Выборы в Госдуму III созыва (1907–1912): как царские власти сформировали «угодливый» парламент
Третья избирательная кампания в Казанской губернии. Часть 3: время реванша?
Государственная дума второго созыва не оправдала надежд царя, как и первый созыв. Законосовещательный орган был распущен, и сразу же началась подготовка к третьей избирательной кампании. Для этого были приняты соответствующие законы, отсеивающие от выборного процесса все нежелательные элементы. Казань, которая оказалась «неблагонадежным» городом, лишилась своего представительства в парламенте.
Предвыборное «закручивание гаек»: Казань — «неблагонадежный» город
Выборы в Думу третьего созыва проходили по новому избирательному закону, который не только уменьшил численность депутатов с 550 до 440 человек, но, главное, резко сократил представительство национальных окраин: Польша и Кавказ потеряли значительную часть мест, население Средней Азии и вовсе было лишено избирательного права. Также было изменено соотношение среди выборщиков в пользу имущих слоев: квоты и голоса крестьянских выборщиков были фактически отданы крупным землевладельцам и собственникам среди горожан (т.е. голосовавшим по первой курии). Такие изменение были нацелены на формирования «правильного облика» будущей Думы. При этом все ограничения и антидемократические меры сохраняли силу: выборы по-прежнему были многоступенчатыми, непропорциональными, несвободными и пр.
В период третьей по счету избирательной кампании (осень 1907 года) средства массовой информации вновь заговорили в пессимистических тонах. Об абсентеизме избирателей во время выборов писала практически вся российская печать, как прогрессивная, так и умеренно-монархическая. Не была исключением и татарская пресса, отмечавшая апатичность и равнодушие мусульманского населения к будущей Думе. Это разочарование стало закономерным итогом массового крушения тех немногих иллюзий и надежд, которые еще теплились в обществе после разгона первого парламента. На настроения избирателей оказывало удручающее воздействие, настойчивость и изобретательность власти, которую она проявила при проведении нужных кандидатов и устранении неугодных. По новому избирательному закону 3 июня 1907 года, Казань была включена в число «неблагонадежных» городов Поволжья, население которых лишилось отдельного представительства в Думе.
Либеральный раскол
В итоге, осенью 1907 года все наблюдатели отмечали в целом крайне вялый характер предвыборной кампании, особенно в сравнении с выборами 1906 года. Октябристские и кадетские собрания были весьма редкими и малолюдными. Вероятно, такая инертность в деле организации предвыборных собраний была вызвана постановлением губернатора о запрещении под страхом трехмесячного ареста (или штрафа в 500 рублей) всяких собраний, устраиваемых без соблюдения правил. Запрет касался даже собраний, происходящих на частных квартирах и помещениях.
Кроме того, повышение имущественного ценза вычеркнуло из списков выборщиков большое количество татар. Казанская администрация разделила предвыборные городские съезды на два отделения: русский и инородческий. Фактически была установлена квота для русских кандидатов и татар (которых причислили к инородцам): по первому разряду выборщиков было намечено пять русских и один инородец, по второму — двое русских и один инородец. Таким образом, максимальное число нерусских депутатов, которых население могло провести в Думу, было двое. Многочисленные запреты и препоны, чинимые администрацией, ее неприкрытое вмешательство в ход выборов усиливали абсентеизм избирателей.
Осенняя избирательная кампания в Казани проходила в условиях фактического раскола политических сил. Раскол произошел внутри местного отделения октябристской партии. Правая часть казанских октябристов, возглавляемая консервативным профессором В.Ф. Залесским, выступала с резкой критикой «окадетившегося» профессора М.Я. Капустина и достаточно левого земского деятеля А.Н. Боратынского. В итоге ни один из кандидатов по первому разряду не получил абсолютного большинства, а потому выборы были признаны недействительными. Тем не менее повторное голосование 30 сентября показало, что городские обыватели по-прежнему предпочитают левых октябристов и, вопреки противодействию консерваторов, среди избранных депутатами оказались и А.Н. Боратынский и М.Я. Капустин.
Победа умеренных и «угодливая Дума»
Иная ситуация складывалась по губернии в целом: окончательную судьбу выборов в Думу третьего созыва решало большинство прогрессивных выборщиков в составе преимущественно крестьян, горожан и священников. Результаты выборов были достаточно успешными для умеренно-оппозиционных сил.
В период предвыборной кампании в Казанском крае был образован смешанный прогрессивный блок из кадетов и левых октябристов, к которому примкнули также мусульманские кандидаты. Этот левоцентристский блок провел больше половины от общего числа депутатов: троих кадетов А.Л. Лунина, С.В. Дунаева и Н.П. Ефремова, двух левых октябристов М.Я. Капустина и В.А. Карякина, двоих представителей мусульманской партии Гайса Еникеева и Садри Максудова, а также беспартийного прогрессиста сельского священника И. Соколова. К правому флангу октябристов принадлежали избранные депутатами И.В. Годнев и Н.А. Мельников, которые прошли в Думу, воспользовавшись личным соперничеством среди крестьянских выборщиков.
В целом третья избирательная кампания закончилась относительной победой умеренных сил, что должно было внушить правительству надежды на успешное сотрудничество с парламентом нового состава. Однако составленная из «тщательно подобранных» членов, третья Думы «перестала быть выразительницей народных желаний, а явилась выразительницей только желаний сильных и богатых, желаний, делаемых притом в такой форме, чтобы не навлечь на себя строгого взгляда сверху» (С.Ю. Витте). Не случайно, что третья Дума получила прозвище «угодливой Думы», что стало результатом усилий властей по формированию ее облика.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Усманова Диляра Миркасымовна — историк, д.и.н., профессор КФУ.
- Образование: Казанский государственный университет (1988). Квалификация: преподаватель истории и обществоведения.
- В 2005 году защитила докторскую диссертацию по специальности «Отечественная история».
- Заместитель декана исторического факультета по науке (с 2005 по 2009 годы).
- Член двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций (с 2005 по 2009 годы).
- Член Ученого совета Национального музея РТ (с 2012 года).
- Владеет английским, немецким и татарским языками.
- Автор 13 монографий, 65 статей в научных журналах и 6 энциклопедиях. Более 20 статей изданы в Германии, Англии, Франции, Турции и Литве.
- Изучала историю мусульманских народов Российской империи, впервые ввела в научный оборот неизвестные архивные документы и уникальные фотографии.