Дело «Свея»: следком нашел главбуха в Испании, а защита Аитова — «чужих потерпевших» в деле

В ходе очередного продления ареста учредителю стройфирмы выяснилось — следствие вышло на финишную прямую

Дело «Свея»: следком нашел главбуха в Испании, а защита Аитова — «чужих потерпевших» в деле
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Уголовное дело обманутых дольщиков «Свея» может стать… международным. Такой вывод можно сделать из сенсационной новости про найденного в Испании экс-главбуха стройфирмы, прозвучавшей накануне в Ново-Савиновском райсуде на заседании по очередному продлению ареста 62-летнему учредителю ООО «Фирма «Свей» Рашиду Аитову, обвиняемому в мошенничестве с деньгами дольщиков.

«Я еще молодой папа»

Под стражей Рашид Аитов находится почти десять месяцев — с 13 ноября прошлого года. Вчера следствие заявило ходатайство — оставить Рашида Аитова за решеткой до 13 ноября 2016 года, и суд с этим согласился. Правда, сначала выслушал все ключевые аргументы защиты и попытки двух адвокатов поставить под сомнение материалы, представленные следствием в суд.

Сам обвиняемый при этом по существу претензий следствия в свой адрес вообще не высказывался. Говорил в основном о своей инвалидности второй группы и болезнях: «Хотелось бы помягче [меру пресечения] — домашний арест или залог. Здоровье шатается, и хотелось бы лекарства принимать». А когда судья поинтересовалась возрастом детей — рассказал, что младший сын родился в 2007-м, а дочка в 2012-м. И улыбнулся: «Я еще молодой папа».

Проблемам здоровья Аитова много времени уделили его адвокаты. В частности, Тамара Овчинникова сообщила, что еще в июне 2016 года врачебная комиссия приняла решение о необходимости госпитализировать арестованного в БДО, но медики СИЗО не могут этого сделать, поскольку следствие изъяло амбулаторную карту Аитова, в которой, в частности, прописан и курс его лечения. Следователь СУ СКР по РТ Таслия Шакирянова, в свою очередь, сообщила суду: карта действительно изъята, но в СИЗО остались копии и, поскольку медики изолятора несут ответственность за жизнь Аитова, то в случае необходимости — за бумагой дело не встанет. Однако по словам Шакиряновой, следствию представлена справка от врачей СИЗО, что участвовать в следственных действиях Аитов может.

По испанскому следу

В обоснование своего ходатайства следователь сообщила, что в отношении руководителя-учредителя ООО «Фирма «Свей» и бывшего гендиректора ООО «Маг-Строй» возбуждено 32 уголовных дела по 140 эпизодам мошенничества — статья 159 УК РФ. Общий ущерб оценен в 346 млн 825 тыс. рублей. Кроме того, Аитов подозревается в самовольном возведении каркаса 18-этажного дома в ЖК «Золотая середина» при отсутствии разрешительных документов и создании тем самым угрозы для жизни и здоровья потребителей, в том числе детей — статья 238 УК РФ. Причем эксперты оценили техсостояние этой новостройки как аварийное.

— Оказавшись на свободе, обвиняемый получит возможность скрыться, он может угрожать свидетелям и потерпевшим, уничтожить доказательства и иным путем воспрепятствовать расследованию дела, — сообщила Таслия Шакирянова суду и, подумав, добавила, — бывший работник компаний «Свей» и «Маг-Строй» Ганеева в настоящее время проживает в Испании.

Адвокат Галина Кайнова поинтересовалась:

— А документально можете подтвердить тот факт, что Ганеева в Испании?

— При ознакомлении с материалами дела вы об этом узнаете. Это установленный факт. И следствие посчитало необходимым не раскрывать всех тайн — в каком городе она находится и какое имущество она имеет, — ответила следователь.

Упомянутую выше жительницу Испании Дину Ганееву в декабре 2015 года объявили в розыск в России. Дольщикам известно, что она возглавляла ООО «Фирма «Свей» с апреля по июнь 2010 года, а кроме того была главбухом в той же фирме. Кроме того, по неподтвержденной информации, на Ганееву было оформлено порядка девяти квартир в домах-недостроях «Свея» и «Маг-Строя». В общем, вопросы к ней имелись. Но будут ли органы следствия добиваться экстрадиции беглянки-эмигрантки? Для начала такой процедуры необходимо заочно предъявить обвинение и получить санкцию суда на арест. Ганееву же следователи разыскивали в качестве свидетеля.

Защита в прениях напомнила суду, что следствие арестовало имущество компаний Аитова аж на 1,5 млрд рублей, что многократно превышает весь ущерб, который причинен. «У самого Аитова нет ни копейки — это установленный следствием факт, — подчеркнула Тамара Овчинникова и добавила, что бежать от своих детей ее подзащитный не собирается. — Кто его там ждет? Какая-то Ганеева? Какие у него отношения с Ганеевой? Как он вообще границу пересечет?..»

Обвиняемый и потерпевшие

Особое внимание суда защита обратила на разницу между общим числом эпизодов дела Аитова и тем, по которым ему предъявлено обвинение. Так в суде выяснилось, что последних эпизодов еще в 2015-м году было 16, но в апреле следствие частично прекратило уголовное преследование Аитова по четырем эпизодам в связи с его непричастностью к этим преступлениям. Как удалось выяснить «Реальному времени», эти эпизоды следствие приписывает гендиректору фирмы подрядчика «Свея» — Илье Буланкину, кстати, уже осужденному за другое мошенничество с деньгами дольщиков.

Таким образом, по данным защиты в деле должны были остаться 12 эпизодов, однако в ходе июльского заседания по продлению ареста в материалах указывалась прежняя цифра — 16. А в свежем ходатайстве о продлении ареста адвокаты, изучив тем самые вмененные эпизоды, не обнаружили многих фамилий потерпевших. И после сверки документов вывод: эти же потерпевшие фигурируют в приговорах тому же Буланкину и еще двум руководителям стройфирм-подрядчиков — Александру Иванову (ООО «Альянс-Строй») и Роберту Оринину (ООО «ФаворитСтрой»), а поэтому говорить об ущербе не приходится.

Также защита ссылалась на то, что дом по ул. Зои Космодемьянской сдан и с ООО «МеталлСтрой», ранее получившим статус потерпевшего, уже расплатились — квартирой и стоянкой, а значит, никакого ущерба нет. «Причастность к преступлению подтверждается, а возмещен ущерб или нет — это другой вопрос», — парировала следователь. По ее словам, доля так называемых «чужих» потерпевших в деле «Свея» — весьма незначительна. И возникла она не потому, что следователи привлекали людей из всех ранее возбужденных дел, а потому что обманутые сами писали заявления. А еще Таслия Шакирянова сообщила, что предъявить Аитову обвинение по оставшимся эпизодам, а их не меньше 120, следствие намерено завтра.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров