Легенда хоккейного «Ак Барса» вооружит КХЛ татарскими клюшками «С-400» и «АК-47»

Компания «ЗаряД» по производству клюшек открыла сегодня завод в Челнах, став резидентом ТОСЭР, «короткая цель»: 10% российского рынка

Легенда хоккейного «Ак Барса» вооружит КХЛ татарскими клюшками «С-400» и «АК-47»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В Набережных Челнах открылся завод по производству клюшек бывшего хоккеиста «Ак Барса» Даниса Зарипова. Проект стал резидентом ТОСЭР — так что за 10 лет команда Зарипова должна вложить в проект не менее 50 млн, в первый год — не менее 5. Срок окупаемости проекта — 3 года. Предполагаемая мощность — до 40 тыс. клюшек в год. Пока, как рассказали нам на заводе, они производят 1000 штук в месяц, есть индивидуальные заказы, но какие российские клубы КХЛ в числе крупных заказчиков, не говорят. Корреспондент «Реального времени» узнал, зачем рабочие завода ездили в Китай и будет ли компания продавать «китайские клюшки», откуда такие военизированные названия моделей, как «С-400», «АК-47» и «Катюша», и как компания намерена конкурировать с мировыми брендами.

Основное конкурентное преимущество «ЗаряДа» — цена

Впервые известие о том, что бывший хоккеист «Ак Барса», ныне играющий в магнитогорском «Металлурге», Данис Зарипов (четырехкратный обладатель Кубка Гагарина, трехкратный чемпион мира) намерен производить в Челнах клюшки, прозвучало еще прошлым летом. После чего целый год курсировали самые разные слухи, начиная с того, что хоккеист всего лишь будет покупать клюшки в Китае и лепить свой бренд, заканчивая информацией о предполагаемых сериях и моделях клюшек с удивительными названиями «военного образца»: «С-300», «С-400», «АК-47» и «Катюша». Последней каплей стало обсуждение в соцсетях предложения компании «ЗаряД» (так назвал компанию сам хоккеист от своего прозвища «Заря») «золотых клюшек». Изначально говорилось о том, что завод построят в Елабужском районе, где родился и вырос сам Зарипов. В итоге с учетом статуса ТОСЭР, который получил автоград, решили открыть в Челнах. Директором завода стал Иван Савин, тоже хоккеист, игрок «Трактора», «Металлурга», «Спартака», «Нефтехимика».

Бизнес-команда Зарипова намерена сконцентрироваться на производстве хоккейных композитных клюшек из углепластика (карбона) и стекловолокна под одноименной торговой маркой «ЗаряД», «способных конкурировать с импортными аналогами», проектной мощностью в 40 тысяч единиц в год. Как объясняют в компании, карбон сегодня является самым популярным материалом для клюшек, используемых профессионалами, «сочетающим в себе лучшие свойства дерева и алюминия, предоставляющим игроку классическое чувство контроля над шайбой и точность производственных характеристик». На рынок завод планирует выйти с немаленьким ассортиментом, преимущественно рассчитанным на профессиональных игроков: от клюшек для первого длинного паса и точной игры в длинный пас до максимально длинных бросков и снайперских. Основным своим конкурентным преимуществом на татарстанском заводе считают цену, вроде бы, она «значительно ниже западных аналогов при соответствующих им качественных показателях».

Как «Алабуга» проиграла челнинскому ТОСЭРу

В настоящий момент на заводе завершены строительные и монтажные работы, пусконаладочные работы находятся на завершающем этапе. Поставлены материалы и «установлены стабильные отношения с поставщиками». Одним из главных партнеров, что любопытно, стало предприятие «Алабуга-Волокно», принадлежащее «Росатому» и расположенное, как известно, неподалеку — в ОЭЗ «Алабуга». Почему елабужская ОЭЗ «проиграла» челнинскому ТОСЭРу, знают, наверное, лишь власти РТ. Напомним, что резидент ТОСЭР обязуется создать не менее 20 новых рабочих мест в первый год работы (не менее 30 — за 10 лет) и осуществить не менее 5 млн рублей новых инвестиций в первый год работы (и не менее 50 миллионов рублей в период действия соглашения с минэкономразвития РФ — 10 лет). Интересно также, что перед производством предварительно отобранный персонал (пока организовано 50 рабочих мест, но обещают их увеличить в разы) в течение трех месяцев проходил обучение… почему-то в Китае «на аналогичном оборудовании», факт, который, конечно, не мог не насторожить наблюдателей. Ежегодные отчисления в бюджет при выходе на проектную мощность, запланированную на 2018 год, должны составить около 60 млн рублей. Согласно бизнес-плану, срок окупаемости проекта составит 3 года.

«Сначала я думал, что это просто клюшки…»

Открытие, назначенное на 14 часов, внезапно началось на полчаса раньше — автомобили премьера РТ Ильдара Халикова и мэра Наиля Магдеева стремительно влетели на площадку перед заводом (который пока не так-то просто найти). Выскочивший из авто премьер, встретившись с директором завода и его вдохновителем, не мог сдержать эмоций:

— Пока летел [на вертолете, — прим. ред.] — столько прочитал интересного! — возбужденно делился впечатлениями с Данисом Зариповым Ильдар Халиков. — Больше, чем вчера узнал [на комиссии ТОСЭР, где решалась судьба резидента «ЗаряД» — прим. ред.]. Проект точно получится! Нам очень важно, чтобы были такие высокотехнологичные вещи. Сначала я думал, что это просто клюшки, а теперь понял, что это совсем не клюшки, а хорошая, высокая технология! Клюшки это, скажем так, производный продукт умных, сильных ребят, которые решили высокотехнологично идти к новым пределам, притом очень конкурентный продукт!

Как бывший защитник «Металлурга» защищал резидента ТОСЭР

На самом открытии премьер заметил, что факт появления такого завода в Татарстане не случаен: в РТ восемь профессиональных команд, более 35 тыс. игроков в хоккей, 40 ледовых и более 700 зимних площадок: «Это показатель больше, чем в большинстве развитых стран, и очень близок только к скандинавским странам». Он также признался, что не знает точно, какое мероприятие он посещает сейчас — спортивное или нефтехимическое? Но выразил уверенность, что это станет ясно «года через три—пять». Халиков также вспомнил «пророческие слова президента РТ Рустама Минниханова, сказанные им на открытии проекта «Алабуга-Волокно»: «Когда-нибудь из этой продукции будут производить продукцию мирового уровня».

— Вчера, когда рассматривал вопрос на комиссии — хочу, кстати, поздравить, компания «ЗаряД» вошла в число резидентов ТОСЭР — меня искренне удивил Иван Анатольевич [Савин, — прим. ред.]. Только я собирался задать какой-то вопрос — а он, раз, следующим слайдом на него отвечает. У меня новый вопрос — у него снова ответ, у меня еще один вопрос — у него опять ответ! — удивился премьер реакции Савина.

Надо признаться, что послать защищать проект на комиссию именно Ивана Савина было стратегически верным решением. Так как директор завода в свое время играл в разных командах и на одной позиции — догадайтесь, какой? — в защите!

Современные клюшки на 50% химия!

Мэр города Наиль Магдеев выразил уверенность, что челнинскими клюшками еще будут забиты голы «во славу нашей страны», а то, что сборная РФ всегда будет на первом месте — мэр автограда убежден. Двукратный олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира, девятикратный чемпион СССР Сергей Макаров (включенный в июне этого года в Зал славы НХЛ), приглашенный на открытие, в свою очередь, ответил на вопрос Ильдара Халикова, чего в мероприятии было больше — химии или спорта:

— Химия это или спорт? Современные клюшки — на 50% химия! Спасибо Данису, он, как настоящий конструктор, прежде чем предложить что-то, сам на себе испытал клюшки. Пришло время представить клюшки всему хоккейному сообществу. Мне говорили ребята, их испытавшие, они ничем не отличаются от мировых стандартов [«да и гораздо лучше их!», — не выдержав, воскликнул министр экономики Артем Здунов из толпы]. Это очень большой и рискованный шаг — конкурировать с мировыми брендами. Но, наверное, только хоккеист смог рискнуть. Если не пробовать, никогда не будет результата.

Данис Зарипов в своей речи извинился за свое волнение («все-таки первый проект»), он постоянно заикался, сбивался, читал по бумажке и явно был немного не в своей тарелке. Он сообщил, что клюшки его будут изготовлены «из особо прочного углеволокна». А сама идея производства клюшек, признался хоккеист, возникла после того, как он с коллегами удивился, узнав, что в России нет производства профессиональных клюшек. А подтолкнула идею к реализации, уверяет Зарипов, озвученная властями РФ цель по импортозамещению. Наконец, Магдееву, Макарову и Халикову были вручены именные клюшки, с которыми они попозировали фотографам. И отправились открывать сам завод. Но на пути к точке открытия премьер-министр встретил маленького хоккеиста, который усиленно бомбардировал шайбами ворота в огороженном месте, где все желающие могли забить гол или же, как чиновники, попозировать перед смартфонами. В итоге Халиков сыграл-таки мини-матч с мальцом (счет неизвестен), несмотря на 30-градусную жару.

Завод открывал сам Данис Зарипов. При этом открытие было «в хоккейном стиле». Перед входом на завод поставили хоккейные ворота и положили шайбу. А хоккеист забил буллит, лихо ударив клюшкой собственного производства по пустым воротам. Взметнувшиеся искры из двух «фонтанов» чуть не забрызгали в итоге вип-персон. На заводе, во всяком случае, на первом этапе (всего их — 57) гостям в нос ударил резкий запах, похожий на ацетон. Рабочие были в «намордниках», но чиновникам «намордники» раздать никто не догадался. Гид, в то время как большинство уже готово было вырваться с завода на свободу, сообщал, что на заводе все делается с нуля, «никаких полуфабрикатов». «Путем прогона наших секретных материалов мы получаем…» — продолжал гид, но его прервал удивившийся Халиков, любовно взяв в руку какой-то рулон: «Вот это превращается в клюшку?!».

«Не сочтите это за излишнюю милитаризацию…»

Тем счастливчикам, которых ацетон (или что бы там ни было) выгнал на свободу, директор по продажам компании Алексей Гоголев в это время рассказывал о продуктах. «Продавая» товар, Гоголев заметил, что клюшки «ЗаряДа» — это «клюшки, произведенные хоккеистами для хоккеистов», благодаря чему, мол, все доведено до самых лучших характеристик. По уровню качества, уверял директор, клюшки уже можно ставить в линию с мировыми брендами. Всего компания намерена производить клюшки двух серий — «С» и «АК». Серия «С» будет состоять из двух моделей — «С-400» и «С-300». Очевидные параллели с названием семейства зенитно-ракетных комплексов налицо, неужели команда Зарипова заразилась всеобщей милитаризацией? Гоголев заявил, что дело не столько в военных аллюзиях, сколько в том, что, «как и российский зенитный комплекс, клюшки «ЗаряДа» не имеют мировых аналогов и являются эталоном надежности».

— Не сочтите это за излишнюю милитаризацию, мы придали нашим моделям созвучное название, чтобы наши отечественные игроки стреляли так же сильно, точно, мощно по воротам соперника! — воскликнул Гоголев.

Топовая клюшка «С-400» изначально сделана для профессиональных игроков. От знакомых хоккеистов Зарипова, уверяет Гоголев, нет отбоя — многие хотят протестировать татарстанские клюшки. В свою очередь, компания Зарипова учитывает ответную связь и все пожелания потенциальных клиентов. У клюшки профессиональная длина — 60 дюймов (на самом деле 63 — так как «легче клюшку укоротить, чем наращивать длину»). Вес клюшки — 425 граммов, что «при такой длине — идеальный параметр». У профессиональной клюшки есть мягкая зона в середине рукоятия, рукоятие прямоугольное, со скользящим покрытием. «Мы сделали очень жесткий крюк, потому что убеждены, что жесткость крюка — первый по важности параметр клюшки, так как на крюк приходится очень большая нагрузка, он должен выдерживать броски с давлением, аналогичным 100 килограммам».

«АК» — следующий модельный ряд. Эта клюшка будет с нижней зоной прогиба, ее компания будет пытаться продать игрокам, предпочитающим резкие кистевые броски: для форвардов, которые делают броски без замаха, броски с ходу. «Клюшка для тех, кто хорош в дриблинге, любит пофинтить, у нее углы трубы скругленные, что дает возможность быстро перемещать по клюшке руку, меняя хват», — заметил Гоголев. Серия представлена двумя моделями. Главная — это «АК-47», на нее уже, как уверяют на заводе, очередь из профессиональных клубов. Любопытно, что в недавнем интервью Савин прокомментировал, что название клюшки созвучно названию автомата Калашникова, примерно так же «по-военному», как Гоголев объяснил название модели «С-400»: «Данная модель создана специально для нападающих, она обладает нижним прогибом и идеально подходит для кистевого броска. Это подтверждено практикой. То есть эта клюшка создана для точного выстрела в цель — так же, как и автомат Калашникова». Можно предположить, что игроки НХЛ, вероятнее всего, клюшки с подобными названиями по известным причинам брать не будут, и если у компании Зарипова большое будущее, ей придется производить для американского хоккея (и огромного для клюшек рынка) клюшки с другими локализованными названиями…

«Гламурный дизайн», золотые клюшки и «перекрашенный «Варриор»

Модели С-300 и АК-12, кстати, обещают полностью производить из российских материалов. В планах также детская серия под скромным названием «Зарипов» — для детей от 6 до 10 лет. Кроме того, компания предлагает клюшку и для женщин «Катюша» — она исполнена в черно-розовом, по словам Гоголева, «гламурном» дизайне. Компания Зарипова также обещает «кастомизированные решения» вплоть до «нанесения стразиков на клюшки» (кому оно надо — другой вопрос…) и фамилий владельца клюшки. «ЗаряД», например, недавно, взбаламутил социальные сети предложением… золотых клюшек. Алексей Гоголев не стал называть покупателя золотых клюшек, но заметил, что они еще находятся в стадии производства, и обещал уже в ближайшие дни их продемонстрировать.

Тут стоить заметить, что конкурировать с уже существующими на рынке брендами будет нелегко. В настоящий момент российский рынок занят такими брендами, как Reebok, Easton, Warriors, Bauer и СCM. Что интересно, до открытия завода в профессиональных кругах активно муссировались слухи о том, что клюшка «ЗаряД» — всего лишь «перекрашенный «Варриор». На самом деле, отмечают специалисты, между ними мало что общего: «Это не перекрашенный «Варриор» (такие мнения высказывали некоторые пользователи ВК), так как баланс, конструктив и труба совершенно другие». На официальном сайте компании, кстати, можно ознакомиться с зариповскими инновациями: «многослойная карбоновая конструкция рукояти (комбинация разнонаправленного углеродного волокна для легкого веса и упругости рукояти)», «дополнительное усиление углов рукояти изнутри для противодействия ударам по клюшке и сохранения заявленной жесткости («супер-грань»)», «бесшовный переход рукояти в крюк, позволяющий разгрузить нижнюю часть клюшки для достижения оптимального баланса и минимизации потерь кинетической энергии при броске», «усиление молекулярных связей в полимерах последовательным вторичным нагревом для повышения прочности всей конструкции клюшки (технология двойного запекания)», кевларовая грань, ультрапена для гашения вибраций, мультиребра для точности броска и так далее.

«Короткая цель выйти на 10% российского рынка»

Пока Ильдар Халиков с командой дышали на заводе ацетоном, мы поинтересовались у директора по продажам Алексея Гоголева, есть ли уже сегодня конкретные оптовые покупатели, российские клубы, готовые купить первые партии. Оказалось, пока нет:

— Некоторые игроки обращались к нам с просьбой сделать индивидуальные заказы, чтобы на предсезонных турнирах люди имели возможность попробовать клюшки, и в начале нового сезона разместить заказ. Пока не готов назвать имена — это были предзаказы с целью ознакомиться. До старта сезона пять дней. Думаю, что через несколько дней на экранах ТВ вы сможете увидеть некоторых игроков с клюшками «ЗаряД».

— Будет ли ваша компания поставлять свой товар в розницу, или вы ориентируетесь только на оптовые партии и крупных покупателей?

— Мы представлены в девяти торговых точках сегодня…

— По России?

— Да. Мы работаем со специализированными хоккейными магазинами. У нас сложилась ценовая политика везде единая. Клюшка в Москве и во Владивостоке для конечного заказчика будет стоить одинаково. Мы первые в РФ точно и одни из первых в мире, кто сделал специальный заказ для обычного любителя хоккея. На нашем сайте любой может сделать заказ, и мы учтем его индивидуальные параметры — от противоскользящего покрытия и нанесения «шершавки» до написания номера игрока и длины клюшки. У нас сейчас каждый день с десяток индивидуальных заказов.

— Сколько сейчас в месяц вы клюшек продаете, сколько планируете продавать ежегодно?

— Сейчас, по сути, у нас первый день, официальное открытие завода. У нас есть долгие и короткие цели. Короткая цель — выйти на 10% российского рынка. Мы не полетим к цели на ракете, мы пойдем туда по лестнице. Сейчас речь идет буквально о 1000 штук в месяц. Но через год мы хотим в несколько десятков раз увеличить эту цифру.

— До 20 тыс. клюшек в год минимум?

— Да.

— Большинство клюшек на российском рынке чьего производства? Американского, китайского?

— Знаете, сейчас почти все, что есть на рынке, произведено в странах Юго-Восточной Азии.

«Никакого Китая нет! Импортозамещение это наша цель»

— В пресс-релизе было написано, что «предварительно отобранный персонал в течение трех месяцев прошел обучение в Китае на аналогичном оборудовании и готов приступить к работе», а в соцсетях говорили, что «ЗаряД» будет фактически продавать «китайские клюшки». Почему ваши работники ездили в Китай?

— Объясню, почему! Они ездили в Китай не потому, что хотели научиться у китайцев, а потому, что на этих площадках в Юго-Восточной Азии стоят производства, которые обеспечивают весь мир. Это, своего рода, технологическая площадка. Типа российской зоны «Сколково» под Москвой, где сидят представители научно-технической элиты, условно говоря. Мы здесь, в ТОСЭР, например. А в Китае свободная экономическая зона в мировом масштабе. У нас не реплика китайской технологии, а своя технология!

— То есть вы не будете торговать китайскими клюшками?

— Конечно нет! Наша заявка принята на патентование технологии клюшек. В ближайшее время выйдет документ, регламентирующий, что это наша собственная технология. Эти наши клюшки сделаны исключительно на нашей фабрике, вот прямо здесь и сейчас, в течение одной недели, с нуля. Никакого Китая нет! Импортозамещение — это наша цель. У нас стоит задача полностью перейти на российские материалы.

— А какая доля российских материалов в производстве клюшек сейчас?

— Порядка 80 на 20 в пользу наших. Но, вы знаете, проблема решается. В ТОСЭР с нами уже хотят работать. «Алабуга-Волокно» и прочие дочерние структуры «Росатома» идут с нами в одну сторону. Потому что сверху им тоже такую же задачу ставят: импортозаместить как можно большее количество материалов. Мы готовы с ними сотрудничать, брать в производство, постоянно экспериментировать. Вообще, для нас очень полезно, когда нам предлагают попробовать новый карбон или новую полимерную смолу или краску.

Сразу после нашей беседы с директором по продажам завод «ЗаряД» выпустил, наконец, вип-гостей, включая и министра экономики РТ Артема Здунова, у которого мы, пользуясь случаем, поинтересовались, будет ли Татарстан поддерживать «ЗаряД» по линии госзакупок. В частности, закупая клюшки для детских, например, или молодежных клубов. Министр заявил нам, что вопрос этот обсуждается:

— Если товар эксклюзивный — у нас есть гостехнологии, когда мы можем в соответствии с законодательством осуществлять закупки для учреждений. Думаю, мы рассмотрим этот вопрос. Производство открыто — мы теперь можем с этим работать, — пообещал он.

1/25
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров