Гостиницы Казани: расти доходам пока не на чем. Часть 4

Гостиницы Казани: расти доходам пока не на чем. Часть 4
Фото: Роман Хасаев

Доходы гостиничной отрасли Татарстана в 2015 году выросли на 16% и по-прежнему самые высокие среди соседей по ПФО, однако участники рынка жалуются на низкую маржу и высокую конкуренцию в отрасли.

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей, значение показателя за год по полному кругу организаций, тыс. руб.

Регион

2011

2012

2013

2014

2015


изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году

Приволжский федеральный округ

32066561,6

37624318,5

17

39245525,5

4

42693595,3

9

47459468,1

11

Республика Татарстан

4890694,8

6298594,1

29

7018420,4

11

8258027,4

18

9590762,2

16

Республика Башкортостан

5930777,4

6785051,3

14

7096721,0

5

7447787,9

5

8652408,6

16

Пермский край

4460338,5

4852460,1

9

5067101,1

4

5286895,6

4

5669809,1

7

Самарская область

3475373,5

4206140,0

21

4276412,6

2

4550399,1

6

5631072,3

24

Нижегородская область

3159060,1

3737263,0

18

3691192,6

-1

4185979,3

13

4981050,3

19

Кировская область

1751142,5

1955800,1

12

1976124,1

1

2082798,7

5

2231628,2

7

Удмуртская Республика

1747343,3

1896740,8

9

2064652,2

9

2204665,2

7

2226819,5

1

Оренбургская область

1439661,6

1999351,7

39

1761992,9

-12

2025775,3

15

1857949,5

-8

Ульяновская область

1189548,5

1316428,1

11

1651781,1

25

1533698,2

-7

1574865,9

3

Саратовская область

1356825,1

1429092,0

5

1439477,1

1

1666558,0

16

1537473,0

-8

Чувашская Республика

985149,8

1172882,6

19%

1208244,2

3%

1279707,4

6%

1378715,5

8%

Пензенская область

764220,4

884979,4

16%

912414,5

3%

1037605,5

14%

996507,0

-4%

Республика Марий Эл

462994,0

579587,5

25%

591195,8

2%

611052,5

3%

654213,3

7%

Республика Мордовия

453432,1

509947,8

12%

489795,9

-4%

522645,2

7%

476193,7

-9%

На долю гостиниц в общем объеме доходов приходится 63% и лишь 37% зарабатывают санатории, при этом затраты, приходящиеся на них, составляют в общей сумме 47%.

Кстати, затраты на содержание гостиниц и санаторий в Татарстане растут симметрично доходам. На оплату труда, амортизацию основных средств и прочие расходы коллективные средства размещения республики потратили 9,1 млрд рублей из заработанных 9,6, что на 16% больше, чем годом ранее. При этом затрат на увеличение персонала в общей сумме почти нет, за 2015 год среднесписочное число персонала увеличилось в Татарстане лишь на 1%. Схожая ситуация в остальных субъектах ПФО, где увеличение персонала если и произошло, то на 1-2%, а чаще происходило, напротив, сокращение персонала. Наиболее заметно это произошло в Ульяновской области, где среднесписочная численность работников сократилась за год аж на 15%, и в Пермском крае – на 8%!

Затраты коллективного средства размещения, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров), значение показателя за год по полному кругу организаций, тыс. руб.

изменение в % к предыдущему году

Регион

2011

2012

2013

2014

2015



изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году

Приволжский федеральный округ

32050600,6

35789794,3

12

37893881,4

6

41108201,2

8

44532617,6

8

Республика Татарстан

4810013,2

5977933,9

24

6380678,1

7

7839877,7

23

9092112,6

16

Республика Башкортостан

5389640,7

6056470,8

12

6855736,3

13

7036697,2

3

8709794,5

24

Самарская область

4175429,4

4827398,1

16

5005708,5

4

5086529,7

2

5437576,7

7

Нижегородская область

3471713,9

3687479,3

6

3909637,3

6

4327170,4

11

4581599,4

6

Пермский край

3672275,5

3618287,4

-1

4014398,8

11

4110553,8

2

3637316,6

-12

Удмуртская Республика

1872951,7

2111882,9

13

2169163,1

3

2344202,7

8

2266126,7

-3

Саратовская область

1495536,2

1672096,9

12

1626778,7

-3

1878997,9

16

1890614,9

1

Кировская область

1626080,5

1755862,6

8

1705673,1

-3

1837174,6

8

1872226,5

2

Оренбургская область

1498882,1

1631230,9

9

1749808,5

7

1779828,6

2

1760345,1

-1

Ульяновская область

1435252,8

1506104,1

5

1487630,1

-1

1511611,1

2

1741449,5

15

Чувашская Республика

1020290,7

1113945,5

9

1170809,0

5

1281020,3

9

1382556,3

8

Пензенская область

691210,2

768684,8

11

815048,6

6

866269,2

6

941255,3

9

Республика Марий Эл

434462,8

524334,6

21

564215,9

8

567929,4

1

654754,6

15

Республика Мордовия

456860,9

538082,5

18

438595,4

-18

640338,6

46

564888,9

-12

При этом тенденция на сохранение состава сотрудников на прежнем уровне и сокращение среднесписочной численности очень выразительна. За последние четыре года численность персонала значимо вырастала лишь в 2012 году (на 5%) и в 2013 году (на 7%) и это легко объяснить универсиадским ажиотажем. Гульнара Сафина, вице-президент АРиО г. Казани и РТ, управляющая отелем «Релита-Казань», объясняет это тем, что отели, и в первую очередь сетевые, в 2014 и 2015 году начали отдавать на аутсорсинг некоторые виды работ.

«В Москве так делают уже давно, у нас процесс начался как раз в последние два года. Крупные отели начали выводить на аутсорсинг housekeeping (хозяйственную службу), клининг. В расходах гостиницы затраты на этот персонал немаленькие. Только в нашей гостинице на 150 номеров из 60 человек персонала 10 – это горничные, еще 8 – это уборщики, — делится Гульнара Сафина. — Мы сами вывели на аутсорсинг IT-службу и инжиниринг».

У прочего же персонала зарплата индексируется как минимум на величину инфляции, рассказывает Виталий Большаков, директор ООО «Дом печати на Баумана» (отель «Ногай»).

Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения (КСР) (без совместителей и работников несписочного состава) (человек, значение показателя за год по полному кругу организаций)

Регион

2011

2012

2013

2014

2015



изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году


изменение в % к предыдущему году

Приволжский федеральный округ

67768

69364

2%

68856

-1%

66716

-3%

65750

-1%

Республика Башкортостан

12443

12537

1

12711

1

12014

-5

12489

4

Республика Татарстан

8115

8561

5

9147

7

9169

0

9249

1

Самарская область

7474

8254

10

7911

-4

7764

-2

7899

2

Нижегородская область

7333

7242

-1

6910

-5

6934

0

7201

4

Пермский край

6902

6861

-1

6573

-4

6189

-6

5677

-8

Саратовская область

3697

4355

18

3876

-11

3817

-2

3574

-6

Удмуртская Республика

4121

3954

-4

3945

0

3718

-6

3530

-5

Оренбургская область

3620

3561

-2

3475

-2

3536

2

3414

-3

Кировская область

3694

3711

0

3626

-2

3532

-3

3287

-7

Ульяновская область

3358

3421

2

3855

13

3146

-18

2668

-15

Чувашская Республика

2425

2433

0

2399

-1

2399

0

2239

-7

Пензенская область

1817

1738

-4

1771

2

1810

2

1746

-4

Республика Мордовия

1314

1323

1

1240

-6

1376

11

1461

6

Республика Марий Эл

1455

1413

-3

1417

0

1312

-7

1316

0

Соотношение доходов и затрат гостиниц и аналогичных средств размещения и специализированных средств размещения в общем объеме доходов и затрат

Регион

Всего КСР

из них:

Доходы КСР

Затраты КСР

гостинцы

спец.ср-ва размещения

гостиницы

санатории

Гостиницы

Санатории

Кировская область

159

111

48

27%

73%

20%

80%

Нижегородская область

458

351

107

66%

34%

49%

51%

Оренбургская область

243

199

44

58%

42%

39%

61%

Пензенская область

114

98

16

41%

59%

34%

66%

Пермский край

348

219

129

41%

59%

24%

76%

Приволжский федеральный округ

3236

2217

1019

45%

55%

37%

63%

Республика Башкортостан

404

251

153

27%

73%

27%

73%

Республика Марий Эл

60

30

30

31%

69%

28%

72%

Республика Мордовия

60

40

20

55%

45%

52%

48%

Республика Татарстан

385

288

97

63%

37%

53%

47%

Самарская область

399

229

170

37%

63%

34%

66%

Саратовская область

201

131

70

44%

56%

24%

76%

Удмуртская Республика

172

124

48

40%

60%

29%

71%

Ульяновская область

115

59

5

47%

53%

47%

53%

Чувашская Республика

118

87

31

37%

63%

31%

69%

Не на чем растить рентабельность

Отельеры довольны ростом доходов в своей отрасли. И в 2016 году тоже. «Казань из года в год показывает позитивную динамику. Все отели прирастают по-разному, но в целом по городу за первые 6 месяцев прирост 5% в загрузке, 10% — в средней цене, 15% — в выручке, что на фоне общей экономической ситуации в стране выглядит очень неплохо, — говорит генеральный менеджер Park Inn by Radisson Kazan Владимир Орлов. — В Казани очень высокая конкуренция и значительное предложение, но мне рынок представляется очень перспективным, похожим в будущем на питерский, с хорошей бизнес-активностью в будни и спросом со стороны туристов в праздники, выходные дни и летние месяцы».

