущение реальности. И каждый раз ты все больше понимаешь, что происходит вокруг нас. Остановиться очень тяжело.

— Вы обновляли устройство внутри вас? Если да, то как часто нужно это делать?

— У него нет срока жизни, это всегда процесс. Вместе с тем как ты стареешь, или растут твои волосы, твое чувство также меняется: оно углубляется. Постоянно появляются новые способы как это сделать, поэтому мы всегда экспериментируем.

Например, я поняла, что целесообразнее поместить сенсоры на ступни, хотя в начале их установили мне в руку. Каждый день я учусь чувствовать, и это всегда процесс, не только физический, но и у меня в голове. Все постоянно развивается.

Искусство как эксперимент над чувствами

— У вас есть последователи? Танцоры или фанаты, которые, вдохновившись вашим примером, тоже пошли и сделали себе операцию?

— Есть много людей, которые творят искусство, используя технологии. И все больше людей экспериментируют с этим. Хотя чаще всего технологии используют как приспособление, а я вживляю их в свое тело. Для меня очень важно ощущать, как меняются мозг и восприятие. Изменив тело, я изменяю свое мышление.

Есть много людей, которые творят искусство, используя технологии. И все больше людей экспериментируют с этим. Хотя чаще всего технологии используют как приспособление, а я вживляю их в свое тело

— И как на сегодня изменилось ваше мышление?

— Когда твое искусство — это чувство, как эксперимент над телом, в конце концов твое мышление тоже начинает меняться и привыкать к этому. Я не думаю, что мозг меняется в буквальном смысле, но я точно теперь чувствую, что это часть меня. Иногда мне кажется, что у меня два сердцебиения — свое и биение Земли, я ощущаю его в своей руке. И тот факт, что я ношу его постоянно, дает мне ощущение, что это часть меня.

Киборги объединяются с технологиями, наша цель — изменить восприятие в нашем мозгу. Чтобы достичь этого, мы изменяем свое тело. Я думаю, многие люди делают это, чтобы сосредоточиться на своих чувствах.

— Вы ощущаете себя супер-героем, человеком со сверхспособностями — ведь вы можете чувствовать Землю, а скоро почувствуете еще и Луну.

— Нет, я никогда не увлекалась научной фантастикой или подобными вещами. Я никогда не хотела превосходить кого-то. Я ощущаю себя на таком же уровне, как и все. Все создала природа. Мы вдохновляемся природой.

Например, бессмертие уже существует в природе, ведь медуза никогда не умирает. Это кажется какой-то сверхспособностью, но это все естественно, это уже существует. Есть много других животных, которые чувствуют то, что мы не чувствуем. Мне кажется, это больше связано с природой, чем со сверхлюдьми.

Екатерина Данилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияОткрытая лекция

Новости партнеров