Гостиницы Татарстана: инвесторы по-прежнему верят лишь в Казань. Часть 1

Гостиницы Татарстана: инвесторы по-прежнему верят лишь в Казань. Часть 1
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В прошлом году газета «Реальное время» провела масштабное исследование гостиничного рынка. Спустя год мы вновь обращаемся к этой отрасли. Цифры показывают, что интерес инвесторов к гостиничному рынку не спадает, а, напротив, увеличивается. В 2015 году число объектов размещения вопреки увещеваниям старожил рынка только увеличилось. Казани гостиницы больше не нужны, считают эксперты. Но районы Татарстана, к сожалению, пока не очень нужны инвесторам.

Туристический поток в Татарстане продолжает демонстрировать положительную динамику. Для любого, кто хоть немного осмысливает происходящее, очевидно, что туристов в Казани стало гораздо больше — это понимаешь, слыша ежедневно в центре иностранную речь, наблюдая десятки иногородних машин, увеличившееся число кафе, ресторанов, отелей. Упрямые же цифры показывают, что взрывного роста турпотока не происходит, но стабильный интерес к Казани и Татарстану у туристов очевидно есть. На 12,8% увеличилось в первой половине 2016 года число туристов, воспользовавшихся водным транспортом, примерно на 4% вырос пассажиропоток в аэропортах Татарстана за этот же период в сравнении с тем же периодом прошлого года. Это придает отельерам оптимизма относительно своего будущего.

Чемпионат по водным видам спорта поднял волну

В 2015 году после снижения динамики увеличения объектов размещения годом ранее, число гостиниц, хостелов и отелей вновь сильно выросло. И вновь за счет Казани, говорит Гульнара Сафина, вице-президент АРиО г. Казани и РТ, управляющая отелем «Релита-Казань». Интерес инвесторов к гостиничной индустрии по-прежнему волнообразный, — говорит эксперт — от одного крупного мероприятия до другого. Последняя волна «поднялась» в 2015 году перед Чемпионатам мира по водным видам спорта. В результате Татарстан разжился 35 новыми объектами. Из крупных отелей 2015 года — сетевой DoubleTree by Hilton Kazan City Centre (один из отелей сети Hilton в Казани ждали еще с начала 2000-х), «Ногай» в Доме печати, комплекс «Мано», открывшийся в Ново-Савиновском районе в конце 2015 года. Остальные же объекты, которые открылись в Казани, — это многочисленные хостелы. И в 2016 году тенденция продолжилась (подробнее о важных изменениях гостиничного рынка Казани в части 2 исследования «Реального времени»).

Один из крупных отелей 2015 года — сетевой DoubleTree by Hilton Kazan City Centre. realnoevremya.ru/Олега Тихонова.

Транспортная недоступность портит всю картину

По данным исследования аналитической группы «Реального времени» коллективные средства размещения приняли в 2015 году 1 млн 782 тысячи постояльцев, которые провели в отелях и санаториях почти 5 миллионов ночей, то есть по 2,8 на каждого. У туристов в Татарстане сегодня есть выбор из 385 коллективных средств размещения, из которых 288 — гостиницы и аналогичные объекты.

Число коллективных средств размещения (единица)

Регион

2011

2012

2013

2014

2015

количество

количество

изменение в сравнении с пред.периодом, в %

количество

изменение в сравнении с пред.периодом, в %

количество

Российская Федерация

13062

14019

7

14583

4

Приволжский федеральный округ

2395

2547

6

2556

0

Нижегородская область

220

258

17

278

8

Республика Башкортостан

377

374

-1

382

2

Самарская область

238

282

18

265

-6

Республика Татарстан

295

316

7

335

6

Пермский край

271

275

1

262

-5

Оренбургская область

215

235

9

236

0

Почти все показатели гостиничной отрасли Татарстана существенно выше, чем в соседних регионах по Приволжскому федеральному округу. Ниже только общее число коллективных средств размещения при большем номерном фонде, что говорит о том, что у перегнавших по этому показателю Татарстан Республике Башкортостан, Нижегородской и Самарской областям гостиниц и прочих мест размещения больше, но в среднем они располагают меньшим номерным фондом. Это отражает тенденцию, которую аналитическая группа «Реального времени» отметила еще в прошлом году: татарстанские (в первую очередь казанские) отельеры предпочитают строить более вместительные гостиницы. К концу 2014 года тот же показатель уже составлял 74,5 места против 61,5 места в 2012 году. В 2015 году ситуация принципиально не изменилась, наметился лишь минимальный тренд на снижение.

Число гостиниц и аналогичных средств размещения в регионах ПФО за 2011-2015 гг., единица, значение показателя за год, по полному кругу организаций

Регион

2011

2012

2013

2014

2015

значение

значение

изменение в %

значение

изменение в %

значение

Приволжский федеральный округ

1447

1553

7

1607

3

Нижегородская область

129

166

29

182

10

Республика Татарстан

199

217

9

238

10

Республика Башкортостан

224

216

-4

224

4

Самарская область

113

147

30

150

2

Пермский край

173

159

-8

163

3

Оренбургская область

146

159

9

166

4

Саратовская область

111

111

0

97

-13

Среди всех регионов ПФО лишь Нижегородская область составляет Татарстану заметную конкуренцию за туриста — во всех рейтингах туристической привлекательности Казань оставляет далеко позади любой город Поволжья. Абсолютные цифры у Татарстана сильно выше, но динамика увеличения числа постояльцев у региона более впечатляющая, чем у Татарстана. В 2015 году в коллективных средствах размещения Нижегородской области остановились почти 1,1 млн человек. Это почти на 600 тыс. меньше, чем в Татарстане, но на 11% больше, чем годом ранее. Кроме того, число ночевок, которое совершили туристы, выше чем в Татарстане — 3,9.

Между тем все регионы ПФО сталкиваются с одной и той же проблемой — слабая транспортная логистика. «Многих направлений авиа- и ж/д маршрутов просто не существует. А недостаточное количество стратегически важных рейсов, таких, например, как Казань — Санкт-Петербург, затрудняет рост потока туристов, — обращает внимание Елена Войтко, коммерческий директор ГРК «Казанская Ривьера». — Сейчас Казань и Питер соединяет один вылет в сутки в ночное время и достаточно дорогой. Санкт-Петербург — мощный туристический центр, куда сейчас хлынул поток из Китая. Если бы вылетов в Казань было больше и цена была бы более доступной, мы могли не только привлечь питерцев и жителей области, но и туристов из Китая в том числе».

Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (человек), значение показателя за год, по полному кругу организаций

2011

2012

2013

2014

2015

количество

значение показателя за год

изменение в %

значение показателя за год

изменение в %

значение показателя за год

Приволжский федеральный округ

5891837

6819578

16

7046529

3

Республика Татарстан

1238813

1430463

15

1569917

10

Нижегородская область

706522

854902

21

844859

-1

Республика Башкортостан

720552

876242

22

914504

4

Самарская область

577440

825218

43

811044

-2

Пермский край

577104

589201

2

608926

3

Оренбургская область

437709

539668

23

594868

10

Саратовская область

298333

359316

20

325825

-9

Владелец сети «Регина» Михаил Скоблионок также поднимает этот вопрос. Татарстану просто не хватает турпотока из-за отсутствия прямых перелетов в те регионы с страны, которые могли бы быть заинтересованы в поездках в Казань. Кроме того, потребности в прямых рейсах может и не возникнуть. Татарстан по-прежнему плохо знают в мире, считает он.

Между тем именно на развитие узнаваемости бренда Татарстана и рассчитана программа Visit Tatarstan, которая была широко представлена в 2016 году в Казани. Программа включает в себя айдентику, которая должна создать у потенциальных туристов понятные образы и понимание, зачем ехать в Татарстан, какие впечатления и опыты они здесь получат. Сегодня брендирование Visit Tatarstan активно используется на международных выставках, говорит Оксана Саргина, генеральный директор АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан». До конца года будет начата работа по аккредитации объектов гостиничной инфраструктуры в рамках программы, когда будет завершена работа по аккредитации туроператоров и ресторанов. До конца года, прогнозирует Оксана Саргина, будет аккредитовано 10 отелей.

Брендирование Visit Tatarstan активно используется на международных выставках, говорит Оксана Саргина. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Результат можно будет увидеть лишь через год в очередном исследовании. Пока же динамика увеличения потока иностранных туристов, действительно, не впечатляет. Если в 2014 году Татарстан посетили 145 998 иностранцев, то в 2015 году — 154 182.

Гостиниц нет и не будет?

Среди гостиниц, которые планируются к открытию в 2016 году, — «Кама» в Чистополе, в городе, который наряду со Свияжском, Елабугой, Тетюшами претендует на существенную долю туристического пирога, до сих пор располагал лишь одной гостиницей «Чистополь». Государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник здесь был открыт только в 2014 году, поэтому статистика посещений существует лишь за 2 минувших года, но согласно ей известно, что динамика посещений туристами внушительная. Если в 2014 году сюда приехало 24,7 тыс. человек, то в 2015 уже более 38 тыс.

Но отсутствие приличной инфраструктуры и в первую очередь гостиниц — это серьезное препятствие к развитию туризма в районах Татарстана. Сегодня достаточным номерным фондом могут похвастаться, пожалуй, лишь Свияжск и Елабуга. Елабуга испытывает дефицит мест размещения только перед Всероссийской Спасской ярмаркой (3 дня в начале августа), когда в город одновременно приезжают тысячи человек. Гостиницы бронируют за несколько месяцев, заняты они в том числе в соседних Набережных Челнах. В Болгаре ожидается открытие в 2017 году гостиничного комплекса «Кул Гали» на 300 мест (инвесторы ПАО «Татнефть» и ОАО «ТАИФ»), который закроет потребность в размещении. Пока же здесь лишь одна гостиница — «Регина», классифицированная на 2 звезды, палаточный лагерь на 800 мест и отдельные гостевые дома. Эти объекты не обеспечивают потребности туробъекта в номерном фонде, особенно в дни проведения фестиваля и джиена (национального праздника), говорит Лилия Сафина, заместитель директора по развитию Болгарского музея-заповедника. Появление новых объектов размещения, безусловно, скажется на сроке пребывания и географии туристов, считают в заповеднике. Оценивают увеличение турпотока в этом случае процентов на 5.

Динамика численности посетителей основных туристских центров Республики Татарстан

Название достопримечательности

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Казанский кремль

400200

806487

807748

1215059

1461190

2107225

Елабуга

130000

136800

140000

160000

250000

277100

Великий Болгар

50000

83096

133510

192872

285285

349765

Остров-град Свияжск

10000

17000

43287

108412

182222

261418

Тетюши

н/д

750

3000

5000

6860

10000

Чистополь

н/д

н/д

н/д

24700

38100

В упомянутом выше Чистополе и в Тетюшах пока все не так радужно, хотя они демонстрируют очень приличную динамику прироста туристического потока. «Места размещения в Тетюшах по-прежнему больной вопрос. Их, во-первых, мало, во-вторых, они малономерные, — делится Наталья Понедельникова, директор музея истории Тетюшского края. — Так, чтобы разместить группу хотя бы в 30 — 40 человек, вообще нет».

По ее словам, у экскурсантов есть желание остаться на ночевку в Тетюшах и в соседней Долгой Поляне (усадьба Молоствовых), но возможности нет. При этом, говорит Наталья Понедельникова, наличие места размещения могло бы существенно расширить туристические возможности принимающей стороны: можно было бы организовать водные экскурсии в Болгары, этнографические походы. «Вся юго-западная часть республики и ближайшие соседние регионы — это все наши потенциальные клиенты», — делится Понедельникова. Сегодня от общего числа экскурсантов (в 2015 году их число составило 10 тысяч человек) лишь 1 — 2% останавливаются в маленьких гостиницах Тетюш. По отзывам гостей города, лишь одна гостиница имеет положительные отклики.

Наталья Понедельникова вспоминает, что были желающие инвесторы, которые рассматривали возможность построить кемпинг в Долгой Поляне или в деревне Кашка (в последней даже с медицинским уклоном, так как в районе открыли завод уникальной минеральной воды). Но вопрос не решился.

Михаил Скоблионок довольно скептичен относительно открытия объектов размещения в Казани и в Татарстане. Он считает, что это нерентабельно и неперспективно: «Нужно строить отели там, где люди могут реально отдыхать, смотреть страну, где продукты питания и налоги в нормальных ценовых пределах. Отдыхать на Волге, где нет пляжей, вода цветет и грязная?! Турист выберет более подходящие места отдыха».

В ситуации с гостиницами непонятно — что должно появиться первым: индустрия или туристический трафик. Инвесторы готовы только идти за реальным турпотоком и видят его пока лишь в Казани. Но ситуация хотя и крайне медленно, но начинает меняться, показывают цифры: если в 2012 году, по состоянию на начало работы целевой программы «Развитие сферы туризма в РТ на 2013 — 2016 годы», 80% номерного фонда было сосредоточено в Казани, в 2015 году цифра составила уже 67,3%. Появляется тенденция на увеличение туристического потока в районы Татарстана. По нашим данным 73% сегодня — возвратные туристы. Это значит, что люди уже были в Казани и вернулись сюда, чтобы посмотреть что-то новое. Кроме того, на рост турпотока в районы будет влиять усиление позиционирования не одной Казани, а Татарстана в целом в рамках программы Visit Tatarstan. И третий фактор — это рост числа самостоятельных путешественников, говорит Оксана Саргина. Но и она реалистично смотрит на инвестиционные возможности районов Татарстана. Каждый большой город республики обеспечен отелями для деловых туристов, говорит она, встречаются и совершенно удивительные объекты с хорошим ремонтом, чистыми постелями и даже концепциями и в Елабуге, и в Бавлах. Но обеспечить загрузку отелей только за счет экскурсионного туризма пока невозможно.

Айгуль Чуприна
Аналитика

Новости партнеров