Но все достижения нивелируются рядом действующих на рынке факторов, что позволяет некоторым опрошенным нами экспертам говорить даже о стагнации на рынке. «Состояние рынка гостиничных услуг Казани за первый квартал 2016 года характеризовала бы в целом как стагнация. Основные операционные показатели по загрузке, средней цене и доходности на номер демонстрировали незначительное повышение по сравнению с предыдущим годом, но на фоне инфляционных показателей и всеобщего роста цен этот рост практически нивелировался», — говорит Гульнара Сафина. — Второй квартал 2016 года характерен более оптимистичным подъемом показателей. В июле и августе возможно понижение операционных показателей отелей по отношению к 2015 году, поскольку в прошлом году мы принимали чемпионат FINA-2015, который обеспечил положительную динамику».

Михаил Скоблионок, владелец сети «Регина» более категоричен. Он считает, что на рынке наблюдается полный спад. Бизнесмена волнует увеличение числа гостиниц и снижение цены номерного фонда при увеличении стоимости коммунальных услуг.

Увеличение загрузки и повышение цены номера – это главные факторы повышения дохода отелей. Но именно они беспокоят сегодня отельеров в первую очередь. Увеличивать цену – такая возможность есть лишь у части отелей и гостиниц (подробнее о ценообразовании в части 3 исследования «Реального времени»). Виталий Большаков говорит, что в его отеле цены в 2017 году вырастут как минимум на уровень инфляции, примерно на 10%. Гульнара Сафина отмечает, что как в ее отеле («Релита»), так и в большой части отелей средней ценовой категории повышение цены недоступно – слишком велика конкуренция.

Загрузка, как видно из предварительных данных за 2016 год, в среднем по рынку снижается. Уверена в увеличении загрузки своего отеля и всего комплекса «Ривьера» Елена Войтко, коммерческий директор компании, но оговаривается, что успех предприятия во много обусловлен его многофункциональностью. «Тенденции к росту есть, но говорить, что все отели сейчас чувствуют себя хорошо, пока нельзя. Наш отель держится чуть выше основного уровня рынка, и это обусловлено тем, что «Казанская Ривьера» — это многофункциональный комплекс, состоящий из объектов, которые дополняют друг друга и нивелируют сезонность. Ведется большая работа, и мы ожидаем, что подъем будет продолжаться. Но говорить о позитивной тенденции роста рынка в целом пока рано».

Средняя загрузка гостиниц Казани по периодам и категориям, %

Категория гостиницы

2015

2016

среднее за год

январь

февраль

март

Отели категории 2-3*

55

46

42

46

Отели категории 4-5*

52

41

43

48

Среднее значение по Казани

54

44

43

47

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Уровень загрузки отеля, в %

41

47

51

60

60

48

54

45

Среднее значение выручки номерного фонда на один номер в гостиницах Казани за 2015-2016 гг. в разбивке по звездности, руб.

Категория гостиницы

2015

2016

среднее за год

январь

февраль

март

Отели категории 2-3*

1280

913

741

1045

Отели категории 4-5*

2127

1822

1513

1855

Среднее значение по Казани

1704

1368

1127

1450

Помимо рыночных факторов, отельеры обращают внимание на бюрократические препоны, говорят о «жестких нормативах» и новых законах. Речь, в первую очередь, идет о «прозвучавшем как гром среди ясного неба» предписании на демонтаж вывесок ряда отелей в зоне видимости Казанского кремля. Это отели, подпадающие под действие приказа минкультуры России «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского кремля, XVI — XVIII вв.» В ближайшее время ожидается выход еще одного нормативного документа – проекта зон охраны (ПЗО) города Казани. В зоне действия приказа, в частности, отели «Корстон», «Казанская Ривьера», «Шаляпин Палас Отель», «Гранд Казань», «Кортъярд Мариотт», «Парк Инн Казань», «Рамада», «Биляр Палас». В профессиональном сообществе новость считают дикой. «Вывески лучших центральных отелей города были согласованы и утверждены в соответствии со стилем здания отеля и общим городским ансамблем. Мы попросили рассмотреть возможность установки крышной конструкции в нормативном документе «Проекте зон охраны (ПЗО) города Казани», а до принятия данного документа рассмотреть возможность на переходный период разрешить использование временных конструкций предприятиям сроком размещения на 5 лет. Очень надеемся на поддержку и понимание в данном вопросе», — говорит Гульнара Сафина, представляющая Ассоциацию рестораторов и отельеров Казани и Татарстана.

Фаиль Гатаулин, Айгуль Чуприна
Аналитика
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 20 авг
    до Питера Казани далеко
    Ответить
    Анонимно 20 авг
    У нашего города свои фишки, а число туристов с каждым годом таки растет:)
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    Почему количество персонала выросло так ничтожно?
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    правильно, с вычурными вывесками надо бороться, вид портят
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    хочется увидеть динамику с 2016м годом, надеюсь, вы после нового года выложите, буду ждать
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    Цифры, цифры... Бизнес, это конечно, анализ. Но реальный бизнес больше основан на соглашениях. И немного удачи, )
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров