Легенда хоккейного «Ак Барса» вооружит КХЛ татарскими клюшками «С-400» и «АК-47»

Компания «ЗаряД» по производству клюшек открыла сегодня завод в Челнах, став резидентом ТОСЭР, «короткая цель»: 10% российского рынка

Легенда хоккейного «Ак Барса» вооружит КХЛ татарскими клюшками «С-400» и «АК-47»
Фото: Сергей Афанасьев

В Набережных Челнах открылся завод по производству клюшек бывшего хоккеиста «Ак Барса» Даниса Зарипова. Проект стал резидентом ТОСЭР — так что за 10 лет команда Зарипова должна вложить в проект не менее 50 млн, в первый год — не менее 5. Срок окупаемости проекта — 3 года. Предполагаемая мощность — до 40 тыс. клюшек в год. Пока, как рассказали нам на заводе, они производят 1000 штук в месяц, есть индивидуальные заказы, но какие российские клубы КХЛ в числе крупных заказчиков, не говорят. Корреспондент «Реального времени» узнал, зачем рабочие завода ездили в Китай и будет ли компания продавать «китайские клюшки», откуда такие военизированные названия моделей, как «С-400», «АК-47» и «Катюша», и как компания намерена конкурировать с мировыми брендами.

Основное конкурентное преимущество «ЗаряДа» — цена

Впервые известие о том, что бывший хоккеист «Ак Барса», ныне играющий в магнитогорском «Металлурге», Данис Зарипов (четырехкратный обладатель Кубка Гагарина, трехкратный чемпион мира) намерен производить в Челнах клюшки, прозвучало еще прошлым летом. После чего целый год курсировали самые разные слухи, начиная с того, что хоккеист всего лишь будет покупать клюшки в Китае и лепить свой бренд, заканчивая информацией о предполагаемых сериях и моделях клюшек с удивительными названиями «военного образца»: «С-300», «С-400», «АК-47» и «Катюша». Последней каплей стало обсуждение в соцсетях предложения компании «ЗаряД» (так назвал компанию сам хоккеист от своего прозвища «Заря») «золотых клюшек». Изначально говорилось о том, что завод построят в Елабужском районе, где родился и вырос сам Зарипов. В итоге с учетом статуса ТОСЭР, который получил автоград, решили открыть в Челнах. Директором завода стал Иван Савин, тоже хоккеист, игрок «Трактора», «Металлурга», «Спартака», «Нефтехимика».

Бизнес-команда Зарипова намерена сконцентрироваться на производстве хоккейных композитных клюшек из углепластика (карбона) и стекловолокна под одноименной торговой маркой «ЗаряД», «способных конкурировать с импортными аналогами», проектной мощностью в 40 тысяч единиц в год. Как объясняют в компании, карбон сегодня является самым популярным материалом для клюшек, используемых профессионалами, «сочетающим в себе лучшие свойства дерева и алюминия, предоставляющим игроку классическое чувство контроля над шайбой и точность производственных характеристик». На рынок завод планирует выйти с немаленьким ассортиментом, преимущественно рассчитанным на профессиональных игроков: от клюшек для первого длинного паса и точной игры в длинный пас до максимально длинных бросков и снайперских. Основным своим конкурентным преимуществом на татарстанском заводе считают цену, вроде бы, она «значительно ниже западных аналогов при соответствующих им качественных показателях».

Бизнес-команда Зарипова намерена сконцентрироваться на производстве хоккейных композитных клюшек из углепластика и стекловолокна

Как «Алабуга» проиграла челнинскому ТОСЭРу

В настоящий момент на заводе завершены строительные и монтажные работы, пусконаладочные работы находятся на завершающем этапе. Поставлены материалы и «установлены стабильные отношения с поставщиками». Одним из главных партнеров, что любопытно, стало предприятие «Алабуга-Волокно», принадлежащее «Росатому» и расположенное, как известно, неподалеку — в ОЭЗ «Алабуга». Почему елабужская ОЭЗ «проиграла» челнинскому ТОСЭРу, знают, наверное, лишь власти РТ. Напомним, что резидент ТОСЭР обязуется создать не менее 20 новых рабочих мест в первый год работы (не менее 30 — за 10 лет) и осуществить не менее 5 млн рублей новых инвестиций в первый год работы (и не менее 50 миллионов рублей в период действия соглашения с минэкономразвития РФ — 10 лет). Интересно также, что перед производством предварительно отобранный персонал (пока организовано 50 рабочих мест, но обещают их увеличить в разы) в течение трех месяцев проходил обучение… почему-то в Китае «на аналогичном оборудовании», факт, который, конечно, не мог не насторожить наблюдателей. Ежегодные отчисления в бюджет при выходе на проектную мощность, запланированную на 2018 год, должны составить около 60 млн рублей. Согласно бизнес-плану, срок окупаемости проекта составит 3 года.

«Сначала я думал, что это просто клюшки…»

Открытие, назначенное на 14 часов, внезапно началось на полчаса раньше — автомобили премьера РТ Ильдара Халикова и мэра Наиля Магдеева стремительно влетели на площадку перед заводом (который пока не так-то просто найти). Выскочивший из авто премьер, встретившись с директором завода и его вдохновителем, не мог сдержать эмоций:

— Пока летел [на вертолете, — прим. ред.] — столько прочитал интересного! — возбужденно делился впечатлениями с Данисом Зариповым Ильдар Халиков. — Больше, чем вчера узнал [на комиссии ТОСЭР, где решалась судьба резидента «ЗаряД» — прим. ред.]. Проект точно получится! Нам очень важно, чтобы были такие высокотехнологичные вещи. Сначала я думал, что это просто клюшки, а теперь понял, что это совсем не клюшки, а хорошая, высокая технология! Клюшки это, скажем так, производный продукт умных, сильных ребят, которые решили высокотехнологично идти к новым пределам, притом очень конкурентный продукт!

«Это совсем не клюшки, а хорошая, высокая технология», — восхищался Ильдар Халиков

Как бывший защитник «Металлурга» защищал резидента ТОСЭР

На самом открытии премьер заметил, что факт появления такого завода в Татарстане не случаен: в РТ восемь профессиональных команд, более 35 тыс. игроков в хоккей, 40 ледовых и более 700 зимних площадок: «Это показатель больше, чем в большинстве развитых стран, и очень близок только к скандинавским странам». Он также признался, что не знает точно, какое мероприятие он посещает сейчас — спортивное или нефтехимическое? Но выразил уверенность, что это станет ясно «года через три—пять». Халиков также вспомнил «пророческие слова президента РТ Рустама Минниханова, сказанные им на открытии проекта «Алабуга-Волокно»: «Когда-нибудь из этой продукции будут производить продукцию мирового уровня».

— Вчера, когда рассматривал вопрос на комиссии — хочу, кстати, поздравить, компания «ЗаряД» вошла в число резидентов ТОСЭР — меня искренне удивил Иван Анатольевич [Савин, — прим. ред.]. Только я собирался задать какой-то вопрос — а он, раз, следующим слайдом на него отвечает. У меня новый вопрос — у него снова ответ, у меня еще один вопрос — у него опять ответ! — удивился премьер реакции Савина.

Надо признаться, что послать защищать проект на комиссию именно Ивана Савина было стратегически верным решением. Так как директор завода в свое время играл в разных командах и на одной позиции — догадайтесь, какой? — в защите!

Современные клюшки на 50% химия!

Мэр города Наиль Магдеев выразил уверенность, что челнинскими клюшками еще будут забиты голы «во славу нашей страны», а то, что сборная РФ всегда будет на первом месте — мэр автограда убежден. Двукратный олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира, девятикратный чемпион СССР Сергей Макаров (включенный в июне этого года в Зал славы НХЛ), приглашенный на открытие, в свою очередь, ответил на вопрос Ильдара Халикова, чего в мероприятии было больше — химии или спорта:

— Химия это или спорт? Современные клюшки — на 50% химия! Спасибо Данису, он, как настоящий конструктор, прежде чем предложить что-то, сам на себе испытал клюшки. Пришло время представить клюшки всему хоккейному сообществу. Мне говорили ребята, их испытавшие, они ничем не отличаются от мировых стандартов [«да и гораздо лучше их!», — не выдержав, воскликнул министр экономики Артем Здунов из толпы]. Это очень большой и рискованный шаг — конкурировать с мировыми брендами. Но, наверное, только хоккеист смог рискнуть. Если не пробовать, никогда не будет результата.

Идея производства клюшек, признался Зарипов, возникла после того, как он узнал, что в России нет производства профессиональных клюшек

Данис Зарипов в своей речи извинился за свое волнение («все-таки первый проект»), он постоянно заикался, сбивался, читал по бумажке и явно был немного не в своей тарелке. Он сообщил, что клюшки его будут изготовлены «из особо прочного углеволокна». А сама идея производства клюшек, признался хоккеист, возникла после того, как он с коллегами удивился, узнав, что в России нет производства профессиональных клюшек. А подтолкнула идею к реализации, уверяет Зарипов, озвученная властями РФ цель по импортозамещению. Наконец, Магдееву, Макарову и Халикову были вручены именные клюшки, с которыми они попозировали фотографам. И отправились открывать сам завод. Но на пути к точке открытия премьер-министр встретил маленького хоккеиста, который усиленно бомбардировал шайбами ворота в огороженном месте, где все желающие могли забить гол или же, как чиновники, попозировать перед смартфонами. В итоге Халиков сыграл-таки мини-матч с мальцом (счет неизвестен), несмотря на 30-градусную жару.

Завод открывал сам Данис Зарипов. При этом открытие было «в хоккейном стиле». Перед входом на завод поставили хоккейные ворота и положили шайбу. А хоккеист забил буллит, лихо ударив клюшкой собственного производства по пустым воротам. Взметнувшиеся искры из двух «фонтанов» чуть не забрызгали в итоге вип-персон. На заводе, во всяком случае, на первом этапе (всего их — 57) гостям в нос ударил резкий запах, похожий на ацетон. Рабочие были в «намордниках», но чиновникам «намордники» раздать никто не догадался. Гид, в то время как большинство уже готово было вырваться с завода на свободу, сообщал, что на заводе все делается с нуля, «никаких полуфабрикатов». «Путем прогона наших секретных материалов мы получаем…» — продолжал гид, но его прервал удивившийся Халиков, любовно взяв в руку какой-то рулон: «Вот это превращается в клюшку?!».

Открытие завода было «в хоккейном стиле»

«Не сочтите это за излишнюю милитаризацию…»

Тем счастливчикам, которых ацетон (или что бы там ни было) выгнал на свободу, директор по продажам компании Алексей Гоголев в это время рассказывал о продуктах. «Продавая» товар, Гоголев заметил, что клюшки «ЗаряДа» — это «клюшки, произведенные хоккеистами для хоккеистов», благодаря чему, мол, все доведено до самых лучших характеристик. По уровню качества, уверял директор, клюшки уже можно ставить в линию с мировыми брендами. Всего компания намерена производить клюшки двух серий — «С» и «АК». Серия «С» будет состоять из двух моделей — «С-400» и «С-300». Очевидные параллели с названием семейства зенитно-ракетных комплексов налицо, неужели команда Зарипова заразилась всеобщей милитаризацией? Гоголев заявил, что дело не столько в военных аллюзиях, сколько в том, что, «как и российский зенитный комплекс, клюшки «ЗаряДа» не имеют мировых аналогов и являются эталоном надежности».

— Не сочтите это за излишнюю милитаризацию, мы придали нашим моделям созвучное название, чтобы наши отечественные игроки стреляли так же сильно, точно, мощно по воротам соперника! — воскликнул Гоголев.

Топовая клюшка «С-400» изначально сделана для профессиональных игроков. От знакомых хоккеистов Зарипова, уверяет Гоголев, нет отбоя — многие хотят протестировать татарстанские клюшки. В свою очередь, компания Зарипова учитывает ответную связь и все пожелания потенциальных клиентов. У клюшки профессиональная длина — 60 дюймов (на самом деле 63 — так как «легче клюшку укоротить, чем наращивать длину»). Вес клюшки — 425 граммов, что «при такой длине — идеальный параметр». У профессиональной клюшки есть мягкая зона в середине рукоятия, рукоятие прямоугольное, со скользящим покрытием. «Мы сделали очень жесткий крюк, потому что убеждены, что жесткость крюка — первый по важности параметр клюшки, так как на крюк приходится очень большая нагрузка, он должен выдерживать броски с давлением, аналогичным 100 килограммам».

«АК» — следующий модельный ряд. Эта клюшка будет с нижней зоной прогиба, ее компания будет пытаться продать игрокам, предпочитающим резкие кистевые броски: для форвардов, которые делают броски без замаха, броски с ходу. «Клюшка для тех, кто хорош в дриблинге, любит пофинтить, у нее углы трубы скругленные, что дает возможность быстро перемещать по клюшке руку, меняя хват», — заметил Гоголев. Серия представлена двумя моделями. Главная — это «АК-47», на нее уже, как уверяют на заводе, очередь из профессиональных клубов. Любопытно, что в недавнем интервью Савин прокомментировал, что название клюшки созвучно названию автомата Калашникова, примерно так же «по-военному», как Гоголев объяснил название модели «С-400»: «Данная модель создана специально для нападающих, она обладает нижним прогибом и идеально подходит для кистевого броска. Это подтверждено практикой. То есть эта клюшка создана для точного выстрела в цель — так же, как и автомат Калашникова». Можно предположить, что игроки НХЛ, вероятнее всего, клюшки с подобными названиями по известным причинам брать не будут, и если у компании Зарипова большое будущее, ей придется производить для американского хоккея (и огромного для клюшек рынка) клюшки с другими локализованными названиями…

На заводе все делается с нуля, «никаких полуфабрикатов»

«Гламурный дизайн», золотые клюшки и «перекрашенный «Варриор»

Модели С-300 и АК-12, кстати, обещают полностью производить из российских материалов. В планах также детская серия под скромным названием «Зарипов» — для детей от 6 до 10 лет. Кроме того, компания предлагает клюшку и для женщин «Катюша» — она исполнена в черно-розовом, по словам Гоголева, «гламурном» дизайне. Компания Зарипова также обещает «кастомизированные решения» вплоть до «нанесения стразиков на клюшки» (кому оно надо — другой вопрос…) и фамилий владельца клюшки. «ЗаряД», например, недавно, взбаламутил социальные сети предложением… золотых клюшек. Алексей Гоголев не стал называть покупателя золотых клюшек, но заметил, что они еще находятся в стадии производства, и обещал уже в ближайшие дни их продемонстрировать.

Тут стоить заметить, что конкурировать с уже существующими на рынке брендами будет нелегко. В настоящий момент российский рынок занят такими брендами, как Reebok, Easton, Warriors, Bauer и СCM. Что интересно, до открытия завода в профессиональных кругах активно муссировались слухи о том, что клюшка «ЗаряД» — всего лишь «перекрашенный «Варриор». На самом деле, отмечают специалисты, между ними мало что общего: «Это не перекрашенный «Варриор» (такие мнения высказывали некоторые пользователи ВК), так как баланс, конструктив и труба совершенно другие». На официальном сайте компании, кстати, можно ознакомиться с зариповскими инновациями: «многослойная карбоновая конструкция рукояти (комбинация разнонаправленного углеродного волокна для легкого веса и упругости рукояти)», «дополнительное усиление углов рукояти изнутри для противодействия ударам по клюшке и сохранения заявленной жесткости («супер-грань»)», «бесшовный переход рукояти в крюк, позволяющий разгрузить нижнюю часть клюшки для достижения оптимального баланса и минимизации потерь кинетической энергии при броске», «усиление молекулярных связей в полимерах последовательным вторичным нагревом для повышения прочности всей конструкции клюшки (технология двойного запекания)», кевларовая грань, ультрапена для гашения вибраций, мультиребра для точности броска и так далее.

«Короткая цель выйти на 10% российского рынка»

Пока Ильдар Халиков с командой дышали на заводе ацетоном, мы поинтересовались у директора по продажам Алексея Гоголева, есть ли уже сегодня конкретные оптовые покупатели, российские клубы, готовые купить первые партии. Оказалось, пока нет:

— Некоторые игроки обращались к нам с просьбой сделать индивидуальные заказы, чтобы на предсезонных турнирах люди имели возможность попробовать клюшки, и в начале нового сезона разместить заказ. Пока не готов назвать имена — это были предзаказы с целью ознакомиться. До старта сезона пять дней. Думаю, что через несколько дней на экранах ТВ вы сможете увидеть некоторых игроков с клюшками «ЗаряД».

В огороженном месте все желающие могли забить гол

— Будет ли ваша компания поставлять свой товар в розницу, или вы ориентируетесь только на оптовые партии и крупных покупателей?

— Мы представлены в девяти торговых точках сегодня…

— По России?

— Да. Мы работаем со специализированными хоккейными магазинами. У нас сложилась ценовая политика везде единая. Клюшка в Москве и во Владивостоке для конечного заказчика будет стоить одинаково. Мы первые в РФ точно и одни из первых в мире, кто сделал специальный заказ для обычного любителя хоккея. На нашем сайте любой может сделать заказ, и мы учтем его индивидуальные параметры — от противоскользящего покрытия и нанесения «шершавки» до написания номера игрока и длины клюшки. У нас сейчас каждый день с десяток индивидуальных заказов.

— Сколько сейчас в месяц вы клюшек продаете, сколько планируете продавать ежегодно?

— Сейчас, по сути, у нас первый день, официальное открытие завода. У нас есть долгие и короткие цели. Короткая цель — выйти на 10% российского рынка. Мы не полетим к цели на ракете, мы пойдем туда по лестнице. Сейчас речь идет буквально о 1000 штук в месяц. Но через год мы хотим в несколько десятков раз увеличить эту цифру.

— До 20 тыс. клюшек в год минимум?

— Да.

— Большинство клюшек на российском рынке чьего производства? Американского, китайского?

— Знаете, сейчас почти все, что есть на рынке, произведено в странах Юго-Восточной Азии.

«Никакого Китая нет! Импортозамещение это наша цель»

— В пресс-релизе было написано, что «предварительно отобранный персонал в течение трех месяцев прошел обучение в Китае на аналогичном оборудовании и готов приступить к работе», а в соцсетях говорили, что «ЗаряД» будет фактически продавать «китайские клюшки». Почему ваши работники ездили в Китай?

— Объясню, почему! Они ездили в Китай не потому, что хотели научиться у китайцев, а потому, что на этих площадках в Юго-Восточной Азии стоят производства, которые обеспечивают весь мир. Это, своего рода, технологическая площадка. Типа российской зоны «Сколково» под Москвой, где сидят представители научно-технической элиты, условно говоря. Мы здесь, в ТОСЭР, например. А в Китае свободная экономическая зона в мировом масштабе. У нас не реплика китайской технологии, а своя технология!

Персонал в течение трех месяцев прошел обучение в Китае на аналогичном оборудовании

— То есть вы не будете торговать китайскими клюшками?

— Конечно нет! Наша заявка принята на патентование технологии клюшек. В ближайшее время выйдет документ, регламентирующий, что это наша собственная технология. Эти наши клюшки сделаны исключительно на нашей фабрике, вот прямо здесь и сейчас, в течение одной недели, с нуля. Никакого Китая нет! Импортозамещение — это наша цель. У нас стоит задача полностью перейти на российские материалы.

— А какая доля российских материалов в производстве клюшек сейчас?

— Порядка 80 на 20 в пользу наших. Но, вы знаете, проблема решается. В ТОСЭР с нами уже хотят работать. «Алабуга-Волокно» и прочие дочерние структуры «Росатома» идут с нами в одну сторону. Потому что сверху им тоже такую же задачу ставят: импортозаместить как можно большее количество материалов. Мы готовы с ними сотрудничать, брать в производство, постоянно экспериментировать. Вообще, для нас очень полезно, когда нам предлагают попробовать новый карбон или новую полимерную смолу или краску.

Сразу после нашей беседы с директором по продажам завод «ЗаряД» выпустил, наконец, вип-гостей, включая и министра экономики РТ Артема Здунова, у которого мы, пользуясь случаем, поинтересовались, будет ли Татарстан поддерживать «ЗаряД» по линии госзакупок. В частности, закупая клюшки для детских, например, или молодежных клубов. Министр заявил нам, что вопрос этот обсуждается:

— Если товар эксклюзивный — у нас есть гостехнологии, когда мы можем в соответствии с законодательством осуществлять закупки для учреждений. Думаю, мы рассмотрим этот вопрос. Производство открыто — мы теперь можем с этим работать, — пообещал он.

1/25
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 18 авг
    Классное фото
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    Неужели производство клюшек так выгодно?
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    С каких это пор клюшки стали высокими технологиями))) смешно)))
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    Дадим народу татарские клюшки!
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    Молодцы татары, уже и до клюшек добрались. Видно далеко идущие планы строят.
    Ответить
  • Анонимно 19 авг
    Успехов!
    Ответить
  • Анонимно 19 авг
    если еще к этому производству "привинтить" науку, то успех обеспечен! Неплохо было бы подумать и о производстве хоккейной амуниции мирового уровня. Существующий российский ЭФСИ не тянет на высокий уровень.
    Ответить
  • Анонимно 19 авг
    Дядя Вася.
    Маленький шаг для Большого будущего. Какая разница какие там технологии, высокие или нет? Если для потребителя это качество нравится. Главное еще 9 млн. долл. в год не будут уходить из страны на импорт!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров